Воспитывать усидчивость во время занятия, активность, умение работать сообща, целеустремленность в достижении конечного результата.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: карточки с цифрами, 3 домика, билеты, картинки с видом транспорта, картинки для дидактические игры ,музыкальное сопровождение (звук самолета);
Раздаточный материал: цифры, веера, цветные карандаши, тетрадный лист в клетку, рабочая тетрадь, картинки с транспортом, смайлики.
Содержание образовательной деятельности детей:
Вводная часть. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель: - Сегодня у нас необычный день - мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну «Королевство Математики», путешествуя по которой, мы с вами научимся количественному счёту в пределах 10, а также будем определять предыдущее и последующее число.
Воспитатель: - Но, сначала давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям - ведь в путешествие отправляются в хорошем настроении.
Воспитатель: - Попасть туда мы сможем только на волшебном транспорте. Я вам загадаю загадку, а вы угадайте, на каком транспорте мы отправимся в путешествие.
Собирается в полёт И моторами поёт. Если очень повезёт, То с собою нас возьмёт. Самый главный там – пилот, А машина - ... (самолёт).
- А чтобы нам полететь, нужно приобрести билеты.
( Дети подходят к кассе и приобретают билеты).
Воспитатель: - А теперь назовите мне свои номера билетов. Проходим в самолёт и занимаем свои места.
Звучит звук полёта самолета под которую, дети попадают в королевство.
Воспитатель: - Мы прилетели с вами в королевство математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться.
2.Основная часть.
Воспитатель: - Вот первый домик жителей королевства Математика. В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра«Найди место в ряду»
- Дима расставь цифры на доске, остальные выполняют задание на местах.
А теперь посчитай, расставленные тобой цифры, в прямом и обратным порядке.
Воспитатель: Давайте вспомним с вами какие виды транспорта вы знаете. У меня в руках набор карточек по видам транспорта. Я показываю вам картинку, а вы называете вид транспорта.
А теперь нужно выполнить следующее задание: выбрать картинки с двумя видами транспорта: воздушным и водным. К доске пойдут Матвей и Маша, а остальные выполняют на местах.
Матвей, посчитай сколько получилось у вас картинок с воздушным видом транспорта, Маша посчитает сколько получилось у вас картинок с , и водным видом транспорта.(ответы детей)
- Молодцы все справились с заданием.
Игровое упражнение«Назови предыдущее и последующее число».
Воспитатель - Ребята, а вы знаете что у каждой цифры есть два соседа. Посмотрите на цифру 3, цифра - 2 стоящая с лева она меньше на один - называется предыдущим числом; цифра -4 стоящая справа от цифры 3 оно больше на один и называется последующим числом.
А сейчас мы с вами найдем числа - соседи цифры 5 .
- Назови соседей цифры 6?
- Какие числа живут рядом с цифрой 8?
- Назови соседей цифры 9?
Работа в тетрадях.( стр. 5)
Воспитатель: - В каждом домике живет по три числа. Вам нужно от центрального числа вписать числа-соседей, так чтобы слева от центрального числа было предыдущее, а справа – последующее число. Вот мы с вами справились с заданием , пора отдохнуть.
Музыкальная физкультминутка: «Самолёт»
Смотрите в небе самолёт (руки в стороны)
А в самолёте том пилот (очки)
Штурвалом ловко управляет ( руки в перёд)
И между облаков летает (руки в стороны)
Под самолётом то гора, ( руки перед собой домиком)
То лес дремучий, то нора, (руки над головой скреплены)
То в небо дивится народ, (рука перед глазами «козырёк)
То зайцы водят хоровод. ( танец)
Воспитатель: - А сейчас мы отправляемся во второй домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их отгадали. Узнаете?
- Да, это геометрические фигуры - большие озорники очень любят играть. Давайте мы их назовем?
«Ориентировка на тетрадном листе в клетку».
Воспитатель: - Пока мы называли фигуры, круги разыгрались, что поменялись местами.
Давайте поможем им найти свое место.
Оранжевый карандаш – нарисуйте кругв середине листа.
Красный карандаш - нарисуйте кругв левом верхнем углу .
Зеленый карандаш - нарисуйте кругв нижнем правом углу.
Желтый карандаш - нарисуйте кругв правом верхнем углу.
Синий карандаш - нарисуйте кругв нижнем левом углу
3.Заключительная часть.
Воспитатель: - Что-то мы загостились у геометрических фигур, нас еще ждут и в третьем домике.. - В этом домике живут Логические задачки. Самые любимые, самые озорные. Их задания самые сложные. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.
Дидактическое упражнение«Задачки в стихах».
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? ( 2)
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины.
Сколько их будет
в плетеной корзине? (3)
У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было 5 кадушек.
Сколько было в них лягушек? (5)
У стула 4 ножки. Сколько ножек у двух стульев?(8)
Воспитатель: - Еще в королевстве остались домики в которых мы с вами не успели побывать, но нам пора.
- Ребята пришло время возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в самолете. Пока мы летим, послушайте стихотворение.
(Звучит звук полёта самолета, под которую дети попадают в детский сад.)
Солнце в небе золотится. Ввысь летит большая птица, Закрывая нам крылом Солнце в небе голубом. Эта птица – самолет, Он отправился в полет (С. Колесникова).
4.Рефлексия.
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад.
- Куда сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие? (ответ детей в Королевство Математики).
С заданиями вы все справились. Молодцы. Спасибо вам.
- А теперь я вас попрошу оценить свою работу на занятии при помощи смайликов «весёлый» - хорошо, а «грустный» - плохо. Они лежат у вас на столах. Возьмите такой смайлик, который сочтёте нужным. Почему ты выбрал этот смайлик?
онспект по познавательному развитию в старшей «А» группе
Тема: «Счет в пределах 10. Смежные числа (числа-соседи). Распознание плоских геометрических фигур в окружающих предметах».
Цель: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, выявить знания детей по математике.
Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между). Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года. Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы: Игровой (использование сюрпризных моментов).Наглядный (использование иллюстрации).Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).Поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, волшебный цветок с загадками на каждом лепестке.
Ход НОД:
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!
Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы № 11. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут послание. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашей стране математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
Ребята, мы поможем жителям страны математики?
Ответы детей: Да.
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
- Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну математики на ковре-самолете.
- Садитесь на корточки и закрывайте глаза. Раз, два, три - в математической стране очутись!
- Мы попали с вами в страну математики.
- Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
- Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине)
- Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя?
(круг – не имеет углов).
Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
Итак, 1-ое задание:
«Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на! Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить»
Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?
Ответ детей: Выстроить числовой ряд.
- Ребята вы согласны? Давайте все вместе повторим числовой ряд.
Дети выкладывают на рабочем месте числовой ряд. Затем считаем в прямом от 1 до 10 и обратном направлении от 10 до 1.
- Ребята, а давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9?
Ответ детей: Восемь.
- Все согласны?
- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
- Назовите число, которое больше числа 3 на 1.
- Назовите число, которое больше числа 5 на 1.
- Назовите число, которое больше числа 7 на 1.
Оценка ответов.
Отправляемся дальше.
2-ое задание:
Воспитатель: Ребята, а сейчас нас ждет игра, но не простая. Эта игра - испытание «Верно-неверно». Поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил?
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- вечером вся семья собирается дома;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует среда;
- после субботы идет воскресение;
- перед пятницей стоит четверг;
- всего 5 времен года;
- весна наступает после лета.
Молодцы, вы были внимательными!
3-е задание:
А сейчас, ребята, нас ждет физ. минутка! Будьте внимательны!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
4-ое задание:
Воспитатель: Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места.
Итак, вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцов можно поселить в доме - вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем.
Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.
5-ое задание.
Воспитатель: Мы очутились с вами на поляне с волшебным цветком. Посмотрите, с цветком что-то случилось? Какой он?
Ответ детей: Серый, бесцветный, тусклый.
Воспитатель: Какое у него настроение?
Ответ детей: Грустное, плаксивое.
Воспитатель: Чтобы цветок нам к жизни вернуть, нужно его лепестки расколдовать от чар злого волшебника - отгадать его загадки. Тот, кто отгадает - тот лепесток с угаданной цифрой к жизни возвращает:
-Сколько солнышек на небе? (1)
-Сколько ушек у кота? (2)
-Сколько спинок у трёх свинок? (3)
-Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
-Пять щенят + мам Лайка, сколько будет, сосчитай-ка? (6)
-У маленькой Светы четыре конфеты.
Еще дала три Алла, сколько всего стало? (7)
Молодцы! Быстро всё разгадали!
Настроение у цветка изменилось?
Какое стало? (Ответы детей).
Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране математики, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь.
Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 10 до 0. (дети считают хором)
Воспитатель: Вот Мы и в детском саду.
Мы в королевстве побывали,
Очень многое узнали.
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад!
Рефлексия. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? (Ответы детей цепочкой).
Сегодня все дети работали хорошо.
Тема занятия: «Путешествие к Царице чисел».
Цели: Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счётом в пределах 10. Задачи: Образовательная: • - Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; • - закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа; • - Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года. Развивающая: • развивать внимание, воображение, творческие способности, речь. Воспитательная: • - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи. • - Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. • - Воспитывать интерес к математическим занятиям. Предварительная работа с детьми: • Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач. Оборудование: - карточки с задачами, листок в клеточку и карандаш по количеству детей, счетные палочки, сундучок с сюрпризом.
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята вы любите путешествия? (Ответы детей). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Царице чисел. Ей нужна наша помощь, так как злые разбойники украли 3 цифры. Поможем Царице их найти? (ответы детей). Нас будут ждать интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения и сообразительность, Готовы отправится в это увлекательное путешествие? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы узнаете на чем мы будем добираться. Ребята у каждого из вас на столе лежит лист с точками и цифрами. Ваша задача соединит цифры в правильном порядке. (поезд)
Что у вас получилось? (сравним с доской). Молодцы! Отправляемся в путешествие. Ребята, пока мы с Вами едим на поезде до Царицы чисел, давайте настроимся и потренируемся. Подготовимся? Для начала давайте вспомним: — Ребята, какой день недели сегодня? (четверг) — Какой день недели был вчера? (среда) — Какой день недели будет завтра? (пятница) — Сколько всего дней в неделе? (семь) — А какие дни выходные? (суббота и воскресенье) Сколько времён года(4) Сколько месяцев у каждого времени года(3) Сколько месяцев в году(12) Теперь, я буду называть ряд слов, а вы должны будете назвать лишнее слово. Зима, среда, весна, лето, осень (среда) Один, два, три, круг, четыре (круг) Плюс, минус, пятница, равно (пятница) А теперь я буду задавать вопросы слушайте внимательно. Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола) Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги) Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки) Если веревка толще нитки, то нитка? (Тоньше веревки) Если сестра старше брата, то брат? (Младше сестры)
Воспитатель: Молодцы ребята! Ну вот мы с вами и приехали. Смотрите тут письмо. Давайте его прочитаем. «Письмо. Дорогие ребята! У меня произошла беда, злые разбойники украли у меня цифры, без них у меня не получается построить числовой ряд, я надеюсь что вы мне поможете найти недостающие числа. Разбойники подготовили для вас задания и сказали, что за каждое правильное решение заданий они будут возвращать цифры. Я надеюсь на вашу помощь, одной мне не справиться.» Воспитатель: Ребята, поможем Царице? (ответы детей) И так, первое задание: Разбойники приготовили для нас задачи, давайте решим их: На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. Сколько стало щенят? (2)
В снег упал Антошка, А за ним Иринка. А за ней Сережка, А за ним Маринка. А потом упал Игнат.
dombay.getski.me
РЕКЛАМА
Прокат горных лыж и сноубордов в Домбае!
Прокат горных лыж и сноубордов! Большой выбор топового снаряжения. Бронируй заранее!
Узнать больше
Сколько на снегу ребят?(5)
У бабушки Маши внук Федор Кот Пушок. Собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось? (5)
На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось? (2)
На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло? (6)
На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось? (4)
Воспитатель: Ребята, тут написано, если мы решим правильно последнюю задачу, то получим первую цифру, которую украли разбойники. Слушайте внимательно. Посадила мама в печь Пироги с капустой печь. Для Наташи, Коли, Вовы Пироги уже готовы, Да еще один пирог Кот под лавку уволок. Да еще из печки пять Маме нужно вынимать. Если можешь, помоги — Сосчитай-ка пироги! (9) Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, и разбойники возвращают нам одну цифру. А сейчас давайте немножко отдохнем и отправимся дальше. Физкультминутка: Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) Воспитатель: Ну вот мы с вами немножко отдохнули, нужно двигаться дальше. Смотрите на столах для вас разбойники приготовили еще одно задание, если вы его правильно решите, они нам вернут еще одну цифру. Готовы? (ответы детей) «Состав числа». Ребята у каждого из вас лежат картинки с домиками, в каждом домике живет столько жильцов, сколько указано на крыше, например, в домике живет 7 жильцов, 5 уже поселилось, сколько человек будет жить в другой квартире? (2). Ребята, вам понятно задание? (ответы детей). Дети выполняют задания, состав числа.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием, разбойники нам возвращают еще одну цифру. Разминка: А теперь всем детям встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками) И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу) Воспитатель: Ребята, мы с вами уже вернули две цифры Царице чисел, нам осталось последнее задание, все готовы с ним справиться? (ответы детей) Посмотрите у нас на столе геометрические фигуры, нам нужно построить из них дом, но не просто построить, сначала нужно отгадывать, только после этого строить наш дом. 1. Четыре угла и четыре сторонки, Похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, И он за тобою не пустится вскачь. Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат)
Ставим квадрат. Это будет основание нашего дома.
2. Три моих стороны Могут разной быть длины. Где стороны встречаются – Угол получается. Что же вышло? Посмотри! Ведь углов-то тоже три. На меня вы посмотрите, Мое имя назовите.(Треугольник)
Ставим треугольник. Это крыша нашего дома.
3. Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник — Стал квадрат… (прямоугольник)
Ставим прямоугольник. Это будет труба для нашего дома. - Что еще не хватает нашему дому? (двери и окошки) 4. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня (круг)
Ставим круг. Ребята, давайте возьмем два круга, это будут наши окошки. 5. Обведи кирпич мелком На асфальте целиком, И получится фигура – Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник)
Ставим прямоугольник. Это будет дверь для нашего домика. Давайте посмотрим что у нас получилось
- Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовили для вас разбойники, и Царица чисел хочет вас поблагодарить. Письмо от Царицы чисел. «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали за ум, сообразительность и целеустремленность!».
Демонстрационный материал: карточки с цифрами, билеты, музыкальное сопровождение (звук трамвая), презентация с логическими задачками;
Раздаточный материал: цифры, домики, набор геометрических фигур, цветные карандаши, тетрадный лист в клетку, смайлики.
Содержание образовательной деятельности детей:
Вводная часть. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель: - Сегодня у нас необычный день - мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну «Королевство Математики», путешествуя по которой, мы с вами научимся количественному счёту в пределах 10, а также будем определять предыдущее и последующее число.
Воспитатель: - Попасть туда мы сможем только на волшебном транспорте. Я вам загадаю загадку, а вы угадайте, на каком транспорте мы отправимся в путешествие.
Дзынь-дзынь-дзынь!
-Я бью тревогу.
- Уступите мне дорогу.
Никуда мне не свернуть
У мены – по рельсам путь.
(Трамвай)
- А чтобы нам отправится в путь, нужно приобрести билеты.
( ДЕТИ ПОДХОДЯТ К КАССЕ И ПРИОБРЕТАЮТ БИЛЕТЫ).
Воспитатель: - А теперь назовите мне свои номера билетов. Проходим в трамвай и занимаем свои места согласно номеру. (Дети отчитывают от головы трамвая. Если на билете цифра 3, то 3-й стул)
Звучит звук трамвая под которую, дети едут в трамвае.
2.Основная часть.
Воспитатель: - И первая станция в королевство математики – «Строительная». Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться -это цифры.
Воспитатель: На этой улице живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду дома. Помогите им ребята найти своё место.
1.Дидактическая игра«Найди место в ряду»
- Матвей расставь цифры на доске, остальные выполняют задание на местах.
А теперь посчитай, расставленные тобой цифры, в прямом и обратном порядке.
Игровое упражнение«Назови предыдущее и последующее число».
Воспитатель - Ребята, а вы знаете что у каждой цифры есть два соседа. Посмотрите на цифру 3, цифра - 2 стоящая с лева она меньше на один - называется предыдущим числом; цифра -4 стоящая справа от цифры 3 оно больше на один и называется последующим числом.
А сейчас мы с вами найдем числа - соседи цифры 5.
- Назови соседей цифры 6?
- Какие числа живут рядом с цифрой 8?
- Назови соседей цифры 9?
Отправляемся дальше. Звучит звук трамвая под которую, дети едут в трамвае.
И следующая станция в стране математики – «Дружелюбная»
Дидактическая игра«Засели соседей в дом»
Воспитатель: - В каждом домике живет по три числа. Вам нужно от центрального числа вписать числа-соседей, так чтобы слева от центрального числа было предыдущее, а справа – последующее число.
Вот мы с вами справились с заданием, пора отдохнуть.
Физминутка «Отдохнем».
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Воспитатель: - А сейчас мы отправляемся дальше. Звучит звук трамвая под которую, дети едут в трамвае.
Только кто живет на этой станции, я вам не скажу. Я хочу, чтобы вы сами их отгадали. Узнаете?
- Да, это геометрические фигуры - большие озорники очень любят играть. Давайте мы их назовем?
Карта улицы «Геометрических фигур» . «Ориентировка на тетрадном листе в клетку».
Воспитатель: - Пока мы называли фигуры, они заблудились где кто живет.
Давайте поможем им найти свое место.
Оранжевый карандаш – нарисуйте круг в середине листа.
Красный карандаш - нарисуйте квадрат в левом верхнем углу.
Зеленый карандаш - нарисуйте прямоугольник в нижнем правом углу.
Желтый карандаш - нарисуйте овал в правом верхнем углу.
Синий карандаш - нарисуйте треугольник в нижнем левом углу.
Отправляемся дальше. Звучит звук трамвая под которую, дети едут в трамвае. Следующая станция – «Логические задачки». Самые любимые, самые озорные. Их задания самые сложные. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.
4.Дидактическое упражнение«Задачки в стихах». (Презентация)
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? ( 2)
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было 5 кадушек.
Сколько было в них лягушек? (5)
У стула 4 ножки. Сколько ножек у двух стульев? (8)
Воспитатель: Ребята пришло время возвращаться в детский сад. Усаживаемся ровно. Закрываем глаза.
Звучит звук трамвая под которую, дети едут в трамвае.
Дети открывайте глаза. Вспомните на каких станциях мы побывали.
4.Рефлексия.
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад.
- Куда сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие? (ответ детей в стране Математики).
С заданиями вы все справились. Молодцы. Спасибо вам.
А теперь я вас попрошу оценить свою работу на занятии при помощи смайликов «весёлый» - хорошо, а «грустный» - плохо. Они лежат у вас на столах. Возьмите такой смайлик, который сочтёте нужным. Почему ты выбрал этот смайлик?
Конспект занятия по ФЭМП на тему «Количественный и порядковый счёт. Смежные числа (числа-соседи).» в подготовительной группе
Познавательное развитие (ФЭМП)
Тема: Количественный и порядковый счёт. Смежные числа (числа-соседи).
Цель: расширить знания детей о счёте и числах.
Программное содержание:
Образовательные: закрепить умение ориентироваться в последовательности частей суток; закрепить умение счёта в прямом и обратном направлении в пределах 10; закрепить умение количественного и порядкового счёта; выкладывать числовой ряд и лесенку числовую; формировать умение различать смежные числа;
Посмотрите, какие у нас есть части суток. Назовите их (отв.) А теперь назовите их по порядку (отв.) Запомнили. А теперь поиграем в игру "Что дальше. ". Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы ловите, говорите ответ и бросаете мяч обратно и садитесь за столы. Готовы? Только внимательно слушаем вопрос.
1. Что ты делаешь утром?
2. Что ты делаешь днём?
3. Что ты делаешь вечером?
4. Что ты делаешь ночью?
5. Зачем люди спят?
6. Что нужно делать перед сном?
7. Что нельзя делать перед сном?
8. Что нужно делать утром после сна?
9. Что нужно делать перед едой?
10. Что нельзя делать перед едой?
11. Что можно делать после еды?
12. Что нельзя делать после еды?
13. Что делают после завтрака?
14. Что делаю после обеда?
15. Что делают после сна?
2. Основная часть.
- счётв разных направлениях:
Ребята, посмотрите на доску. Я приготовила числовую лесенку. Посмотрите внимательно, как она расположена. Она идёт от самой короткой к самой длинной. Какая палочка самая короткая? (белая) А какая самая длинная? (оранжевая) Давайте посчитаем от самой короткой палочки к самой длинной. (считаем от 1 до 10)
А теперь выложим у себя на столах тоже самой, как у меня. Сначала будем выкладывать числовой ряд, а только потом подбирать палочки Кьизенера к цифрам. Когда я позвоню в колокольчик, значит должны все закончить.
Молодцы, правильно!
А теперь поиграем. Я буду называть цифру, а вы говорите цвет палочки. Только говорим правильно, полным предложением.
Назови цвет палочки по цифрой 5. (отв.)
Назови цвет палочки под цифрой 3 (отв.)
Назови цвет палочки под цифрой 7 (отв.)
Назови цвет палочки под цифрой 6 (отв.)
Назови цвет палочки под цифрой 4 (отв.)
Назови цвет палочки под цифрой 10 (отв.)
Молодцы! А теперь посчитаем. Только слушайте внимательно. Я буду говорить первую и последнюю цифры, а вам надо будет сосчитать с первой до последней. Например - посчитайте с 2 до 4, будем считать 2, 3, 4. Будем считать в прямом и обратном порядке.
Назови числа от 6 до 9 (6, 7, 8, 9)
Назови числа от 5 до 3 (5, 4, 3)
Назови числа от 3 до 6 (3, 4, 5, 6)
Назови числа от 8 до 5 (8, 7, 6, 5)
Назови числа от 4 до 7 (4, 5, 6, 7)
Назови числа от 1 до 6 (1, 2, 3, 4, 5, 6)
А теперь, все вместе хором посчитаем от 1 до 10 и от 10 до 1. Будьте внимательны, мы должны слушать друг друга, чтобы хорошо получилось. Готовы? Начали: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 - 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Пройдём к ковру и немного разомнёмся. Потому что очень долго сидели.
- физминутка:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо встать.
- работа со смежными числами :
Ребята, посмотрите, у нас выложен числовой ряд и числовая лесенка. У каждого числа есть соседи, их называют числа-соседи. А как их по-другому называют? (смежные числа) Вот например, у числа 5 соседями являются 4 и 6.
Назовите соседей числа 3.
Назовите соседей числа 9.
Назовите соседей числа 8.
Назовите соседей числа 4.
Назовите соседей числа 2.
Назовите соседей числа 7.
Назовите соседей числа 6.
Назовите число, следующее за 9.
Назовите число, следующее за 2.
Назовите число, следующее за 7.
Назовите число, следующее за 5
Назовите число, следующее за 4.
Назовите предыдущее числу 10.
Назовите предыдущее числу 8.
Назовите предыдущее числу 7.
Назовите предыдущее числу 5.
Назовите предыдущее числу 2.
Назовите число на один меньше чем 3.
Назовите число на один меньше чем 5.
Назовите число на один меньше чем 7.
Назовите число на один меньше чем 9.
Назовите число на один больше чем 6.
Назовите число на один больше чем 5.
Назовите число на один больше чем 8.
Назовите число на один больше чем 6.
- физминутка:
1.2. – руки выше.
3.4. - плечи шире.
1.2.3.4 – мы немного отдохнули.
- количественный и порядковый счёт :
Я принесла для вас картинку из сказки. Рассмотрите ее внимательно и ответьте на вопросы:
Назовите сказку (Репка). Сколько героев сказки тянуло репку? (6) Сколько всего предметов нарисовано на картине? (7) Посчитайте их количество. (Один, два, три.) Посчитайте их по порядку. (Первый, второй, третий.) Кто из героев сказки стоит на третьем месте? (отв.)
Назовите, на каком месте находится мышка? (На седьмом, на последнем).