kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический совет "Формирование экологических представлений через проектную деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет в детском саду. Тема: "Формирование экологических представлений через проектную деятельность" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Формирование экологических представлений через проектную деятельность"»


МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»








Педагогический совет


«Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ»










Подготовила и провела

старший воспитатель

Гончарова Л.А.












Новохоперск, 2016г.

Тема педсовета:

«Формирование экологических представлений через проектную деятельность»


Задачи:

  • совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;

  • повышать методический уровень;

  • способствовать творческому поиску.


Форма проведения: круглый стол.


Вопросы:


  1. Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность.

  2. Виды экологической деятельности

  3. Специфика метода проектов

  4. Просмотр образцов экологических проектов.

  5. Блицтурнир.























1. Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность.


В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.


Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием не только каких-то механических действий (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительного мышления, психической деятельности.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.


Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:


- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;


- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;


- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;


- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.


Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов — сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.


Третья позиция берет начало, в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.


Четвертая позиция это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.


2. В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:


- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;


- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);


- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;


- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);


- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;


- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;


- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;


- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.


- проектная деятельность.


Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.


Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природ­ных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как пока­зали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран - и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов бли­жайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повсе­дневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения бу­дет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов... А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современ­ных условиях. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насе­комые, камни и т. д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать много­стороннее значение природы, получить опыт в просветитель­ской и природоохранной деятельности.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность по­могает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равно­правными партнерами. Однако для успешной проектной дея­тельности в воспитательно-образовательном процессе требуют­ся серьезная подготовка педагогов к организации проектирова­ния, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Проектирование требует от педагогов поиска инновацион­ных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно - процессуального подхода к реализации проектов.

- Что такое «экологический проект»?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определя­ется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет оп­ределенную структуру (Приложение 1).

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.


Специфика метода проектов


Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:


- он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;


- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;


- это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.


Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.








Экологические проекты в ДОУ


Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.


В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:


1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.

3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.


Этапы разработки и проведения проекта:


1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.

9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.






Заключение


В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.


Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.



2. Блицтурнир.

Педагоги делятся на две команды.

Задание. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учрежде­ниях. (Приложение 2.)


3. Домашнее задание:

- Разработать краткосрочный проект по экологическому воспитанию в группах.












Приложение 1 *

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА

  1. Проблема, которую мы хотим решить. При этом тради­ционное решение проблемы по тем или иным причинам не уст­раивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует.

  2. Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу ре­шить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путем...»

  3. Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не про­сто повторяет уже известный.

  4. Реализация проекта. Хороший проект не может ограни­чиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.

5. Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пыта­лись достичь, и результатов.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

(по Н. А. Рыжовой)

  1. Подготовительный: постановка цели и задач, определе­ние методов исследования, предварительная работа с педагога­ми, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.

  2. Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопро­сы разными способами.

  3. Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полу­ченных знаний, формулировка выводов, составление рекомен­даций.











Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


- - Экологические занятия;

  • экологические экскурсии;

  • уроки доброты;

  • уроки мышления;

  • экологические кружки;

  • экологические конкурсы;

- КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес»
с экологической тематикой;

  • экологические акции;

  • обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

  • трудовой десант;

  • «зеленый патруль»;

  • клуб исследователей природы;

  • лаборатория юного эколога;

  • ведение «Панорамы добрых дел»;

  • ведение фенологических календарей природы;

  • коллекционирование природных объектов;

  • экологические выставки и экспозиции;

  • экологические музеи;

  • Дни (Недели) экологического творчества;

  • экологические праздники и фестивали;

  • экологические игры (дидактические, имитационные, мо­делирование экосистем, соревновательные, игры-путешест­вия и т. д.);

  • экологические сказки;

  • экологические тренинги;

  • инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

















Приложение 3

КОНСУЛЬТАЦИЯ «СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА»

I. Общие положения.

  1. Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направ­лена на выработку исследовательских умений (постановка про­блемы, сбор и обработка информации, проведение эксперимен­тов, анализ полученных результатов); способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, по­лученные в ходе методических мероприятий ДОУ и профессио­нальных сообществ города, а также на курсах повышения ква­лификации.

  2. Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения.

  3. Проектная деятельность для педагогов - одна из форм ор­ганизации воспитательно-образовательной работы, повышения компетентности, качества образования.

П. Цель проектной деятельности.

Создание условий для инновационных процессов в ДОУ; при­менение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).


III. Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности.

  1. Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).

  2. Совершенствование навыков сбора и обработки информа­ции (выбор нужной информации и правильное ее использование).

  3. Развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление).

  4. Развитие прогностических умений (предполагаемый резуль­тат деятельности).

  5. Формирование позитивного отношения к проектной дея­тельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком).

IV. Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском и творческом пла­не проблемы (задачи, требующей интегрированного подхода, по­иска ее решения).

  2. Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (групповая, парная, индивидуальная) дея­тельность педагогов под руководством педагога, координирую­щего проект.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с ука­занием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов, предусматри­вающих определенную последовательность действий:


  • определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;

  • выдвижение проектной гипотезы;

  • поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических ме­тодов);

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и пр.);

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итоговых, материальных результатов, их пре­зентация (видеофильм, альбом, бортжурнал, доклад, газета и т. д.);


  • формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;

  • распространение педагогического опыта (стажерские пло­щадки, педагогические чтения, дни открытых дверей и т. д.).

V. Содержание проектной деятельности.

  1. Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы которых выбираются самостоятельно в зависимости от творче­ского направления деятельности в межаттестационный период.

  2. Четкое формулирование проекта: целей и средств, про­граммы действий.

  3. Оценка проекта по критериям в соответствии с требова­ниями комплексной системы аттестации (экспертиза образова­тельного проекта).

  4. Внесение руководителем ДОУ корректив в образовательную программу (предполагаемые темы и типы проектов), обеспечение условий для творческого роста педагогов в сфере избранной ими темы в межаттестационный период.

  5. Проведение презентации и защиты проектов (1 раз в год) и организация конкурса.

Цель презентации:

  • предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;

  • повышение мотивации, интереса к профессиональной дея­тельности, престижности выполнения проектов;

  • обучение педагогов умению презентовать себя и свою ра­боту;

  • обучение педагогов технологии проектной деятельности.

Критерии оценки:

  • презентации - по технологии проектной деятельности;

  • защиты - по содержанию и владению материалом представ­ленного проекта.

  1. Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки.

  2. Консультации педагогов по проектной деятельности руко­водителями ДОУ.


Литература:


1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. - №9.

2. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.

3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – М.: Учпедгиз, 1926.

5. Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.

6. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3

7. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. - №3.

8. Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Акцидент, 1998.

9. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.

10. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гончарова Лилия Александровна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Консулитация по инновационной деятельности "Внедрение ИКТ для развития изобразительной деятельности дошкольников""
    ["seo_title"] => string(127) "konsulitatsiia-po-innovatsionnoi-dieiatiel-nosti-vniedrieniie-ikt-dlia-razvitiia-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "308095"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458497737"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства