Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии;
Воспитывать активность и самостоятельность.
Материалы и оборудование:
демонстрационный: письмо; мячик; разновидности часов; макет часов; круг, состоящий из 12 частей, т. е. месяцев; картинки из книг Н. Радлова «Забавные истории» или из книг В. Сутеева; веселый и грустный смайлики; музыка для легкого бега; доска.
раздаточный: макет часов; варежки, на которых написаны дни недели;
Словарная работа: Образование от имен существительных имена прилагательные (стена – настенные; рука – наручные и т. д.); Циферблат.
Предварительная работа: Игра «Назови точное время»; «Живая неделя»; чтение Маршака «12 месяцев»; работа с календарём (последовательность дней недели, знакомство с названиями месяцев); отгадывание загадок на тему «Время».
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, объяснение.
Наглядные: демонстрация, показ.
Практические: использование сюрпризного момента,предметно-практические и умственные действия, работа в парах, физкультминутка.
Форма организации детей: фронтальная.
Работа дежурных: Перед началом занятия дежурные помогают раздать необходимый материал (макеты часов), в ответ мы напоминаем остальным детям поблагодарить за помощь дежурных.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент (1,5 мин):
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся. Подходите ко мне, встаем в круг и возьмитесь за руки. Я очень рада всех вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг!
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста. (Воспитатель напоминает детям про осанку). Ребята сегодня утром, когда я шла в детский сад, то по дороге почтальон вручил мне письмо. (Показывает). На письме написано: «Детям подготовительной группы от Доктора Айболита». Откроем письмо и посмотрим, что же Доктор Айболит нам написал?
Дети: Да.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята подготовительной группы детского сада. Я добрый Доктор Айболит и со мной произошла странная история. Я собрался в Африку, но случилось что-то невероятное, я вдруг потерялся во времени, забыл дни недели, перепутал части суток, времена года и месяцы. Мне очень грустно, что я не смогу помочь животным жарких стран. Я знаю, что вы очень умные и сообразительные ребята. Без вашей помощи, ребята, мне никак не обойтись. Помогите мне пожалуйста разобраться во времени.»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем доброму Доктору Айболиту?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, в добрый путь!
Основная часть (23,5 мин):
Игра с мячом «Скажи правильно».
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Скажи правильно», я буду задавать каждому из вас бросать мяч и задавать вопрос. А вы ловите мяч, отвечаете на вопрос и обратно мне бросаете.
- Какое сейчас время года?
- Какие вы знаете времена суток?
- Сколько дней в недели?
- Сколько месяцев в году?
- А в каждом времени года сколько месяцев?
- Какой сегодня день недели?
- Назови первый месяц года?
- Каким месяцем заканчивается год?
- Чем измеряется время?
- И т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отличное начало. Ребята, а как вы думаете зачем нам нужны часы?
Дети: Часы нужны для того, чтобы знать какое сейчас время, чтобы никуда не опаздывать.
Воспитатель: Отгадайте как называются часы: (Когда дети отгадывают воспитатель по очереди показывает детям различные часы)
- если они стоят на полу? (напольные);
- если они висят на стене? (настенные);
- если их носят на руке? (наручные);
- если их носят в кармане? (карманные);
- часы, которые будят по утрам (будильник);
- часы, которые работают на батарейках (электронные);
- часы с песком (песочные);
- часы, которые работают при помощи солнца (солнечные).
Воспитатель: Чем отличаются часы друг от друга?
Дети: Формой, величиной, цветом, местом расположения, разные по длине стрелки.
Воспитатель: А чем похожи все часы?
Дети: На всех есть цифры, стрелки, показывают время.
Воспитатель: Круг с цифрами называется циферблат. Повторите это слово.
Дети: Циферблат.
Воспитатель: Стрелки показывают сколько времени в данный момент. Длинная (большая) стрелка двигается быстро и показывает минуты – минутная, короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно, она показывает часы – часовая. Самая тоненькая стрелочка – как ее зовут?
Дети: Секундная.
Воспитатель: Что быстрее секунда или минута?
Дети: Секунда быстрее.
Воспитатель: Верно.Вот смотрите как только секундная стрелка прыгает 60 раз, появляется её сестра – Минута.
У меня в руках макет часов. Большая стрелка показывает (смотрит) на 12, а маленькая на 10. Часы показывают ровно 10 часов. Который час показывают часы? (ответ). Хотите сами поработать с часами?
Дети: Да.
Сейчас пройдите, пожалуйста, за столы и возьмите макет часов для работы.
Слушайте задание: установите минутную (длинную) стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Который час показывают часы?
Дети: 2 часа.
Воспитатель: А теперь покажите на часах время, какое я скажу. 5ч, 7ч, 11ч (спросить у детей, где находятся стрелки).
Игра «Живая неделя».
Воспитатель: Теперь мы поиграем в игру «Живая неделя». Давайте разделимся на 2 команды (если детей 28, то на команды) и построимся. Сейчас я вам раздам варежки, на которых написаны дни недели. Каждый из вас называет свой день недели. Затем я включаю музыку и дни недели пошли гулять под музыку, когда музыка стихла, необходимо построится в правильном порядке.
Давайте посмотрим, кто у нас соседи среды?
Дети: Вторник и четверг.
Воспитатель: Кто соседи пятницы?
Дети: Четверг и суббота?
Воспитатель: Назовите дни недели с вторника до пятницы.
Дети: Вторник, среда, четверг, пятница.
Воспитатель: Теперь нужно построится в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. (Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и т.д. Игра повторяется 2-3 раза).
Игра «12 месяцев»
Воспитатель: Ребята, подойдите все к большому столу.
(На столе лежит круг, состоящий из 12 частей. Каждое время года имеет определённый цвет, а каждый месяц - определённый оттенок выбранного цвета (от светлого до тёмного). Оттенок карточки месяца зависит от долготы светового дня. Самый светлый оттенок - самые длинные дни, самый тёмный оттенок - самые короткие дни времени года. Получается, что оранжевые оттенки — осень, синие — зима, зеленые — весна, красные — лето. На карточках (частях круга) приклеены картинки, изображающие основные признаки каждого месяца ).
Воспитатель: Я вам предлагаю выставить последовательность времен года и месяцы по порядку, чтобы получился круг. При это объясняя последовательность сезонных изменений. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы! Что составляет вместе 12 месяцев?
Дети: Год.
Игра «Сначала, потом, до, после, перед»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрации. На них изображено какое-то событие. Я вам предлагаю восстановить порядок событий и рассказать, что происходило сначала, а что потом или может это происходило до чего-то или после чего-то. (Дети расставляют картинки, объясняя выстроенную последовательность причинно-следственной связью явлений. Использовать картинки из книг Н. Радлова «Забавные истории» или из книг В. Сутеева.)
Затем педагог переставляет картинки и просит ребят объяснить, почему нельзя этого делать, ссылаясь на сюжет сказки (Нельзя, потому что…).
3.Итог (5 мин):
Воспитатель: Вот ребята мы помогли доктору Айболиту разобраться с временными представлениями.Спасибо вам за оказанную помощь доброму Доктору Айболиту. Он и зверята вам говорят: «Спасибо!». Теперь Айболит знает в какое время ему отправляться в Африку, и он теперь сможет вылечить всех животных.
Ребята, а теперь давайте вспомним, что вы сегодня делали на занятии?
Дети: Учились на часах ставить время, играли в игру «12 месяцев», определяли последовательность дней недели, увидели разные часы и т. д.
Воспитатель: Если вам было интересно на сегодняшнем занятии, то подойдёте к весёлому смайлику. А если вам было скучно и не интересно, подойдите к грустному смайлику, тем самым вы покажите своё настроение от сегодняшней деятельности. (Дети подходят к весёлому смайлику).
Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было трудно? Что было самым интересным? (Ответы детей). Молодцы! (Далее оценка деятельности детей, воспитатель подчёркивает и хвалит кто хорошо справился с конкретными заданиями).
Работа дежурных: в конце занятия дежурные помогают убрать все пособия для занятия.
Физкультминутка «А часы идут, идут» (1 мин)
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)