Ознакомление с профессиями как средство развития словаря у дошкольников
Ознакомление с профессиями как средство развития словаря у дошкольников
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с профессиями как средство развития словаря у дошкольников»
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями будет способствовать развитию словаря при следующих условиях:
1) Систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях.
2) Организация непосредственного познания окружающего.
3) Постепенное усложнение содержания программы словарной работы.
4) Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
5) Формирование положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к труду взрослых.
Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста со взрослым человеком, в том числе и с их профессиями была предметом исследований многий ученых, таких как И.Д.Власова, Г.И.Жуковская, В.И.Логинова и других.
Как показывают результаты, дети чаще правильно называют профессии ближайшего окружения: на первом месте – врач, учитель, парикмахер, строитель, пожарный,
Но затрудняются перечислить трудовые действия соответствующей профессии; правильно назвать профессии ближайших родственников; не имеют представления о структуре конкретной профессии; не осознают значимость профессии, совсем не называют профессии, связанных с сельскохозяйственными работами.
И отсюда возникает необходимость серьезной работы с детьми дошкольного возраста по развитию словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых.
По мнению А.М.Бородич словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий. Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотри др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т.п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых — это не только сфера социально-нравственного, но и познавательно-речевого развития дошкольников, поскольку в итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.
Важность решения всей работы определяется тем, что представления дошкольников человека определяют их будущее отношение к труду.