Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми
Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми
Проблема детской агрессивности является более чем актуальной как для педагогов, так и для родителей. Важно заметить, что те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети дерутся, ссорятся, обзываются и т.д. Поэтому важно разобраться с понятиями агрессия и агрессивность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Семинар-практикум
«Особенности взаимодействия педагогов
с агрессивными детьми»
Семенова Т.Ю.
педагог-психолог высшей категории
Роженцева Л.А.
Инструктор ФИЗО высшей категории
г. Югорск
2021
«Мало обладать выдающимися качествами,
надо еще уметь ими пользоваться»
Франсуа де Ларошфуко
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением - одна из центральных педагогических проблем.
Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку.
Агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.
Задачи:
Познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами детей, характеризующихся агрессивностью.
Раскрыть психологические особенности групп детей с агрессивным поведением.
Представить педагогам содержанием игр, направленных на преодоление агрессивности у воспитанников.
Обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков работы с агрессивными детьми.
Формирование у педагогов готовности к работе с агрессивными детьми и их родителями.
Содействовать развитию эмпатии, коммуникативных умений у педагогов.
Проблема детской агрессивности является более чем актуальной как для педагогов, так и для родителей. Важно заметить, что те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети дерутся, ссорятся, обзываются и т.д. Поэтому важно разобраться с понятиями агрессия и агрессивность.
Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
Агрессия как форма поведения встречается у большинства детей как отражение слабой социализированной личности и отсутствия конструктивных коммуникативных навыков. То есть поведение агрессивных детей является деструктивным. Наша задача, педагогов – научить детей строить конструктивные отношения с окружающими, совместно с ними разрешать конфликты при помощи приемлемыми способами выражения гнева.
В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада.
Вербальная агрессия.
1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение и угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных фантазиях: жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.
2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого человека: дразнилки, оскорбления.
Физическая агрессия
1. Косвенная физическая агрессия: разрушение продуктов деятельности другого (разрушение постройки из кубиков, замазывание чужого рисунка краской и т.д.), уничтожение или порча чужих вещей (удары по столу, за которым сидит другой ребенок, бросание на пол чужой игрушки и т.д.).
2. Прямая физическая агрессия – непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Может принимать символическую и реальную форму:
- Символическая агрессия – угрозы и запугивание (показывание кулака, желание напугать).
- Прямая агрессия – непосредственное физическое нападении (драка) (укусы, царапание, хватание за волосы, бросание предметов – палок, игрушек в другого ребенка).
Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в какой-то конкретной ситуации. Чтобы лучше понять причины и цели агрессивного поведения, нужно посмотреть в каких ситуациях, т.е. когда и зачем дети ведут себя агрессивно.
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующее:
ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Заметив, что партнер, сверстник расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»;
привлечение к себе внимания (например, мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем естественно привлекает к себе внимание);
защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть о стенку);
стремление получить желаемый предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).
Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей направлены на достижение определенной цели, то есть носят инструментальный или реактивный характер.
!Важно понять какую потребность ребенок удовлетворяет с помощью агрессии.
Что было до вспышки
агрессии
Что изменилось после
Какую потребность
удовлетворил
Педагог или родители поместили ребенка в незнакомые или неудобные условия
Добился небольшого или значительного улучшения условий или избежал нежелательной деятельности
В безопасности
Воспитатель, родители или
сверстники проявили физическое или психологическое насилие.
Взрослые подавили активность или спонтанность ребенка
Защитился от насилия
В безопасности
Педагог или родители наказали ребенка.
Взрослые принудили ребенка поделиться игрушкой
Отреагировал на наказание.
Проявил эмоции, выразил переживаемое чувство
В безопасности
Педагог, родители или сверстники не обращали на ребенка внимания.
Педагог или родители уделяли при ребенке внимание другим детям
Оказался в центре внимания, пусть даже негативного
Во внимании и признании
Ребенок не смог сделать
задание на том же уровне,
что и большинство детей,
не испытал чувства успеха
Обрел мнимое превосходство над другими детьми
Во внимании и признании
Ребенок скучал, устал от монотонности на занятии.
Ребенок был не заинтересован в общем деле
Избежал однообразия, испытал эмоции, включился в ситуацию
В новизне
Ребенок не был включен в продуктивные контакты с ровесниками.
Ребенок хотел общаться, но этому мешали речевые, соматические, психологические и другие
барьеры (не владеет фразовой речью, имеет ОВЗ, логоневроз и т д.)
Навязал свое общество ровесникам.
Заставил взаимодействовать с собой (например, принудил гоняться за собой после того, как отобрал игрушку).
Почувствовал себя включенным в игру
В общении
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми
1. Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. При этом можно достаточно жёстко пресечь агрессивные действия или игнорировать эти действия, не поддаваясь на уловку.
2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия: это может быть словесное выражение своих чувств и мыслей, а также – выражение гнева в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
Проведение подвижных игр с педагогами, направленных на преодоление агрессивности у детей дошкольного возраста.
«Обзывалки»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например, " А ты, … солнышко!"
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
«Бумажные мячики»
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
«Тух-тиби-дух!»
Цели: «Тух-тиби-дух!" — еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце.
В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
«Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по группе, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово — "тух-тиби-дух". В это время другой ребенок должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито-сердито произнести: "Тух-тиби-дух!". После этого продолжайте прогуливаться по группе. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами».
«Маленькое привидение»
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.
Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
«Бумажные мячики»
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
«Дракон»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Упрямая подушка»
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Взрослые подготавливают волшебную, упрямую подушку с тёмной наволочкой и вводят ребёнка в игру-сказку: волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Это подушка не простая, а волшебная внутри её живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки.
Ребёнок бьёт кулаками подушку, а взрослый приговаривает: сильнее, сильнее (снимается стереопит и эмоциональный зажим) когда движение ребёнка становится медленнее игра постепенно останавливается (2-3 мин.) Взрослый предлагает послушать упрямки в подушке: все ли упрямки вылезли? Ребёнок прикладывает ухо к подушке, одни слышат, другие дети не слышат. Взрослый говорит, что упрямки испугались и молчат (этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения).
«Стаканчик для криков»
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Содержание. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговор.
«Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
«Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Список использованной литературы
Л.Орлова, Н.Семёнова. - Освободим принцессу Доброту. Как справиться с детской агрессией.- журнал «Школьный психолог», октябрь 2013.
Лютова, Е. К., Монина, Г.Б. Агрессивные дети. (Текст) / Лютова, Е. К., Монина, Г.Б.// М., ЦСПА «Генезис», 2000.
Под ред. Н.М.Платоновой. - Агрессия у детей и подростков. - Спб: Речь, 2004.
Шипицына Е. К., Защиринская О.В.,Воронова А. П., Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Текст) – СПб.: 2000.