Цель: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о признаках осени.
Задачи: Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в живой и неживой природе.
Учить детей давать правильные и точные ответы, обсуждая их в команде.
Развивать способности общения между сверстниками.
Воспитывать умение считаться с мнениями других, выдвигать свои варианты ответов. Развивать чувства товарищества, сопереживания и ответственности, умения взаимодействовать и сотрудничать.
Предварительная работа:Чтение, разучивание стихотворений о осени.
Оборудование: письмо, 2 машины, овощи-муляжи, картинки зверей, 2 картинки с изоражением дерева, кисти, краски,ватныепалочки, стаканчики для воды.
Ход ННОД
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече! Меня зовут Юлия Алексеевна. Сегодня мы с вами поближе познакомимся в процессе интересной викторины по теме «Осень»
Ребята, нам пришло письмо. Давайте посмотрим, откуда оно и от кого. Воспитатель читает: «Детский сад Ярковской школы. Детям старшей группы. Из леса»
Здравствуйте дорогие ребята!
Пишут вам лесные звери. Помогите нам, пожалуйста, рассудить Медведя и Зайца. Встретил Медведь Зайца и спрашивает: «Ты чего, косой, уже шубу меняешь? Не рано ли?» А Заяц: «Да осень уж скоро закончится, зима близко.» Медведь: «Не может быть! Солнце еще греет, да и трава не вся высохла.» А Заяц говорит: «Небо уже хмурое и дождик идет холодный.» И стали они спорить. Да так расшумелись, что все лесные звери собрались и разделились: одни поддерживают Медведя, а другие Зайца. Подскажите нам, ребята, кто прав? Да представьте убедительные доказательства. Очень надеемся на вашу помощь.
Воспитатель: Ребята, что же делать? Как нам помочь лесным зверям разобраться, что осень на дворе и зима уже близко. Сможем ли мы убедить лесных жителей, представим им доказательства?
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Давайте-ка с вами проведем викторину, что мы знаем об осени. Для этого разделимся на две команды. Выберим жюри.
Одна команда будет «зайцы», а другая «медведи».
Воспитатель: Итак, команды готовы?(да). Тогда начнём с разминки.
У избы помоет крышу. Отведет в берлогу Мишу, Труд крестьянский завершит, А потом листвой шуршит. Мы её тихонько спросим: - Кто ты? – И услышим? …(осень)
– Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Кто назовет мне второй осенний месяц?
- Перед осенью какое было время года? Воспитатель: Молодцы! Отлично справились.
Воспитатель:А теперь первое задание «Ответь правильно».
1. По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).
2. Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).
1. Какое время года наступает следом за осенью? (зима).
2. Какие деревья сбрасывают на зиму листья?(лиственные) . 1. Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны, кедры, ели).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите (на овощи и грузовики), что это? ...Правильно - «овощи»
-Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? Конечно же - поиграем!
Второй конкурс«Перевези с поля урожай»
В одной стороне два грузовика, в другой лежат овощи. По сигналу воспитателя двое играющих везут грузовики в противоположную сторону, кладут в кузов 1овощь и везут назад. Выигрывает та команда, которая быстрее и больше перевезет овощей.
Третий конкурс художников: ребятки, вам нужно нарядить дерево в осенний наряд. (Рисование ватными палочками)
Четвертый конкурс «Отгадай загадку»:
Для первой команды:
1.Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я…(капуста)
2.И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом… (картошка).
3.Круглый бок, жёлтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (репка)
Для второй команды: 1.С неба капает уныло. Всюду мокро, всюду сыро. От него легко спастись, Лишь зонтом обзавестись… (дождь)
2.Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, Ядовитый … (мухомор).
3.На грядке привалился на бочок Солидный, крутолобый… (кабачок)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали.
Физкультминутка «Солнышко и дождик»
Пятый конкурс- Игра «Осенние приметы».
Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да).
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как готовятся звери к зиме? (да). Вот вам задание, посмотрите на картинку и назовите, какие животные не впадают в спячку. Игра: «Кто лишний».
Воспитатель: Молодцы, всё верно. А теперь посмотрите на эту картинку и ответьте на вопрос, какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме?
- Посмотрите на эту картинку и назовите кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготавливает?
Проводится подведение итогов конкурсов и награждение всех команд медалями
Ребята, мы доказали, что осень уже наступила?
Дети: Да!...
Воспитатель:Зайцу шубу нужно менять, а медведю в берлогу пора идти спать. Нарисуйт рисунки в подарок зайцу и медведю, чтоы они никогда не сорились и не спорили.
Рефлексия:
Я с вами, ребята, теперь подружилась, Зонтик на память вам дарю, И за веселье благодарю. Ребята, а зонтик не простой, он очень сладкий, вот какой! Угощайтесь, ребятки! Растите здоровыми, добрыми, умными и про осень не забывайте! А наше занятие подошло к концу.