Опытно -экспериментальная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста
Опытно -экспериментальная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста
Вид: познавательно–исследовательская деятельность.
Тип занятия: интегрированное.
Цель:опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опытно -экспериментальная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Конструкт образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Капелька в гостях у Королевы воды»
Вид: познавательно–исследовательская деятельность.
Тип занятия: интегрированное.
Цель:опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды вприроде.
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе, расширить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря –вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки; глаголы, характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;
Развитие связанной речи –вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость), понимает значение воды в жизни человека.
Развивающая среда:
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки - модели « Как капелька путешествует»
Демонстрационный материал:
Сказочный персонаж Капелька, термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка), схема «Круговорот воды в природе».
Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, магнитофон с аудиозаписью «Белые кораблики»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа:
Беседа о воде, ее роли в жизни человека;
Изготовление сказочных персонажей: Королевы воды, Капельки;
Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды в природе», «Водопад»;
Просмотр видеозаписи мультфильма «Капитошка»;
Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где вода живет?», «Что вода умеет делать?»;
Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему «Вода в природе», «Где живет капелька»;
Чтение художественной литературы: малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях», Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»;
Наблюдение во время прогулок на улице за состоянием воды осенью и зимой, проведение опытов – экспериментов с водой.
Структура занятия:
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
1. Организационный момент
2 мин.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. Сказка
3 мин.
2. Опытническая деятельность
6 мин.
3. Физкультминутка
2 мин.
4. Опытническая деятельность
3 мин.
5.Мультимедийная презентация
4 мин.
6. Работа со схемами «Путешествие капельки»
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
3 мин.
1. Подведение итогов 2 мин.
Длительность занятия
25 мин.
Ход занятия:
- Ребята, отгадайте, кто к нам в детский сад пришел сегодня в гости, послушайте внимательно:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Правильно, это капелька воды (появляется сказочный персонаж Капелька). Она хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.)
- А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.)
- А вы любите сказки? Слушайте внимательно…
Сказка: Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живёт в этoм зaмкe Kopoлeвa вoды. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oна cмoтpит нa Зeмлю.
Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.
- Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется, будет пустыня).
Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Kopoлeвa Вода понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась, нигде ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
- Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей)
- Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - вода пропала! Нужно помочь найти пропавшую водичку. Как её найти? (предложения детей)
- Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед! Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.
Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
- Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. Смотрите, а королева, то какая, грустная - прегрустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
Опыт №1 (испарение воды)
- Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит, скатертью волшебной приоткрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух! Откуда здесь взяться термосу? Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть? (гипотезы детей)
- Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете его сами открыть?
(ответы детей)
- Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать термос. Почему это должны делать только взрослые? (ответы детей)
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
- А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
- Откуда пар в термосе? (подвести детей к выводу, что вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №2 (капли на зеркале).
- А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предложить детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
- Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Значит, вода может испаряться.
- Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)
- Ребята, давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу.
Физминутка «Капельки-дождинки»
Звучит аудиозапись «Белые кораблики»
- А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы - маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно, и они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
- Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
- Ребята, подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Давайте польем землю водой. Что же получается? Что происходит? Вода просачивается в землю, и земля становится влажной.
(дети с воспитателем поливают землю)
- Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)
- Ребята! Вы любите мультики со Смешариками? Они мне рассказали, что с водой дальще происходит. Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим.
Мультимедийная презентация со Смешариками «Ходит капелька по кругу»
Вода - удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся.
Вода есть везде, в воздухе, на земле и под землей, в природе она встречается в твердом, жидком и парообразном состоянии.
- Где же в природе можно увидеть воду в твердом состоянии?
Ответы детей (айсберги, снег, лед, сосульки, иней). Показ слайдов.
-. Конечно, посмотрите, вода в твердом состоянии в природе встречается в виде льда это айсберги, сосульки, град, и в виде снега и инея. Что же произошло с водой, что она стала твердой,
Ответы детей (Вода замерзла)
- Как вы думаете, где в природе вода встречается в жидком состоянии.
Ответы детей (Дождь, вода в реках, озерах, морях, океана)
- Правильно. Вода в жидком состоянии в природе встречается в океанах, морях, реках, озерах, в виде дождя. (Показывает слайд с изображением морей, рек, океанов, дождя и тумана.)
- А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли.
Как вы думаете, что происходит с водой?
Ответы детей (Она начинает испаряться)
Ответы детей (Вода нагрелась и превратилась в пар).
- Правильно, пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх.
. И вот представите, облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, облака собираются все ближе и ближе друг к другу.
Что же получится, когда они соберутся вместе?
Ответы детей (На небе появятся огромные тучи)
Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя или снега.
(Показ слайда туча с дождем.)
Воспитатель. Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться из ниоткуда, и уйти в никуда.
Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?
Ответы детей (Земля впитает воду).
Путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова.
- Ребята, как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)
- Осталось только отчет для Королевы воды составить, куда вода пропала. Смотрите, какие красивые конверты Капелька для нас подготовила. Интересно, что в этих конвертах? Проходите за свой стол и открывайте, посмотрим, что же здесь лежит. Я попрошу вас расположить эти формы на листе бумаги так, чтобы получилась схема «Путешествия капельки воды в природе»
Работа детей со схемами «Путешествие капельки воды в природе»
В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда; То в снег превратится, то в лёд, Растает, и снова в поход!
- Смотрите внимательно, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу (дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при необходимости помогает, задает наводящий вопрос, подводит к последовательности).
- Прекрасно все получилось. Давайте нашу Королеву воды успокоим, расскажем ей, что мы узнали (ответы детей о том, что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует).
- Ребята! Королева воды очень рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет. И грустить больше и переживать не будет. Теперь она знает, что никуда её вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к ней же и вернется.
Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!
Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
Рефлексия: - Ребята, у нас с вами получилось помочь Королеве воды?
Мы готовы всегда прийти на помощь другим. Что нового вы узнали сегодня о воде?