kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опытно -экспериментальная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид: познавательно–исследовательская деятельность.

Тип занятия: интегрированное.

Цель:  опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опытно -экспериментальная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Конструкт образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Капелька в гостях у Королевы воды»

Вид: познавательно–исследовательская деятельность.

Тип занятия: интегрированное.

Цель:  опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.

Образовательные задачи:

  1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе, расширить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе;

  2. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

  3. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки; глаголы, характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;

  4. Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию любознательности;

  2. Развивать внимание детей;

  3. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;

  2. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

  3. Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость), понимает значение воды в жизни человека.

Развивающая среда:

  1. Раздаточный материал:

Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей).

Картинки - модели « Как капелька путешествует»

  1. Демонстрационный материал:

Сказочный персонаж Капелька, термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка), схема «Круговорот воды в природе».

  1. Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, магнитофон с аудиозаписью «Белые кораблики»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:

  • Беседа о воде, ее роли в жизни человека;

  • Изготовление сказочных персонажей: Королевы воды, Капельки;

  • Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды в природе», «Водопад»;

  • Просмотр видеозаписи мультфильма «Капитошка»;

  • Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где вода живет?», «Что вода умеет делать?»;

  • Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему «Вода в природе», «Где живет капелька»;

  • Чтение художественной литературы: малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях», Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»;

  • Наблюдение во время прогулок на улице за состоянием воды осенью и зимой, проведение опытов – экспериментов с водой.

Структура занятия:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

1. Организационный момент

2 мин.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. Сказка

3 мин.

2. Опытническая деятельность

6 мин.

3. Физкультминутка

2 мин.

4. Опытническая деятельность

3 мин.

5.Мультимедийная презентация

4 мин.

6. Работа со схемами «Путешествие капельки»

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

3 мин.

1. Подведение итогов 2 мин.

Длительность занятия

25 мин.



Ход занятия:

- Ребята, отгадайте, кто к нам в детский сад пришел сегодня в гости, послушайте внимательно:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Правильно, это капелька воды (появляется сказочный персонаж Капелька). Она хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.)

- А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.)

- А вы любите сказки? Слушайте внимательно…

Сказка: Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живёт в этoм зaмкe Kopoлeвa вoды. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oна cмoтpит нa Зeмлю.

У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц – кaпeлeк. Иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйке, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.

Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.

- Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется, будет пустыня).

Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Kopoлeвa Вода понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась, нигде ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

- Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей)

- Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - вода пропала! Нужно помочь найти пропавшую водичку. Как её найти? (предложения детей)

- Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед! Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.

Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

- Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. Смотрите, а королева, то какая, грустная - прегрустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

Опыт №1 (испарение воды)

- Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит, скатертью волшебной приоткрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух! Откуда здесь взяться термосу? Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть? (гипотезы детей)

- Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете его сами открыть?

(ответы детей)

- Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать термос. Почему это должны делать только взрослые? (ответы детей)

Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

- А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

- Откуда пар в термосе? (подвести детей к выводу, что вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 (капли на зеркале).

-  А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предложить детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

- Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Значит, вода может испаряться.

- Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)

- Ребята, давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу.

Физминутка «Капельки-дождинки»

Звучит аудиозапись «Белые кораблики»

- А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы - маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно, и они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

- Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.

Опыт №3 (с землей)

- Ребята, подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Давайте польем землю водой. Что же получается? Что происходит? Вода просачивается в землю, и земля становится влажной.

(дети с воспитателем поливают землю)

- Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)

- Ребята! Вы любите мультики со Смешариками? Они мне рассказали, что с водой дальще происходит. Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим.

Мультимедийная презентация со Смешариками «Ходит капелька по кругу»

Вода - удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся.

Вода есть везде, в воздухе, на земле и под землей, в природе она встречается в твердом, жидком и парообразном состоянии.

- Где же в природе можно увидеть воду в твердом состоянии?

Ответы детей (айсберги, снег, лед, сосульки, иней). Показ слайдов.

-. Конечно, посмотрите, вода в твердом состоянии в природе встречается в виде льда это айсберги, сосульки, град, и в виде снега и инея. Что же произошло с водой, что она стала твердой,

Ответы детей (Вода замерзла)

- Как вы думаете, где в природе вода встречается в жидком состоянии.

Ответы детей (Дождь, вода в реках, озерах, морях, океана)

- Правильно. Вода в жидком состоянии в природе встречается в океанах, морях, реках, озерах, в виде дождя. (Показывает слайд с изображением морей, рек, океанов, дождя и тумана.)

- А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли.

Как вы думаете, что происходит с водой?

Ответы детей (Она начинает испаряться)

Ответы детей (Вода нагрелась и превратилась в пар).

- Правильно, пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх.

. И вот представите, облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, облака собираются все ближе и ближе друг к другу.

Что же получится, когда они соберутся вместе?

Ответы детей (На небе появятся огромные тучи)

Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя или снега.

(Показ слайда туча с дождем.)

Воспитатель. Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться из ниоткуда, и уйти в никуда.

Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?

Ответы детей (Земля впитает воду).

Путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова.

- Ребята, как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)

- Осталось только отчет для Королевы воды составить, куда вода пропала. Смотрите, какие красивые конверты Капелька для нас подготовила. Интересно, что в этих конвертах? Проходите за свой стол и открывайте, посмотрим, что же здесь лежит. Я попрошу вас расположить эти формы на листе бумаги так, чтобы получилась схема «Путешествия капельки воды в природе»                                                               

Работа детей со схемами «Путешествие капельки воды в природе»

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда;
То в снег превратится, то в лёд,
Растает, и снова в поход!

- Смотрите внимательно, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу (дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при необходимости помогает, задает наводящий вопрос, подводит к последовательности).

- Прекрасно все получилось. Давайте нашу Королеву воды успокоим, расскажем ей, что мы узнали (ответы детей о том, что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует).

- Ребята! Королева воды очень рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет. И грустить больше и переживать не будет. Теперь она знает, что никуда её вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к ней же и вернется.

Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!

Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

Рефлексия: - Ребята, у нас с вами получилось помочь Королеве воды?

Мы готовы всегда прийти на помощь другим. Что нового вы узнали сегодня о воде?

У кого сейчас хорошее настроение?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опытно -экспериментальная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста

Автор: Липина Марина Александровна

Дата: 28.05.2017

Номер свидетельства: 419100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально -                  исследовательскую   деятельность"
    ["seo_title"] => string(97) "ekologhichieskoievospitaniiedoshkolnikovchieriezekspierimientalnoissliedovatielskuiudieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "263273"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449507040"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально -                  исследовательскую   деятельность"
    ["seo_title"] => string(98) "ekologhichieskoievospitaniiedoshkolnikovchieriezekspierimientalnoissliedovatielskuiudieiatielnost1"
    ["file_id"] => string(6) "263275"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449507048"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения "
    ["seo_title"] => string(163) "sozdaniie-uslovii-dlia-razvitiia-lichnosti-riebionka-doshkol-nogho-vozrasta-v-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedie-doshkol-nogho-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140369"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417947582"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(121) "mastier-klass-na-tiemu-dietskoie-ekspierimientirovaniie-osnova-poiskovo-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "159781"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421944950"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства