Просмотр содержимого документа
«"Один день из жизни первоклассника"»
слайд 1
Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного метода в подготовительной группе детского сада.
(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»)
Тип ситуации: итоговое занятие.
Тема:«Один день из школьной жизни…».
Цель: формирование у детей позитивной мотивации к школьному обучению, развитие познавательных процессов, закрепление полученных знаний на занятиях по подготовке к школе.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять порядок чисел и обратный счёт, умения находить соседей числа, составлять и решать примеры в пределах 10;
- закреплять пространственные представления;
- развивать умения читать простые слова, продолжить работу по развитию речи;
- совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, и нахождение места звуков в слове;
- совершенствовать познавательную активность;
-закреплять умения понимать, называть эмоциональное состояние человека.
- воспитывать интерес к школе и желание узнавать новое;
- воспитывать дружеское отношение друг к другу в выполнении заданий;
- формировать навык самоконтроля и самооценки;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.
Предварительная работа.
Домашний просмотр родителей и детей фильма «Первоклассница» (Советское кино. Режиссёр: Илья Фрэз,1949г.).
Тематические беседы с детьми по теме: «Скоро в школу».
Организация и проведение сюжетно - ролевых игр по теме «Школа».
Чтение художественной литературы по школьной тематике.
Заучивание стихотворений о школе.
Методы и приёмы:
Наглядные: наблюдение, просмотр фотографий, фрагментов из фильма «Первоклассница».
Словесные: беседа, объяснение, рассуждение.
Практические: упражнения, дидактические игры, задания.
Методы стимулирования и мотивации:
Эмоциональные;
Социальные;
Игровые;
Методы контроля и самоконтроля:
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Здоровьесберегающие технологии:
Динамические паузы.
Смена динамических поз.
Подвижные игры.
Физкультминутка.
Флеш - моб.
Материалы к занятию:
Музыкальное сопровождение:
Фонограмма песни «Первоклашка», «Учат в школе» (авторы: Ю. Энтин, В. Шаинский).
Средства:
Ноутбук.
Экран для проектора.
Раздаточный материал:
Простые карандаши.
Фломастеры.
Набор карточек со слогами (ка, ран, даш, руч. ка, аль, бом, крас, ки, ли, ней, ка).
Предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей.
Карточки по количеству детей для написания своего имени.
Карточки заданий по математике.
(А4 - 4 шт.)
Демонстрационный материл:
Фото «Школьная переменка».
Нарезка фрагментов из фильма «Первоклассница» (фотографии).
Фото. Первоклассница Маруся.
Фото. Маруся идет в школу.
Фото. Маруся на уроке.
Фото. Учительница.
Правила поведения на перемене.
Смайлики (А4 - 5 шт.)
Правила поведения на уроке.
Смайлики (А4 - 4 шт.)
Правила общения друг с другом.
Смайлики (А4 - 4 шт.)
Оборудование:
Конверт для пожеланий Марусе.
Магнитная доска.
Школьная доска.
Смайлики (8 штук).
Мяч.
Мел.
Форма одежды детей:
Белый верх, темный низ.
Ход организованной образовательной деятельности:
1.Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
-создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.
Звучит музыкальное сопровождение (фонограмма песни «Первоклашка»).
слайд №2
Фото «Школьная переменка».
У детей переменка. Дети общаются между собой, играют.
Педагог собирает детей около себя.
- Ребята, к нам пришли гости! Поздоровайтесь.
Подойдите, познакомьтесь, назовите свое имя.
Дети здороваются с гостями.
слайд №3
Фото первоклассницы Маруси из фильма «Первоклассница».
- Ребята перед вами фотография девочки.
- А вы знаете как ее звать? (Маруся).
- Правильно. Это героиня из фильма «Первоклассница» Маруся. Она собирается идти в первый класс. Значит Маруся кто? Как мы ее можем назвать? (Маруся - будущая ученица, первоклассница).
- Почему вы так считаете?(в школьной форме…)
слайд №4
Фото Маруси с разными настроениями.
- Ребята, рассмотрите внимательно фотографии Маруси. На всех фотографиях она разная.
- Как вы думаете какая она по характеру (весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…).
Дети рассматривают каждую фотографию и называю эмоцию.
2.Создание мотивации
- Такая любознательная, любопытная девочка может узнать много интересного, сможет показать свои таланты и найти новых друзей в школе. Но перед тем как Маруся пошла в первый класс с ней произошла такая ситуация.
Дети садятся на стулья.
слайд №5
Кадр из фильма. Маруся приходит в школу одна с документами. Учительница звонит маме и сообщает о поступке девочки.
- Как вы думаете, правильно поступила девочка? (нет).
- А как бы вы поступили? (посоветовались с мамой, главное в этой ситуации надо было прийти в школу с мамой…. ).
- Вот теперь Маруся очень переживает, что ее не примут в первый класс, боится вновь поступить неправильно. Она многое не знает, так как не была в детском саду. Как бы было хорошо, если бы с ней был кто-то, кто подсказал, помог в нужный момент.
- Вы хотите ей помочь? (да).
- Мы сможем это сделать? (сможем).
- Почему вы так думаете?(мы много знаем о школе, читали книги о школе, были на экскурсии, ходим на занятия в школу…).
- А как? Что нам нужно сделать? (можем вместе с ней пойти в школу, поддержать словами, даже написать письмо с нашими пожеланиями).
- Для пожеланий Марусе у нас есть конверт. По необходимости мы вместе с вами будем складывать наши пожелания.
Педагог показывает конверт для пожеланий детей.
3. Игровая деятельность.
Цель: проверка уровня знаний, полученных на занятиях по математике, обучении грамоте, сформированности познавательных процессов, мыслительных операций, способов действий.
Требования:
- соответствие используемых игр цели занятия;
- индивидуальные затруднения в играх;
- ситуация успеха в совместной деятельности.
слайд №6
Фото. «1 сентября».
- Наступило 1 сентября.
Кадр из фильма «Дети идут в школу».
слайд №7
слайд №8
Фото. Маруся с портфелем идет в школу.
- Маруся с портфелем вместе с детьми тоже идет в школу.
- Правильно. Это самая первая необходимая для школы вещь. Давайте соберем и наш портфель.
- Попробуем?
слайд №9 (фоновый)
Дидактическая игра «Собираем портфель».
Цель:развитие слуховой памяти, мышления, воображения; закрепления знаний о школьных принадлежностях.
Дети стоят в кругу.
- Послушайте правила игры. Первый ребенок говорит: «Я положу к себе в портфель...» – и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет название предмета, который назвал предыдущий ребенок, и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.
слайд №10
Школьные принадлежности.
слайд №11 Портфель.
- Как назовем одним словом, что мы положили в портфель? (школьные принадлежности).
- Школьные принадлежности должны быть всегда в портфеле и забывать их нельзя.
- Как вы, думаете почему? (не сможем учиться…)
- Вот Маруся пришла в школу веселая, радостная. И на переменке она первый раз столкнулась со школьными правилами.
слайд №12
Фрагмент из фильма, где директор школы делает замечание Марусе на перемене.
- Что неправильно сделала Маруся? (бегала, задела девочку…).
- Правильно. И ей сделали замечания.
- Как вы думаете, почему Маруся так себя вела на переменке? (не знает как надо себя вести).
- Давайте Марусе отберем нужные правила поведения на перемене.
слайд №13 (фоновый)
Упражнение «Правила на перемене».
Цель: закрепление у детей правил поведения на перемене.
Правила прикреплены на доске.
- Вам нужно подойти и выбрать правила поведения на переменке. Каждое правило нужно проговорить полным ответом (нельзя бегать, толкаться, кричать; можно поиграть, общаться, перекусить).
Дети выполняют задание.
слайд №14
Правила поведения на переменке «что нельзя и что можно».
-Чтобы Маруся их не забывала и не нарушала в дальнейшем, мы соберем и сложим их в конверт.
Дети убирают правила в конверт.
-Прозвенел звонок и начался первый урок.
- И одно самое интересное в школе – это знакомство с первой учительницей.
- И Маруся познакомилась со своей учительницей Анной Ивановной.
- Как вы думаете, что делает учитель в школе? (учит детей дружить, быть умными, правильно писать, быстро читать, считать).
слайд №15
Фото. Учительница Маруси.
Звенит звонок.
слайд №16
Фрагмент из фильма «учительница говорит правило, как надо с ней здороваться, чему она научит».
слайд №17 (фоновый)
- Ребята, а что значит «учиться»?(уметь правильно писать, читать, стараться выполнять задания, много знать).
– Правильно.
- Чтобы читать самые интересные книги– нужно уметь читать. Чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать.
- Учиться – это особая, трудная, но интересная работа.
слайд №18
Фото. Маруся на уроке.
- Наша Маруся учится. Посмотрите внимательно на Марусю.
- Выполняет она правила поведения на уроке? (да).
- А как вы догадались? (Маруся поднимает руку, когда хочет ответить, слушает внимательно учительницу).
- Правильно. Эти правила, мы с вами учились соблюдать и на наших занятиях: поднимать руку, ждать, когда спросят именно вас; не перебивать товарища; внимательно слушать; выполнять задания учителя.
слайд №19
Правила работы на уроке.
- Ребята, а зачем нам надо знать и соблюдать школьные правила на уроке и переменке? (чтобы хорошо учиться, не мешать другим детям, много знать….).
- И вы, когда начнете учиться, не забывайте соблюдать школьные правила на уроке и переменке.
– Загрустила Маша. Как всё строго! А так хочется отдохнуть!!!
- Давайте немного передохнем.
слайд №20
Физкультминутка. Флеш - моб.
слайд №21
Фото. Маруся на уроке.
- Ребята посмотрите у Маруси начались уроки. Мы рядом поддерживаем Марусю и она не переживает, а уверенно старается писать, читать, отвечать
-Какие уроки бывают в школе? (чтение, математика, рисование, физкультура.…).
- А вы хотите проверить свои знания и умения? (да).
слайд №22 (фоновый)
- Первое занятие математика.
- Нам понадобится мяч. Я буду бросать вам его по очереди, а поймавший отвечает на вопрос.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Цель: закрепление временных представлений.
-Какой день недели сегодня?(…) -Какой день недели был вчера?(...) -Какой день недели будет завтра?(...) -Назовите первый месяц весны. (март) -Какой день недели между понедельником и средой?(вторник) -Какой день недели до вторника?(понедельник) -В какое время года вы пойдёте в школу?(осенью)
-А сколько вам будет лет?(7)
Дидактическая игра «Математическая викторина».
Цель: закрепление представления о количественном и порядковом счете; умение называть последующее и предыдущее число, определять пропущенное число.
-Теперь проверим ваши знания по математике. Я показываю картинку и называю, кто будет отвечать. Остальные дети сигнализируют повернутой ладошкой согласны ли с ответом.
Руки поднимем и спокойно вдохнем, (руки поднимаем вверх — вдох.)
Руки опускаем и выдыхаем (руки вниз — выдох.)
Дышим раз и дышим два, (движения повторяем)
За работу нам пора.
- Второе занятие по обучению грамоте.
- Проверим наши умения слушать звуки, уметь складывать слова и их писать.
Упражнение «Подружи слова».
Цель: развитие фонематических представлений – выделение начальных и конечных звуков в словах; развитие умения работать в паре.
У каждой пары детей на столах разложены предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей.
- Рассмотрите картинки и составьте из них пары так, чтобы название второй картинки начиналось с последнего звука названия первой картинки.
Дети составляют пары картинок на столах.
Затем проверяют задание на магнитной доске (фломастер – ранец, пенал – ластик, дневник – карандаш, ручка – альбом, кисть – тетрадь).
- Замечательно! Вы выполнили трудное задание.
Упражнение «Составь слова».
Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов; развитие умений работать в паре.
У каждой пары детей набор карточек со слогами (ка, ран, даш, руч. ка, крас, ки, ли, ней, ка,).
- Прочитайте слоги и составьте из них названия школьных принадлежностей.
Дети составляют и читают слова: карандаш, ручка, альбом, краски, линейка.
Один человек из пары выходит к магнитной доске и составляет любое слово, читает его вслух. Проверяем.
- Отлично! Вы все справились с этим заданием.
Упражнение «Напиши свое имя».
Цель: развитие навыков звукобуквенного анализа и мелкой моторики.
- А сейчас проверим, как вы умеете писать буквы, слова.
Каждый из вас напишет красиво и правильно свое имя на маленьких листочках. Все ваши имена мы потом наклеим на конверт для Маруси.
Ребята вы хорошо справились со всеми занятиями. Вы научились слышать звуки в слове, складывать слова из слогов, читать, правильно отвечать на вопросы. Эти знания вам пригодятся в школе.
- Подумайте, как умение читать вам пригодится в жизни? (будем читать книги и много знать….)
- Как вы думаете, готовы вы идти в школу? (да).
слайд №23
Звенит звонок.
- Уроки закончились. Пора домой. И наша Маруся пошла домой.
слайд №24
- Посмотрите. Что произошло с нашей Марусей.
Фрагмент фильма «Маруся ссорится с соседским мальчиком».
слайд №25 (фоновый)
- А как бы поступили вы? (мы никогда не станем кричать, драться потому что, мы знаем правила общения друг с другом:
1. Надо друг другу улыбнуться, пожать руки.
2. Если чего-то не понял, переспроси.
3. Один говорит, другой слушает.
4. Надо уважать мнение другого..
слайд №26
Правила «Как договориться друг с другом?».
1. Надо друг другу улыбнуться, пожать руки.
2. Если чего-то не понял, переспроси.
3. Один говорит, другой слушает.
4. В общении должно быть уважение друг к другу.
- Мы видим, что Маруся не умеет решать спорные вопросы мирно. Поэтому мы можем отослать наши правила общения.
- И если соблюдать данные правила вы никогда не будете ссориться с товаришами.
Дети складывают правила общения в конверт.
- Пришло время нам прощаться с Марусей.
слайд № 27
Фото. Маруся прощается с ребятами.
- Маруся прощается с вами, благодарит за оказанную помощь. Ей пора домой, делать уроки.
3. Заключительная часть
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования:
- организация анализа детской цели;
-определение выполнения взрослой цели.
слайд №28 (фоновый)
-Ребята, где мы сегодня были? (в школе) - Для чего мы туда отправились? (помочь Марусе быть уверенной, проверить и свои знания, умения).
-Помогли вы Марусе? (помогли Марусе быть уверенной…).
-Как помогли? (были рядом, провели с Марусей школьный день, отправили свои пожелания….).
-Молодцы, что вы помогли Маше быть уверенной, соблюдать школьные правила, дружить.
- А какие задания вам понравились больше всего? (…)
- Что было сложно? (…)
- Оцените свою готовность к школе.
Упражнение «Оценочные шкалы».
Цель:обучение детей умению оценивать свою деятельность; формирование адекватной самооценки.
Каждый ребенок ставит смайлик на данной шкале, зная, что вверху ставят смайлик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.
- А сейчас пришло время отправить Марусе собранные нами подсказки.
Дети приклеивают свои имена на конверт.
- Совсем осталось немного времени, когда и вы пойдете в первый класс! Удачи Вам!
слайд №29 «Здравствуй школа» (для детей)
слайд №29 «Спасибо за внимание» До новых встреч!».