Задачи:
Дать представления о том, что хлеб - основной продукт питания человека. Формировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, об очерёдности трудовых процессов земледельцев. Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий. Формировать умения чётко и выразительно читать стихи.Активизировать словарный запас.
Закрепить умения детей лепить из солёного теста.
Развивать умения детей эмоционально исполнять песни и танцы.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда( хлеборобам, хлебопёкам).
Словарная работа: пышный, душистый, подгорелый, каравай, плуг, чернозём, хлеборобы, хлебопёки, нива, булочная.
Оборудование: хлебобулочные изделия, колоски пшеницы, солёное тесто, формочки для печенья, платок для завязывания глаз,СD проигрыватель, CD диск с записью песен.
Предшествующая работа: чтение К.Паустовского « Тёплый хлеб», А.Ремизова «Хлебный голос», украинской народной сказки «Колосок», заучивание пословиц о хлебе, беседа « Земля – кормилица», рассматривание иллюстраций с изображением сельхоз техники, заучивание стихов, песен: «Золотое зёрнышко» Ю. Чичкова, «Нива моя русская» Е. Антипиной.
Ход:
- Ребята, я вам предлагаю разгадать загадку и вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(дети разгадывают загадку – хлеб)
Да, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
(мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый)
-Хлеб- один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью. О хлебе даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?
(дети называют пословицы о хлебе)
- Плох обед, коли хлеба нет.
-Хлеб – всему голова.
- Хлебушек ржаной – отец родной.
- Хлеб наше богатство.
- Каравай хлеба, не падает с неба.
-А ещё на Руси говорили: Будет хлеб – будет и песня.
( Дети поют песню «Золотое зёрнышко» Ю Чичкова.)
-Но не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.
(Ребёнок читает стихотворение)
Он не падает к нам с неба
Появляется, не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
- Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить и собрать урожай. А теперь послушаем, как приходит к нам на стол хлеб.
(дети читают стихи)
За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут лёгкий чернозём.
- А для чего пашут землю?
(чтобы она была мягкой, рыхлой)
-А что происходит потом?
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
- Давайте вспомним, как раньше сеяли зёрна пшеницы?
(их сеяли руками).
-Когда сеяли, что приговаривали?
Нива золотая, добрая медовая.
Принеси нам хлеба
Стебелёк до неба.
-Посеяли зёрна пшеницы. Много в это зёрнышко вложено труда, знает только солнышко, ветер, да вода. Вот и растёт, колосится на поле пшеница.
(девочки танцуют танец с колосками).
- Вот и налились колоски, созрели. Новые заботы у хлеборобов. Что дальше надо делать?
(Зерно надо убрать, смолотить)
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал золотистой стеною.
И слышит страна:
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Мальчики исполняют упражнение «Хлеборобы молотят зерно».
- С утра до ночи работают хлеборобы. От комбайнов тянутся вереницы грузовиков. Везут зерно на элеватор. Там зерно хранится. А кто мне скажет, что дальше происходит с зерном?
(Его на мельнице мелют в муку, из муки на хлебозаводе пекут хлеб).
- Вот теперь хочу узнать из муки что можно выпекать?
( булочки, пироги,хлеб,бублики, печенье....)
-Мы сейчас с вами пойдём в булочную.
(дети идут к столу на котором лежат хлебобулочные изделия)
- Вы любите кушать хлебобулочные изделия? Сейчас мы проверим сумеете ли вы узнать их по вкусу?
Проводится игра « Узнай на вкус».
(дети с закрытыми глазами узнают на вкус хлебобулочные изделия)
- А вы хотели бы стать хлебопёками? Я предлагаю вам сделать бублички, печенье, батоны, хлебный каравай.
(дети подходят к столам, где приготовлено тесто и формы для печенья и вместе с воспитателем лепят из солёного теста)
-Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб и хлебобулочные изделия. Спасибо за это хлеборобам.
Почёт и честь вам хлеборобы
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба керавай.
(дети поют песню «Нива моя русская». Е. Антипиной.)
- Дети, так что же вкуснее всего на свете? Как надо обращаться с хлебом? А если не доели кусочек хлеба?
(надо отдать животным, птицам. Нельзя бросать хлеб на землю).
- С огурцами ли с картошкой
Надо хлеб съедать до крошки,
Потому что много сил
Тратит тот кто хлеб растил.
Людям – хлеб,
Детям – мир,
Пусть начнётся дружный пир.
Крикнуть всем сейчас пора
Хлебу – дружное «Ура»!
(Дети угощаются хлебобулочными изделиям