- закреплять представления о хвойных деревьях: сосне, ели, расширять кругозор детей;
- способствовать расширению и углублению экологических знаний.
- развивать умение анализировать, сравнивать, принимать простую инструкцию, удерживать ее в памяти и действовать в соответствии с ней.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитывать любознательность, интерес к объектам живой и неживой природы; умение слушать друг друга.
ОО «Физическое развитие»:
- развивать слуховое внимание, общую моторику;
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать воображение и творческую активность;
-воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувство эмпатии к объектам природы.
Оборудование: конверт с письмом, 4 конверта с заданиями, 4 указателя тропинок, мяч, искусственные ель и сосна; знак-мнемосхема «Береги лес»; трафареты ели, сосны на каждого ребенка, цветные карандаши, магнитная доска, магниты, сундучок с конфетами.
Предварительная работа: рассматривание картинок ели и сосны, ельника, соснового бора, фотоальбома «Хвойные деревья»; целевая прогулка в сквер Менделеева, экскурсия в парк 40 лет ВЛКСМ; чтение «Птичья ёлка», Андерсен Г. Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», «Сказка о ёлочке, которую не срубили», сказка «История одной Елочки», беседа «Что мы знаем о сосне и ели»; составление сравнительного рассказа «Ель и сосна»; Д/и «От какой ветки детки» ; д/и «Собери дерево»; массаж рук с использованием еловых и сосновых шишек.
Ход занятия
Логопед :Ребята, сегодня мы отправимся с вами в хвойный лес, посмотрим как живется нашим друзьям : Старичку-Лесовичку, сосне и ели.
Стук в дверь. Почтальон принес письмо.
Логопед :Ребята, для вас письмо. (Педагог вскрывает письмо, читает)
«Дорогие мои маленькие друзья! Пишет вам Старичок-Лесовичок. Ко мне сорока прилетела и рассказала, что вы идете ко мне в гости. Я решил узнать, что вы знаете, о хвойных деревьях и приготовил для вас задания. Эти задания вы увидите в конвертах на лесной тропинке. Желаю вам удачи. А я буду незаметно наблюдать за тем, как вы выполняете задания. В конце прогулки вас ждет сюрприз. Ваш старичок-Лесовичок»
Логопед приглашает в лес.
А пока мы идем в лес давайте посчитаем ели и сосны. Дети идут по кругу.
1. Игра «Посчитай до пяти»(с мячом)
Логопед называет слова и словосочетания, дети согласуют с числительными.
Дети:Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…
Одна ёлка…
Один сосновый бор…
Один ельник….
2. Ребята, посмотрите, а вот и первая тропинка «Отгадайка» и первый конверт с заданием.
На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Короткие иголки
Зелены и колки.
(Ель)
-В лесу у ели есть подружка, отгадайте, кто она?
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки - только на макушке.
(Сосна).
Логопед :Посмотрите, а вот и наши красавицы. Где же здесь ель, а где сосна (дети показывают на искусственные деревья, объясняют их различие.
Логопед :В настоящее время много хвойных лесов уничтожено в результате строительства дорог, городов, лесных пожаров. Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий. В Красную книгу России занесено уже 11 видов хвойных растений. Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна пицундская, сосна погребальная. В Ульяновской области сосна меловая встречается исключительно в Правобережье на Приволжской возвышенности. Массовые вырубки и выпас скота на склонах привели к тому, что она находится на стадии исчезновения. В настоящее время это отдельно стоящие деревья. Она занесена в Красную книгу Ульяновской области. Дорогие ребята! Хвойный лес – это наше богатство и его надо беречь. Посмотрите, здесь висит знак «Береги лес» с правилами. (Мнемосхема со словом «беречь»)
Давайте эти правила разгадаем:
Дети: Беречь от огня, беречь от топора, беречь от мусора, беречь от злых людей.
Логопед: А теперь давайте составим одно большое правило для всех людей.
Дети: (Хвойный лес нужно беречь от огня, топора, мусора, злых людей)
Логопед:Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету! Кто представляет главную опасность для наших елей и сосен (Человек)
Логопед: Давайте сравним дерево и человека.
- У человека ноги, а у дерева - …корни.
- У человека руки, а у дерева - …ветки.
- У человека туловище, а у дерева - …ствол.
- У человека кожа, а у дерева - …кора.
4. А вот и вторая тропинка «Говорилочка» и второй конверт с заданием.
А написано в конверте вот что: Сосна и ель выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории строят в сосновом бору. Но каждый раз под новый год уменьшается в моем хозяйстве количество этих ценных деревьев. А мне хочется, чтобы этих деревьев было много.
Поиграем в игру «Один-много»
У меня одна ель, а у тебя… (у меня много елей)
У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)
У меня одна ветка, а у тебя….
У меня одна шишка, а у тебя…
Логопед: Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.
5. Вот и третья тропинка «Превращалочка» и третий конверт с заданием.
Подвижная игра — образ «Дерево»
Дети слушают рассказ логопеда и выполняют движения.
Логопед :Представьте себя деревом. Вот оно совсем маленькое. (Дети сидят на корточках, согнувшись).
На него падают солнечные лучики, и оно растет, тянется к солнцу (Дети встают на носочки, тянутся вверх).
Затем оно подросло, окрепло (Дети ставят ноги на ширину плеч, руки в разные стороны).
На него дул ветерок, оно наклонялось, клонилось в разные стороны (Дети выполняют наклоны из стороны в сторону, вперед и назад).
Но вот пришел человек с топором, стал рубить дерево (Делают рубящие
движения руками).
Дереву больно. Оно плачет, страдает (Дети мимикой изображают страдание,
плач дерева).
А другой пришел и развел костер. (Дети показывают, как дереву плохо, жарко).
Как поведет себя дерево? Каковы его чувства? Вам жалко дерево? Покажите, как оно выздоровело и стало быстро расти, радуясь ветру, солнцу, дождю (Дети мимикой и движениями показывают).
6. Четвертая тропинка «Раскрасочка». А в письме задание: Ребята, помогите увеличить наш лес, раскрасив предложенные трафареты ели и сосны. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте деревья, но прежде скажите:
7. Итог. А теперь возвращаемся в нашу группу. (логопед вывешивает
раскрашенные рисунки на доску)
Логопед : Ребята, посмотрите, сколько прекрасных деревьев у нас появилось. Настоящий хвойный лес. Давайте вспомним, где мы сегодня были, как можем беречь лес? Какие правила должны всегда выполнять?
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, что старичку- Лесовичку было приятно услышать много красивых слов о хвойных красавицах, было приятно увидеть какой красивый хвойный лес у нас с вами получился, поэтому он приготовил для вас сюрприз - конфеты в виде елочек и маленькое послание-задание для вас.