kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нарушение фонематического слуха у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух - это способность различаит, анализировать и дифференцировать звуки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нарушение фонематического слуха у детей»

Нарушение фонематического слуха у детей


Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельные звуки. К 12 месяцам – говорит первое слово.

Таким образом, формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только звуки Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать чёткость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.


Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Её наличие можно определить по следующим признакам:

Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твёрдые как мягкие.

Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево, АМгара - АНгара и т.д.

Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыСа вместо крыШа, Сук вместо Жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведёт к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям.


Основными причинами заболевания могут стать:

Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем;

Инфекционные заболевания;

Проблемы пищеварением;

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведёт к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

Гиперактивность

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

Тугоухость

Травмы головы, органов речи и слуха

Неблагоприятная социальная среда

Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Функциональные причины связаны с издержками воспитания или его отсутствием, к которым относят:

долгое сюсюкание с малышом.

подражание родителям, у которых есть проблемы с речью.

двуязычие в семье.

длительное сосание соски, вследствие чего обнаруживается недостаточная подвижность языка, губ, челюсти.

педагогическая запущенность.


Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха


Если родители заметили искажения слоговой структуры слова у ребёнка или неправильное произношение оппозиционных слогов, не стоит паниковать – это все исправимо. Существует множество игровых упражнений для развития фонематического слуха. Для начала нужно всегда поправлять ребенка, если он переставляет слоги в словах, проговаривать слово медленно по слогам и натренировать произношение. Можно отхлопать по слогам или «прошагать» слово, например, «те» – первый шаг, «ле» – второй, «ви» – третий, «зор» – четвертый шаг.

Также можно поиграть в игру «Поймай звук» – ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово с заданным звуком. Очень полезна для развития фонематического слуха игра «в города» (можно заменить «в продукты питания»). Взрослый называет город, например, «МосквА», ребенок должен придумать следующий город на звук «А» и т.д. по цепочке. Еще одна хорошая игра с мячом «придумай слово на заданный слог». Взрослый кидает мяч – «ба», ребенок придумывает слово и бросает мяч обратно – «банка». Для усложнения можно придумывать «трудные» слоги, например, «пла», «нра», «вздро».

Самый простой способ развития фонематического слуха – повторение рядов оппозиционных слогов. Тренироваться можно до тех пор, пока ребенок не назовет все цепочки верно. Приведу самые распространенные цепочки слогов, в которых ребенок допускает ошибки. Использовать можно все по очереди до получения хорошего результата.


Та-та-да, да-да-та, Га-га-ка, ка-ка-га, Да-га-га, га-га-да,

Та-да-та, да-та-да, Га-ка-га, ка-га-ка, Да-га-да, га-да-га,

Та-да-да, да-та-та. Га-ка-ка, ка-га-га. Да-да-га, га-да-да.


Са-ца-ца, ца-ца-са, За-са-са, са-са-за, Са-ша-ша, ша-ша-са

Са-ца-са, ца-са-ца, За-са-за, са-за-са, Са-ша-са, ша-са-ша,

Са-са-ца, ца-са-са. За-за-са, са-за-за. Са-са-ша, ша-са-са.


Ша-жа-жа, жа-ша-ша, Ра-ла-ла, ла-ла-ра, На-на-ня, ня-ня-на,

Ша-жа-ша, жа-ша-жа, Ра-ла-ра, ла-ра-ла, На-ня-на, ня-на-ня,

Ша-ша-жа, жа-жа-ша. Ра-ла-ла, ла-ра-ра. На-ня-ня, ня-на-на.


Если, вместо одних звуков ребёнок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимых по способу артикуляции, проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно (игра «Пистолет»— «т-т-т-т»), и если у ребенка это получится, попробуйте учить с ним слово по слогам. Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая (произнесение губно-губные (п, б, м) и губно-зубные (в, ф) согласные), и это становится заметно именно после двух лет, когда словарь ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова, четкость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова,у ребёнка речь становиться нечёткая, смазанная. Этапы общего, речевого, психического, моторного развития четкие и должны соответствовать определенному возрасту. Их сложные структуры взаимосвязаны между собой. Поэтому недоразвитие или неправильное развитие одного, может стать причиной задержки другого. Работу над чистотой звуков можно начинать в любом возрасте. Если в трёхлетнем возрасте помочь ребенку, поупражняться в артикуляционной гимнастике, окрепнет артикуляционный аппарат, ребенок сам, без помощи логопеда в дальнейшем сможет выговорить звуки правильно. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним или копировать его «милые словечки». Таким образом, Вы будете лишать своего малыша возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В итоге у ребенка не выработается слуховой самоконтроль и закрепится искаженное произношение. Говорите со своим ребенком всегда правильно и неторопливо, так Вы дадите ему речевой образец для подражания. Обратитесь за консультацией к нескольким логопедам (в идеале 2-3), проанализируйте всё, что они Вам скажут. После этого, уверена, путь решения проблемы у Вас чётко виден.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Нарушение фонематического слуха у детей

Автор: Пестрикова Татьяна Александровна

Дата: 13.12.2021

Номер свидетельства: 594427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Понятие о фонематическом слухе и его формировании. "
    ["seo_title"] => string(58) "poniatiie-o-foniematichieskom-slukhie-i-iegho-formirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "107632"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403358890"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Статья «Развитие фонематического слуха у детей»"
    ["seo_title"] => string(47) "statia_razvitie_fonematicheskogo_slukha_u_detei"
    ["file_id"] => string(6) "515245"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560911204"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_foniematichieskogho_slukha_u_dietiei_s_dizartriiei_vo_vriemia_domashni"
    ["file_id"] => string(6) "371052"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482090517"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Развитие фонематического слуха"
    ["seo_title"] => string(36) "razvitiie_foniematichieskogho_slukha"
    ["file_id"] => string(6) "371106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482126823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства