Просмотр содержимого документа
«Нарушение фонематического слуха у детей»
Нарушение фонематического слуха у детей
Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.
Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельные звуки. К 12 месяцам – говорит первое слово.
Таким образом, формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только звуки Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать чёткость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.
Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Её наличие можно определить по следующим признакам:
Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твёрдые как мягкие.
Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево, АМгара - АНгара и т.д.
Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыСа вместо крыШа, Сук вместо Жук.
Нарушение фонематического слуха у детей ведёт к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.
За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям.
Основными причинами заболевания могут стать:
Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем;
Инфекционные заболевания;
Проблемы пищеварением;
Недостаток витаминов, минеральных веществ ведёт к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.
Гиперактивность
Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.
Тугоухость
Травмы головы, органов речи и слуха
Неблагоприятная социальная среда
Отрицательный пример
У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.
Функциональные причины связаны с издержками воспитания или его отсутствием, к которым относят:
долгое сюсюкание с малышом.
подражание родителям, у которых есть проблемы с речью.
двуязычие в семье.
длительное сосание соски, вследствие чего обнаруживается недостаточная подвижность языка, губ, челюсти.
педагогическая запущенность.
Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха
Если родители заметили искажения слоговой структуры слова у ребёнка или неправильное произношение оппозиционных слогов, не стоит паниковать – это все исправимо. Существует множество игровых упражнений для развития фонематического слуха. Для начала нужно всегда поправлять ребенка, если он переставляет слоги в словах, проговаривать слово медленно по слогам и натренировать произношение. Можно отхлопать по слогам или «прошагать» слово, например, «те» – первый шаг, «ле» – второй, «ви» – третий, «зор» – четвертый шаг.
Также можно поиграть в игру «Поймай звук» – ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово с заданным звуком. Очень полезна для развития фонематического слуха игра «в города» (можно заменить «в продукты питания»). Взрослый называет город, например, «МосквА», ребенок должен придумать следующий город на звук «А» и т.д. по цепочке. Еще одна хорошая игра с мячом «придумай слово на заданный слог». Взрослый кидает мяч – «ба», ребенок придумывает слово и бросает мяч обратно – «банка». Для усложнения можно придумывать «трудные» слоги, например, «пла», «нра», «вздро».
Самый простой способ развития фонематического слуха – повторение рядов оппозиционных слогов. Тренироваться можно до тех пор, пока ребенок не назовет все цепочки верно. Приведу самые распространенные цепочки слогов, в которых ребенок допускает ошибки. Использовать можно все по очереди до получения хорошего результата.
Если, вместо одних звуков ребёнок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимых по способу артикуляции, проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно (игра «Пистолет»— «т-т-т-т»), и если у ребенка это получится, попробуйте учить с ним слово по слогам. Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая (произнесение губно-губные (п, б, м) и губно-зубные (в, ф) согласные), и это становится заметно именно после двух лет, когда словарь ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова, четкость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова,у ребёнка речь становиться нечёткая, смазанная. Этапы общего, речевого, психического, моторного развития четкие и должны соответствовать определенному возрасту. Их сложные структуры взаимосвязаны между собой. Поэтому недоразвитие или неправильное развитие одного, может стать причиной задержки другого. Работу над чистотой звуков можно начинать в любом возрасте. Если в трёхлетнем возрасте помочь ребенку, поупражняться в артикуляционной гимнастике, окрепнет артикуляционный аппарат, ребенок сам, без помощи логопеда в дальнейшем сможет выговорить звуки правильно. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним или копировать его «милые словечки». Таким образом, Вы будете лишать своего малыша возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В итоге у ребенка не выработается слуховой самоконтроль и закрепится искаженное произношение. Говорите со своим ребенком всегда правильно и неторопливо, так Вы дадите ему речевой образец для подражания. Обратитесь за консультацией к нескольким логопедам (в идеале 2-3), проанализируйте всё, что они Вам скажут. После этого, уверена, путь решения проблемы у Вас чётко виден.