Просмотр содержимого документа
«Музыкальный вернисаж "Времена года"»
Конспект итогового мероприятия
Музыкальный вернисаж «ВРЕМЕНА ГОДА»
в рамках реализации проекта
«Природа в творчестве поэтов, художников и музыкантов».
Цель: учить детей видеть красоту природы на примере произведений выдающихся поэтов, художников, музыкантов; развивать творческое воображение; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Подготовила и провела: Музыкальный руководитель МДОУ 57 города Люберцев: Исакова Людмила Юрьевна
1. Звучит музыка М.П. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». Дети хороводом заходят в зал, выполняют перестроение, становятся полукругом, читают стихи:
Вижу чудное приволье
Вижу нивы и поля
Это русское раздолье
Это русская земля!
Вижу горы – исполины
Вижу реки и моря
Это русские картины
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка
Слышу трели соловья
Это русская сторонка
Это Родина моя!
2. ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД под русскую народную мелодию «ЗЕМЕЛЮШКА - ЧЕРНОЗЕМ». Дети садятся.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, нам с вами посчастливилось жить в стране, которая прославились талантливыми людьми: это великие художники, поэты и музыканты, которые воспевали природу родного края. Одни из них жили давно, в те времена, когда нас с вами еще не было на свете, но память о них живет до наших дней в их произведениях искусства: в стихах, картинах, музыке. Другие живут в наше время и также создают великие шедевры.
Дорогие друзья, сегодня мы поговорим с вами о природе родного края.
Крепко любили свою Родину русские люди. Берегли родную землю. Воспевали красоту природы в песнях и сказаниях.
А вам ребята, какое из времен года нравится больше других и почему?
Вы все, конечно, по-своему правы. Каждое время года прекрасно и отличается от другого своими явлениями природы, а еще цветом.
Давайте послушаем стихотворение
«Четыре цвета года» И. Суриков
Белый Белые шапки на белых березах. Белый зайчишка на белом снегу. Белый узор на ветвях от мороза. По белому лесу на лыжах бегу.
Синий Синее небо, синие тени. Синие реки сбросили лёд. Синий подснежник – житель весенний, На синей проталинке смело растет.
Зеленый В зеленом лесу на зеленой травинке, Поводит усами зеленый жучок. Зеленую бабочку на тропинке, Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый Желтое солнце греет слабее. Желтые дыни на желтой земле. Желтые листья шуршат по аллее. Желтая капля смолы на стволе.
ВЕДУЩИЙ: А как же рисовали себе картины природы художники и музыканты? Великий композитор П. И. Чайковский написал целый альбом пьес, который назвал «Времена года», где каждому месяцу дал название. Давайте послушаем музыку осени. Вы узнали, что это за пьеса? Какое название дал композитор своему произведению. Верно, Октябрь «Осеняя песня». Что вы можете сказать об этой музыке, какое настроение она передает?
Иллюстрациями к музыке П.И. Чайковского послужили картины художника Ивана Ивановича Шишкина.
А вот, как передал свои мысли об осени поэт А.С. Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
ВЕДУЩИЙ: Ну, а теперь пришло время и нам с вами передать свое осеннее настроение и поможет нам в этом язык танца.
Палочка волшебная, чудо сотвори, и в гостях у Осени оказаться повели!
3. Дети исполняют «Танец с осенними листьями» на музыку П.Чайковского «Осенняя песня»
ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, мы вспомнили золотую осень. А вслед за ней наступает черед матушки Зимы. Послушайте следующую пьесу из альбома Чайковского и угадайте, какому месяцу посвятил композитор эту музыку? Верно, Декабрь. А какое название дал Чайковский этой пьесе? Святки. Какое настроение передает музыка, что вы чувствовали, слушая это произведение?
Иллюстрациями к музыке послужили также картины известного живописца Ивана Ивановича Шишкина.
А теперь, давайте прочитаем стихи о зиме.
«Мороз воевода» Николай Алексеевич Некрасов
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи, -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои...
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
ВЕДУЩИЙ: Зимой люди с давних времен наряжают ёлку и отмечают самый веселый праздник Рождество Христово – день, когда родился Иисус Христос-посланник божий. О его появлении людям возвестила Вифлеемская восьмиконечная звезда на небе и ангел-хранитель.
Я хочу попросить нашу волшебную палочку опять сотворить чудо и перенести нас к Рождественской елке и вспомнить, как весело мы танцевали вокруг нее. Давайте вместе скажем волшебные слова: Палочка волшебная чудо сотвори – у елочки нарядной оказаться помоги!
4. Исполняется танец снежинок под музыку П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, а после зимы какое время года наступает?
- Весна, конечно, каждый это знает.
Вот как рассказывает о весне в своем стихотворении А. Плещеев.
ВЕСНА А. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение
«Подснежник» И.Беляков
Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума подснежник проснулся
И на проталинке встал.
Запахло, повеяло прелью,
Чуть слышно подснежник твердил:
“Спасибо апрелю, спасибо
За то, что меня разбудил”.
ВЕДУЩИЙ: Давайте вернемся к альбому Чаковского и послушаем одноименную пьесу весеннего цикла, Апрель «Подснежник».
Палочка волшебная, чудо сотвори, и в гости к нам весну-красну скорее пригласи!
5. ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ С ПОДСНЕЖНИКАМИ на одноименную пьесу П.И. Чайковского
ВЕДУЩИЙ: Ну, а за Весной красной - каждый знает это, непременно наступает, что, ребята? Лето! Давайте послушаем стихи про лето.
Ярко солнце светит И. Суриков
Ярко солнце светит. В воздухе тепло. И куда ни взглянешь — Всё кругом светло! По лугу пестреют Яркие цветы. Золотом облиты Темные листы.
ВЕДУЩИЙ: Послушайте пьесу Чайковского и скажите, как она называется? Какому месяцу соответствует? Какое настроение передает музыка? Верно, название пьесы «Песня косаря», музыка которой рисует нам месяц июль. Сопровождали пьесу картины художника Ивана Ивановича Шишкина.
ВЕДУЩИЙ:
Говорят в народе: есть хлеб, будет и песня,
А умелые руки не знают скуки.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя шутки, песни слагал. ДЕТИ:
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили,
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели, Своих деток учили петь еще с колыбели.
В нашем оркестре всего понемножку,
Есть треугольник, бубен и ложки,
Цимбаллы, триолы, металлофон,
Трещотка, свистулька, аккордеон.
ВЕДУЩИЙ:
И сейчас в исполнении детского оркестра прозвучит:
6. РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ «Барыня»
Обойди хоть всю планету – лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь разжигают нас в огонь.
От зари и до зари веселятся ложкари.
На носочек и на пятку – веселей пляши вприсядку.
Влево - вправо повернись, всем на свете улыбнись!
7. ТАНЕЦ «ЛОЖКИ ДЕРЕВЕНСКИЕ» музыка народная
ВЕДУЩИЙ: Очень любил прославлять Россию в своих стихах поэт Сергей Есенин.
Я - русский человек, и русская природа
Любезна мне и я её пою.
Я – русский человек, сын своего народа
И с гордостью гляжу на Родину свою.
Только в родимых краях бывает такое:
Солнце - самое яркое, небо - самое голубое,
Вода - самая чистая, звёзды самые лучистые.
Берёзки в родимых краях самые тонкие,
А песни - душевные звонкие.
А теперь мы встанем вместе и простимся дружно песней, которая так и называется
8. «Я люблю тебя Россия» Муз. и сл. Р. Гуцалюк.
ВЕДУЩАЯ:
Вот и подошел к концу наш музыкальный Вернисаж по временам года. А подготовить его нам помогли великие русские поэты, композиторы и художники: А. Пушкин, С. Есенин, Н. Некрасов, П.И. Чайковский и М.П. Мусоргский, И.И. Шишкин и, конечно же, вы, дорогие ребятишки, своими песнями, танцами и игрой на музыкальных инструментах. И кто знает, может быть, кто-то из вас, когда вырастет, тоже станет знаменитым и будет сам сочинять стихи или музыку, писать картины.
Дерзайте, творите, мечтайте, учиться не уставайте!
Пусть трудности будут, но время придет
Кто хочет успеха – тот славу найдет!!!
А главное, любите и берегите природу родного края. Ведь это наш родной дом!
Ну, а я, художник ваш, кто устроил вернисаж,
Всем говорю, спасибо за вниманье, до новых встреч,