Просмотр содержимого документа
«Мир насекомых для детей старшей группы»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 38 ГОРОДА ТОМСКА
Методическая разработка
«В мире насекомых»
Для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста
Воспитатель: Литвиненко Ольга Николаевна
Антонова Ирина Сергеевна
г. ТОМСК-2022
1часть. Формулировка проблемы
В современном мире ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
2 часть. Актуальность проекта:
Большинство современных детей редко общаются с природой. Проект направлен на то, что бы дети научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей планеты – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из- за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень скудны, но их влияние на нашу планету огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно удивительным и занимательным.
Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
3 часть Определение предмета исследования
Проекториентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей.
Данный проект поможет дошкольникам окунуться и интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
4 часть. Выдвижение гипотезы
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания.
5 часть. Проверка гипотезы
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта: Вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе, познавательнее отношение к ней посредством знакомства с миром насекомых. Развитие познавательной активности детей в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры. Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. Способствовать накоплению у детей представлений о многообразии насекомых
2. Поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения
3. Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
4. Активация мыслительно – поисковой деятельности детей
5. Развитие творческих и исследовательских способностей детей.
6. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
7. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
8. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
Тип проекта:
По продолжительности: долгосрочный
По направлению деятельности: информационный, исследовательский, практико-ориентированный, творческий, игровой.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы № 12, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Продолжительность проекта: 3 месяца
Ожидаемый результат:
- сформированная база знаний у детей о мире животных (насекомых)
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые.
- знать о пользе, которую приносят людям и растениям.
- сформированное индивидуально-ценностное отношение к миру природы у каждого ребенка
- развитие у детей познавательной активности через ознакомление с насекомыми
- развитие у детей воображения, мышления, памяти
- расширение и активация словаря
- повышение уровня заинтересованности родителей проблемой
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта:
- постановка проблемы
- формулировка целей и задач проекта
- создание условий для реализации проекта
- подбор познавательной, художественной литературы
- проведение бесед
- подборка атрибутов и игр для занятий
II. Основной (практический этап)
Месяц
Неделя
Содержание деятельности
июнь
1 неделя
Беседа: «Кто такие насекомые?»
Просмотр презентации : «Насекомые - кто это?»
Рисование: «Такие разные насекомые»
Д/И «Помоги пчёлке», «Чей домик»
Чтение художественной литературы : «Загадки о
насекомых»
Консультация для родителей: «Оказание первой мед. помощи при укусах насекомых»
2 неделя
Беседа: «Где обитают насекомые?»
Пальчиковая гимнастика : «Божьи коровки»
Наблюдение за божьими коровками
Чтение стихотворений о божьей коровке
Просмотр мультфильмов : « Путешествие муравья»
Консультация для родителей:
3 неделя
Беседа: «Где дом у насекомых?»
Д/И: «Кто где живёт?», «Чей домик?»
Физкультминутка координация речи с движением «Гусеница»
Просмотр мультфильмов: «Пчёлка Майя»
Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Под грибом»
Консультация для родителей:
4 неделя
Беседа: « Летающие насекомые»
Лепка: «Пчела, оса, бабочка»
Чтение художественной литературы: «Пчёлка» (заучивание наизусть)
П/И « Медведь и пчёлы»
Рисование на асфальте: «Гусеницы»
Консультация для родителей:
Месяц
Неделя
Содержание деятельности
июль
1 неделя
Беседа: «Правила безопасности при общении с насекомыми»
Д/И «Угости насекомое», «Четвёртый лишний»
Прослушивание аудиозаписи: Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»
Чтение художественной литературы: « А. Барто «Комары», Б.Заходер «Муха-чистюха»
Пальчиковая гимнастика : «Гусеница»
Консультация для родителей:
2 неделя
Беседа: «Чем питаются бабочки?»
Наблюдение за бабочками на прогулке
Рисование: «Бабочки и стрекозы» (мелками на асфальте)
Просмотр презентации : « Удивительный мир насекомых»
Аппликация : « Кузнечик»
П/И : со скакалкой «Я знаю пять названий насекомых»
Викторина: «Что мы знаем о насекомых»
Консультация для родителей:
четверг
Беседа: «Насекомые – маскировщики»
пятница
Беседа: «Трудолюбивые насекомые»
4 неделя
понедельник
Беседа: «Я люблю насекомых, потому что…»
Работа с родителями : «Презентация проекта»
вторник
Беседа: «Древние насекомые»
среда
Беседа: «Насекомые различных стран»
четверг
Беседа: «Наши соседи – насекомые»
пятница
Беседа: « Итоговая беседа по насекомым»
Просмотр презентации : «Удивительный мир насекомых» (см. приложение )
III. Заключительный этап
Подведение итогов проекта
- организация выставки рисунков «Удивительный мир насекомых»
- картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр
- подготовка фото отчёта о проделанной работе
- подготовить клип для родителей
- консультации для родителей
6 часть. Результаты проекта
Что мы знаем:
- в природе живут насекомые
- насекомые бывают летающие и нелетающие
- бабочки бываю разного цвета
- бабочки летают и садятся на цветы.
- пауки делают паутину.
- муравьи у березы ползают.
-в кустах живут улитки маленькие.
- комары кусаются.
- у стрекозы очень большая голова и крылья.
Что мы хотим узнать:
-вызывать желание узнавать что- то новое про насекомых
- бывают ли опасные насекомые?
- чем полезны насекомые?
- почему насекомые не живут зимой?
- зачем крылья жуку?
-почему они ползают?
-для чего паук вьет сети?
-а пауки летают?
-что ест гусеница?
-сколько живут бабочки?
-откуда бабочки появляются?
-почему божья коровка красная?
-что едят муравьи?
Как мы будем познавать:
- спросим у родителей
- посмотрим в энциклопедиях, в книгах, в журналах, в интернете
- посмотрим видеофильмы, презентации, мультфильмы
-спросим у друзей, знакомых
- сходим с родителями на природу
Ресурсы:
- рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением насекомых
- чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, поговорок, загадок
- беседы на тему проекта
- прослушивание и исполнение песен по теме проекта
- просматривание презентаций по теме проекта
-рассматривание насекомых в микроскоп
Материальные:
- фотоальбомы, энциклопедии, книги (дети приносили из дома)
- художественная литература
- изо- материалы для творчества детей, строительный материал
- аудиозаписи детских песенок
- видеозаписи мультфильмов
- атрибуты для настольных, дидактических, сюжетно- ролевых игр и игр- драматизаций
- настольный, пальчиковый театр
- микроскоп
Трудовые:
- подбор информации и оформление материала по теме проекта
- аппликация, лепка, рисование
Игровые:
- дидактические игры
- сюжетно- ролевые игры
- подвижные игры
Использованная литература:
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников», 2003г.
Джеки Силберг «500 пятиминутных игр 4-7 лет», Москва, 2009 г.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность», 2002 г.
Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»
Плешаков А.А. «Мир вокруг нас», Москва, 1999 г.
Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста», Москва, 2009 г.
100 развивающих игр для детей, Москва, 2009 г.
«Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее», Санкт- Петербург, 1998 г.
Материалы из интернета
В качестве результата работы над проектом дети приобретают обогащенную гамму новых чувств. Они учатся переживать радость познания, красоту, природу. Любой из тематических проектов включает систему задач, направленных на формирование системы упорядоченных знаний, природосообразных практических умений детей; становление ценностного отношения к процессу и предмету познания; конструктивную реализацию проектно-деятельного подхода в организации образовательного процесса; формирование субъектной позиции и обеспечение активного участия детей в созидательно-практической деятельности. Работу по проекту «Насекомые» начали летом. Мы знакомили детей с тем, что насекомое – имеет форму: голова (глаза, усики, рот); грудка, крылья (разной формы и цвета); брюшко, ноги. Насекомое двигается: летает, прыгает, ползает. Питается, издает звуки: жужжит, стрекочет, шуршит, звенит. Учили детей аргументировать полученные знания в ответах на вопросы воспитателя. Например: почему насекомое - живое существо? Знакомили с насекомыми, живущими рядом с человеком: пчелами, мухами, бабочками, божьими коровками, тараканами, сверчками, а также живущими в природе, далеко от человека: лесными пчелами, кузнечиками, муравьями. Большое внимание уделяли развитию умения пользоваться сенсорными эталонами и исследовательскими действиями для выявления особенностей насекомых. Вместе с детьми находили общие признаки и отличия у конкретных насекомых (наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, слайдов, игрушечных насекомых). Подводили детей к ответу на вопрос: «Как узнали, что это насекомое?» Всей своей деятельностью старались воспитывать в детях умение чувствовать, видеть внешние признаки, определять места обитания разнообразных насекомых. Работу над проектом старались строить в соответствии с принципом интеграции, объединяя нескольких видов деятельности и разные средства для решения главной цели – развития ребенка. В качестве приемов «углубления в тему» использовали чтение художественной литературы ; В процессе реализации тематического проекта мы получили: обогащенные знания и представления детей о насекомых; умения детей создавать образы насекомых в изобразительной деятельности и музыкально-пластической импровизации; способность детей использовать сенсорные эталоны и приемы организации наблюдений за насекомыми; эффективную систему содействия становлению ценностного, эмоционально-положительного отношения детей к насекомым. В процессе восприятия насекомых старались выделить внешнюю красоту (цвет, форму, строение тельца и крыльев). Скрытую красоту: целесообразность и соразмерность формы,
окраса, строения насекомых. Гармоничность и полезность насекомых в отношениях с окружающими объектами. Наличие признаков, определяющих индивидуально - неповторимую, своеобразную красоту того или иного насекомого.. Совместно с детьми собран дидактический альбом с изображениями насекомых (иллюстрациями), с целью обогащения знаний, впечатлений и практики любования детей. Итоговым этапом реализации тематического блока стал мониторинг познавательно-речевой и продуктивно-созидательной компетентности детей в теме познания. Результаты изучения компетентности показали не только положительную динамику, в сравнении с контрольной группой детей, но и значимое превышение проявлений экологической компетентности детей освоивших содержание тематического проекта «Насекомые».. Приоритетной моделью познания стала модель выявления отношений разнообразных насекомых с окружающей средой. Мы учили детей по внешнему облику и поведению определять, где живут насекомые (около воды, на земле, на растениях); как питаются; как укрываются; как дышат. Дети получили не только упорядоченные знания и обогащенные представления в рамках темы, но и практику эмоциональных переживаний познавательного, эстетического и
экологического характера, что обеспечило включение механизмов формирования субъективно-ценностного отношения к природе.
Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, помог выявить талантливых и одаренных детей, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстника и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного развития в будущем.