Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 р.п. Хор муниципального района имени Лазо
Хабаровского края.
Развлечение в области «Познание»
(формирование целостной картины мира)
Тема: «Сохраним тигра»
Старшая группа
Подготовил Воспитатель:
Рыжова Н.В.
МБДОУ№10
р.п.Хор
2019г.
Ведущий: Дети сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Приморскому краю. Хотите?
Дети: Да!
Ведущий: Мы пойдем в тайгу. Не боитесь?
Дети: Нет!
Ведущий: А вы знаете, что такое тайга? Послушайте, как описал Н. Сладков тайгу в своей книге «Зелёной книге».
«Тайга – самый огромный лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы». Страшно?
Дети: Нет!
Ведущий: Тогда слушайте дальше: «Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суховатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи - то глаза». Не передумали?
Дети: Нет!
Ведущий: По тайге надо идти колонной друг за другом. Стройтесь!
(дети строятся)
Ведущий: Идём строго друг за другом. Никто не отстаёт. Друг другу помогаем. В пути будьте внимательными.
Подвижная игра: «Таёжная тропа»
Цель: Упражнять детей в ходьбе с перешагиванием через набивные мячи, по гимнастической скамейке боком, с подлезанием под дугу, в прыжках из обруча в обруч.
Ведущий: Никто не потерялся? Все дошли?
Дети: Да!
Ведущий: Вот мы с вами и пришли. Присядьте, отдохните и послушайте. Мы с вами находимся в Уссурийской тайге. Знаете, почему она так называется? Уссурийская тайга названа по имени реки Уссури. Давайте посмотрим вокруг, какие деревья вы видите?
Ребёнок: Кедр, дуб, ель, пихта, клён, берёза.
Ведущий: Дети посмотрите внимательно, в Уссурийской тайге растут разные березы.
Ребёнок: Берёза белая, жёлтая, чёрная, железная, каменная.
Ведущий: Молодцы! В нашей тайге растёт много разных деревьев. А какие животные здесь живут?
Ребёнок: Медведь, лиса, волк, заяц, ёжик, енот, рысь, барсук, леопард, тигр, олень.
Ведущий: Животных в тайге много, все они разные. Подумайте и скажите мне какой зверь в нашей тайге самый сильный.
Ребёнок: Самый сильный тигр.
Ведущий: Правильно. Тигр не только самый сильный, самый большой, но и самый умный. А что вы знаете о тигре?
Ребёнок: Тигр самый крупный из хищников нашей планеты.
Ребёнок: Тигр – ловкий, сильный, выносливый и красивый.
Ребёнок: По лесу тигр передвигается неслышно и незаметно.
Ребёнок: Тигр легко лазает по крутым склонам гор и скалам.
Ребёнок: Тигр хорошо плавает.
Ребёнок: У тигра острое зрение и слух.
Ребёнок: Тигр – умный и хитрый.
Ребёнок: Относится тигр к семейству - кошачьих.
Ведущий: Вы всё правильно сказали о тигре. А жить предпочитает тигр в горной местности, где много деревьев. Но посмотрите к нам на полянку прибежали маленькие тигрята.
Физминутка: «Тигрята»
Цель: Развивать двигательную активность детей, умение действовать согласованно.
Прибежали к нам тигрятки
И все начали играть.
Вот раздался страшный рык –
На лужайку прыгнул тигр.
Звери делают поклоны
Появился царь зверей.
Приседают поскорей.
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте.
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой:
Влево, вправо.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Все тигрята по местам!
Ведущий: А вы знаете, что у тигрицы рождаются 2-3 тигрёнка. Мама тигрица их кормит, учит охотиться. Но тигрята часто погибают. Как вы думаете почему? Кто виноват, что тигров с каждым годом становится всё меньше?
Ребёнок: Виноват человек.
Ведущий: А в чём виноват человек?
Ребёнок: Человек вырубает лес.
Ведущий: Ну и что? Вы ведь хотите, чтобы у вас дома стояла красивая мебель?
Дети: Хотим!
Ведущий: Вы ведь хотите, чтобы у вас дома было тепло зимой?
Дети: Хотим!
Ведущий: Так что же делать?
Ребёнок: Лес вырубать надо разумно.
Ведущий: Правильно! Лес вырубать надо разумно. Потому что без леса реки становятся мелкими. Из-за недостатка воды гибнут растения, деревья, мелкие животные остаются без пищи и тоже погибают. А крупные хищники выходят из леса и нападают на домашних животных, и даже на человека. Из-за недостатка пищи звери болеют чаще и умирают. Лес стоит сухой - чаще возникают пожары. Что же делать?
Ребёнок: Надо помогать животным.
Ведущий: Человек окружён природой, ему интересен этот мир. Он приходит в лесной дом и очень часто, сам того не замечая, нарушает там тишину и порядок. Нарушает жизнь живущих, в лесу.
А охотники – это большая беда, для животных. Из-за красивой шкуры тигров очень часто уничтожают. В Китае и в Японии из внутренних органов тигра готовят лекарство. В конце прошлого века тигр был на грани исчезновения, поэтому он был занесён в Красную книгу. Учёные Дальнего востока приложили много сил, чтобы спасти исчезновение Уссурийского тигра. В эту книгу занесены животные, растения, насекомые которых осталось очень мало в природе приморского края. Мы должны их беречь. Ведь так много жителей леса уже исчезли, и мы с вами их уже никогда не увидим.
Ведущий. Сейчас мы проведем веселые тигриные соревнования, посвященные амурскому тигру и докажем, что тигры ловкие, быстрые, мудрые.
Ведущий проводит соревнования.
1 этап. «Ловкость тигра». Отталкиваясь двумя ногами, прыгнуть из обруча в обруч, стараясь не заступить за границы обруча. 3—5 обручей лежат на таком расстоянии, чтобы ребенок смог совершить эти прыжки. Участвует вся команда, дети по очереди преодолевают препятствие
2 этап. «Тигриная тропа». Дети должны пройти по «тигриной тропе» (это небольшая часть пола длиной 2—3 метра и шириной 40—50 см, на которой разбросаны веточки так, чтобы между ними можно было пройти, не наступив). Демонстрируя мягкую, крадущуюся походку, дети по очереди проходят по этой тропе. Задача -пройти так, чтобы не хрустнула ни одна веточка. Если кто-то нашумел, его охота считается неудачной.
Ведущий. Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Тигры на охоте», чтобы понять, что в тайге есть свои законы, которые нельзя нарушать. Но с начала ответьте на вопрос.
Что ест тигр на обед?
Ест он мясо, как всегда
Я права, ребята? (да)
Рыбу ловит из реки,
Чтоб сварить себе ухи? (нет)
В свой любимый день рожденья
Пьет чай с малиновым вареньем? (нет)
Он берет с собою в школу
Чипсы, фанту, кока-колу? (нет)
Он поймает в два скачка
И съест оленя, барсука? (да)
Может тигр скушать даже лягушек? (да)
А еще на полдник яблоки и груши? (нет)
Игра «Тигры на охоте»
Подготовка к игре.
Подгруппа детей получают карточки с изображением лесных зверей (заяц, кабан, бурый медведь, белогрудый медведь, барсук, белка, тигр, дикий амурский кот, рысь, леопард, пятнистый олень, кабан).
Игровая площадка оформляется с помощью 4-х кубиков (расставлены друг от друга на расстоянии примерно двух метров, так, чтобы образовался квадрат). Внутри квадрата находятся воображаемые заросли кустарников, среди которых скрываются тигры, а вокруг — лес, где живут разные животные.
Ход игры.
По сигналу ведущего «Тигры на охоте» тигры тихо выходят и ловят лесных зверей. Пойманного отводят внутрь квадрата (в заросли кустарников) и сами остаются там. Во время одного тура игры тигр может поймать только одно животное.
Звери по тайге гуляли,
И опасности не знали.
Тигр напал на зверей!
Убегайте от тигриных
Клыков и ногтей!
По команде ведущего «Тигры устали» тигры прекращают охоту и возвращаются внутрь квадрата. Ведущий сам определяет время окончания охоты.
Игра повторяется несколько раз, каждый раз состав участников - «тигров «меняется». Дети — «лесные звери» — могут от игры к игре меняться карточками, каждый раз вживаясь в новые роли.
После завершения игры предложите всем участникам пожать друг другу руки и поблагодарить за участие в игре.
Ведущий: В наше время человек старается помочь, защитить и сохранить обитателей леса. Для этого создаются заповедники. Какие заповедники вы знаете?
Ребёнок: Заповедник «Кедровая падь», «Лозовский», «Сихотэ- Алинский». «Уссурийский».
Ведущий: Созданы национальные парки: «Зов тигра», «Удэгейская легенда».
Ребёнок: Тигр является символом Приморского края. Его изображение находится на флаге и гербе г. Владивостока, (слайды № 1,2)
Ребёнок: В городе есть улица Тигровая. В первые годы жизни молодого города Владивостока на этой улице часто видели живых тигров.
Ребёнок: На этой улице стоит оранжево - полосатый тигр – памятник.
Ребёнок: В 1992 году на набережной г. Владивостока был установлен бронзовый памятник тигру, (слайд №6)
Ребёнок: Небольшие скульптуры тигра стоят ещё на четырёх улицах, (слайды №3,4,5)
Ведущий: С 2000года в нашем городе отмечается «День тигра» в последнее воскресенье сентября. Этот праздник придумал писатель и охотовед В.И.Тройнов, (слайд №7)
Ребёнок: Тигр занесён в «Красную книгу».
Ребёнок: Он находится под защитой государства.
Ребёнок: Тигр нужен тайге.
Ребёнок: Мы люди должны сделать всё, чтобы сохранить тигра на нашей планете!
Использованная литература и Интернет – ресурсы:
- Стихотворение о тигрёнке. Автор С.А. Антонюк. http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-tigra
- Стихотворение « Тигр», автор Т. Лаврова, Волгоград. http://stranamasterov.ru/node/123956
- Тайга у океана. По страницам Красной книги Приморья. – Владивосток: Альманах « Русский остров», 1999 – 2000.
- Человек – листочек. Экологические игры, конкурсы, викторины, тренинги, тесты / авт. – сост. Г.Гагарин, С.Новиков – Хабаровск, 1998.