Мир, в котором мы живем, в который приходят наши дети, стал открытым, глобальным. С одной стороны это, конечно же, замечательно, но с другой – сегодня все мы вольно или невольно соприкасаемся с самой разной информацией, в том числе и с такой, которая в той или иной степени противоречит морально-нравственным нормам, традиционно предлагаемым системой образования, классическим искусством, религией, семьей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Как прекрасен этот мир"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Светлячок» города Алушты
Программно-методический комплекс по социально-коммуникативному развитию:
«Как прекрасен этот мир!»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработала
Старший воспитатель Попко О.В.
Алушта
2014г.
Пояснительная записка.
Каждому воспитателю или родителю, конечно же, хочется вырастить, воспитать умного, доброго, во всех смыслах замечательного человека, ведь от того, какими станут сегодняшние дети, зависит будущее нашей страны, человеческой цивилизации, всей планеты Земля. Будут ли продолжены лучшие нормы и традиции нашего совместного человеческого общежития, выработанные и проверенные на протяжении веков? Такие, например, как уважение к старшим, забота о младших, любовь и бережное отношение к природе, доброжелательность и трудолюбие, искренность и открытость в словах и взаимоотношениях. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и его ментальное развитие, безусловно, важнейшая задача для представителей самых разных сфер деятельности — здесь нет и должно быть равнодушных.
Мир, в котором мы живем, в который приходят наши дети, стал открытым, глобальным. С одной стороны это, конечно же, замечательно, но с другой – сегодня все мы вольно или невольно соприкасаемся с самой разной информацией, в том числе и с такой, которая в той или иной степени противоречит морально-нравственным нормам, традиционно предлагаемым системой образования, классическим искусством, религией, семьей.
Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления , открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет , то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему почаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Надо ли нам, взрослым, способствовать нравственному воспитанию детей, их личностному самоопределению в сегодняшнем непростом мире? На этот вопрос мы отвечаем утвердительно! Кто если не мы?!
«Создавая проблемные ситуации, мировоззренческие коллизии, ставя ребёнка перед духовно нравственным выбором, позитивные субъекты воспитания обязаны мягко, недирективно, исподволь вести воспитуемых в нужном направлении. Ребёнка должна окружать и поддерживать доверительная, диалогичная, интерактивная специально созданная коммуникативно-знаковая среда (В.В.Рубцов).
Такой коммуникативно-знаковая средой в нашем ДОУ стал педагогический проект «Добрый мир» - результат работы педагогического коллектива в рамках пилотного проекта «Философия для детей» и апробации программы «Воспитательный диалог» (М.Телегин), построенных на отечественных культурных и психолого-педагогических традициях.
Инновационная технология развития мировоззренческих представлений старших дошкольников средствами воспитательного (сократического) диалога позволит:
Выработать коммуникативные навыки, способности слушать и слышать партнёра по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам;
Всемерно развивать логические, рефлексивные и творческие компоненты мышления детей, умение рассуждать, доказательно и последовательно излагать свои мысли;
Привить вкус; создать мотивацию к философствованию, освоить философствование как деятельность по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих (эстетических, этических, морально – нравственных, этнологических) проблем;
Проектировать «зону ближайшего развития» для уже имеющихся у детей спонтанных мировоззренческих понятий, «доращивать» СМП до уровня культурных представлений и предпонятий.
Помочь ребёнку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом систематического обучения, минимизировать негативные последствия кризиса.
Создать методический комплекс по организации воспитательно-мировоззренческих диалогов, на темы добрососедства, отражающие нашу региональную специфику в рамках региональной программы «Крымский веночек».
Использовать технологии сократического диалога в целях актуализации педагогических знаний родителей по воспитанию нравственности в семье, популяризации программы в среде родительской общественности.
Участники:
Дети.
Педагоги.
Родители.
Социум.
Задачи обучения, предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков
в соответствии с образовательными линиями развития.
Цель: Организация воспитания как диалогического взаимодействия взрослого и ребенка в условиях которого ребёнок становясь субъектом диалога со взрослым, одновременно становится субъектом собственного воспитания, активно творит себя, тем самым раскрываясь для педагога, делает возможным «точечное», «максимально индивидуализированное», «необходимое ребенку здесь и теперь» воспитательное воздействие со стороны взрослого.
Задачи: Помощь ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении
Вооружение растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности
Погружение ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах
развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
потребности в создании собственной картины мира;
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Образовательные линии развития личности.
Личность ребёнка: сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка Ребёнок в социуме: развитие самопознания и положительной самооценки; овладение способами внеситуативно-личностного общения; формирование высокого уровня коммуникативной компетентности; осознание функций речи Ребёнок в сенсорно-познавательном и речевом пространстве: систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям. Ребёнок в мире культуры: углублённое приобщение к искусству и культурным ценностям человечества, многообразию худ.образов; овладение различными видами худ. деятельности; развитие способностей к эстетической оценке окружающего мира.
Система программно-методического комплекса «Как прекрасен этот мир!» включает следующие направления:
Формирование потребности в соблюдении нравственных жизненных позиций;
Формирование ценностно – мировоззренческой компетенции в старшем дошкольном возрасте
Формирование нравственности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
Эстетическое развитие детей;
приобщение семьи к воспитательно-образовательному процессу ДОУ и семьи обращение к традициям и ценностям своего народа
гуманное отношение к окружающему миру;
любовь к родной семье, родному дому, к Родине;
уважение к людям разных национальностей и к людям с особыми потребностями;
Виды деятельности:
Реализация через приобщение детей к размышлениям на мировоззренческие темы в процессе специальных бесед, диалогов, игр.Педагогическими основаниями проектной деятельности послужили идеи педагогики сотрудничества, организации обучения и воспитания как субъект-субъектного, диалогического взаимодействия детей между собой и со взрослыми.
Игровая деятельность (основной вид деятельности) – в игре ребенок чувствует себя равноправным членом человеческого общества, у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Познавательная деятельность - направит познавательную активность детей на системное выявление важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом, средствами народной культуры.
Исследовательская деятельность – даст возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Творческаядеятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная– дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс формирования нравственных мировоззренческих представлений дошкольников.
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств
решение логических задач
экспериментирование
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться
Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об нравственных идеалах, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в совершении добрых дел
беседа – является связующим звеном
Методы коррекции и уточнения:
повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
6.Методы философского (сократического) диалога: агон и майевтика.
Метод «Агона» - метод конфронтационный, спор, открытое столкновение позиций, возникающее, когда дети высказывают две или несколько различных точек зрения, что вызывает их сопоставление, координацию, стимулирует размышление. Дети, участники такого диалога – спора, осваивают умение слушать и слышать разные мнения товарищей, обсуждать их, иногда даже меняют собственное мнение в процессе дискуссии. В споре согласуются противоречивые точки зрения, расширяется глубина обсуждаемого понятия.
Метод майевтики применяется, когда дети уже дали ответы на поставленные вопросы, высказали собственные представления, идеи и, предполагая, что проблема решена, потеряли стимул к дальнейшему размышлению. Педагог должен помочь ребёнку занять рефлексивную позицию по отношению к собственной точке зрения, своему опыту, себе самому. Педагог создает условия, в которых группа детей приобретает возможность увидеть неполноту, незавершенность, относительность имеющейся позиции!
Используя метод конструктивной майевтики, не опровергая мнения собеседника, ведущий диалога задает вопросы, выводящие детей «за границы их собственного опыта», требующие движения от конкретного к абстрактному, от частного к общему, от житейских представлений к более культурным, доступным на данном этапе развития детей.
Действуя в логике деструктивной майевтики, педагог, организатор диалога, может привести пример, явно опровергающий точку зрения собеседника, изменить ракурс анализа проблемной ситуации, создать такой контекст, в котором собеседник сам способен обнаружить внутренние противоречия своей позиции. Важно обратить внимание собеседника на противоречие его позиции реальным фактам.
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природ, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества.
Основное содержание проекта «Как прекрасен этот мир!»:
Программа включает в себя 6 блоков:
№
Наименование
блока
Задачи
Формы работы
1.
«Здравствуй, мир!»
Изучение мировоззренческих
представлений детей
на начальном этапе
апробации программы
«Воспитательный диалог»
-тестирование;
-анкетирование;
-опрос;
-творческие работы;
-педагогические наблюдения;
-воспитательные диалоги
-игровая деятельность
Беседы
- уголок открытий «Эврика!»
2.
«Дорогою добра!»
Формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие ребёнка, включающее в себя воспитание нравственных чувств . Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения.
- чтение художественной литературы;
- этические беседы;
- совместные экскурсии,
- часы общения;
- творческие работы;
- проекты;
- выставки;
- работа с семьёй
-работа над книгой «Откровений»
3.
«Мой мир – это МЫ!"
Формирование у детей межкультурных коммуникаций и межэтнической толерантности, патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, бережного отношения к культурному наследию народов России и Крыма, воспитание любви к родному краю; развитие чувства патриотизма;
Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким, людям других национальностей и людям с особыми потребностями
-беседы;
- часы общения;
- праздники;
- посиделки;
- походы;
- дни именин и дни рождения;
- совместные выставки;
- творческие работы;
- акция «Друг в беде не бросит»
- тематический цикл «В кругу большой семьи»
4.
«Я люблю этот мир!»
Осознание ребёнком себя как субъекта взаимодействия: — формирование способности к целеполаганию; — становление образов «Я-реального» и «Я-потенциального» («Каким я могу быть?»); — осознание своих переживаний и отношения к окружающему; — сравнение и идентификация себя как нравственной личности.
- совместные прогулки;
- праздники;
- тематическая неделя «Маленькие философы»;
- творческие работы
- акции;
- встречи;
- Дни добрых дел
- альбом «Добрые слова»
5.
«Лучики добра»
-формирование ценности знания, ориентированного на идею воспитательного диалога;
- ребенок учится выражать и осознавать собственные эмоции и чувства, как негативные, так и позитивные, моделировать свои отношения с другими
людьми, выстраивать механизмы психологической защиты и постигать границы собственных возможностей, своей способности противостоять силам зла и разрушения, нести за это ответственность.
- акция «Подари игрушку»;
- беседы «Давай поговорим о доброте»;
- конкурсы;
- совместные игры с детьми младшего возраста;
- экологические акции
«Первоцветы», «Помоги котёнку», «Птицы нашего города»;
- ролевые игры;
- выставки и др.
- творческие работы «Доброта – она от века украшенье человека»
6.
«Мой добрый мир»
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
-Праздник «Добрый день в детском саду»
-Групповая газета «Как прекрасен этот мир!»
Альбомы «Моя Россия», «Мой Крым», «Моя семья»
Презентация книги откровений.
Ожидаемые результаты:
Педагоги:
повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов;
повышение эффективности воспитательной работы по нравственному воспитанию детей;
расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум;
Дети:
имеют представления:
о духовных и нравственных ценностях;
о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо России и россиян;
стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и школой по формированию нравственных ценностей у детей;
воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, стране; понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях нравственные ценности.
Тематическое планирование: «Как прекрасен этот мир»
1 блок: «Здравствуй, мир!»
Работа с детьми
Работа с родителями
День знакомств
-анкетирование;
-тестирование;
-опрос;
-индивидуальные беседы
Дидактическая игра «Мир слов и мир вещей»
«Кто Я?», «Мир такой разный»
Дидактическая игра « Что такое хорошо, что такое плохо»
Конкурс рисунков: «Здравствуй, мир!»
Мой безопасный мир
2 блок: «Дорогою добра!»
»
Акция «Доброта в наших сердцах»
- выставка творческих работ «Добрые дела»
- семейные чтения книг о добре и зле, о взаимопомощи и взаимовыручке
Моделирование «Если добрый ты, это хорошо»
Ролевые игры «Мы умеем помогать»
«Наши добрые сказки»
«Мой выбор»
«Копилка добрых дел»
«Вредные привычки»
3 блок: «Мой мир – это МЫ!"»
«Гостям всегда рады»
- семейные праздники в народных традициях;
- посиделки;
- походы;
- дни именин и дни рождения;
- совместные выставки;
- творческие встречи;
- индивидуальные консультации;
- дни открытых дверей;
- практикум для родителей и т.д.
- работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья»,
- акция доброты: сбор книг и игрушек для детей инвалидов
«Город, в котором я живу»
«В кругу дружной семьи»
«Мы все нужны друг другу»
Акция «Друг в беде не бросит»
«Не такой как все!»
4 блок: «Я люблю этот мир!»
«Мы мальчики и девочки»
«Красота природы и красота человека»
-
- праздники;
- беседы-практикумы;
-
«Цветок желаний»
«Я могу дарить радость»
«Дружим, играем вместе подрастаем»
День симпатий
5 блок: «Лучики добра»
Экологические акции «Цветок моей души», «Четвероногие друзья»
- участие в акциях;
- беседы «Как научить ребёнка любить этот мир»;
- творческие конкурсы;
- выставки
- Семейная газета «Добрый дом»
Моделирование ситуаций «Мой поступок»
Экспериментирование «Хочешь увидеть чудо?»
Неделя маленьких философов
Альбом «Добрые слова»
6 блок: «Мой добрый мир»
«Мы маленькие дети на большой планете»
- участие в празднике
- помощь в подборе материалов к презентациям
- семейные газеты, плакаты
- копилка семейных традиций
«Наша Родина - Россия»
«Мой Крым»
«Моя семья»
«Мой детский сад»
Правила миролюбия.
экологические акции
«Первоцветы» «Птицы нашего города»:
экологические акции «Птицы нашего города»:
«Доброта – она от века украшенье человека»
Работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья»,