Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по применению комплекса игр на развитие логического мышления»
Методические рекомендации по применению комплекса игр на развитие логического мышления
*рассматриваем на примере введения игры «Клад»
Этапы освоения детьми дидактических игр Деятельность педагога с детьми Целесообразность применения :
в рамках образовательной деятельности в форме занятий /
в режимных моментах
Начальный Дидактические игры на развитие логики сложны, поэтому перед игрой необходимо чётко и основательно обговорить правила. В данных играх предлагается работа со схемами, картами, планами действий.
Детям предлагается самый лёгкий вариант игры.
Дети пытаются разобраться с правилами игры с помощью педагога.
Например, дидактическая игра «Клад», организованная педагогом в групповой комнате.
Детям даётся карта, на которой схематически изображена мебель, игрушки, комнатные цветы, стрелки, указывающие маршрут, незначительные детали, и наконец «клад».
Дети пытаются прочитать карту, понять, что обозначает определённый значок, в каком направлении идти. (Правила требуют, чтобы маршрут выполнялся строго в соответствии с картой, то есть идти нужно будет так, как показывают стрелки.)
Затем дети обговаривают друг с другом, как будут искать «клад».
После того, как дети найдут «клад», необходимо педагогу побудить детей объяснить, какие действия они выполняли, в какой последовательности. Это будет своеобразным подведением итогов и закреплением правил, установленных в данной игре, подготовит к следующему этапу. Проводим
во время прогулок, в свободное время
Основной Через два – три дня, к освоенной ранее детьми дидактической игре нужно вернуться, но уже с усложнёнными правилами.
Например, в рассматриваемой нами игре «Клад», предложить подгруппе детей, или одному ребёнку подумать, как целесообразнее всего можно, во – первых - спрятать «клад», выбрать надёжное укромное место; во – вторых нарисовать свою карту, в которой подробно схемами, значками и стрелками описать местоположение «клада» и маршрут.
Детям из второй подгруппы, во время поисков «клада» необходимо предложить внести свои коррективы, обсудить, удобно ли составлен маршрут, как бы сделали они. Включаем
в ознакомление
с окружающим
и природой,
на занятиях математикой
Заключи-тельный Дети, освоившие первые два этапа, предлагают свои варианты игры. Если предложенный ребёнком вариант неудачен, очень важно его обыграть, для того, чтобы ребёнок мог понять, или увидеть свои ошибки и исправить.
На данном этапе дети самостоятельно выбирают игры, не испытывают затруднений, не обращаются к педагогу за помощью.
Итак, как же будет выглядеть дидактическая игра «Клад» на данном этапе?
Перед игрой нужно предложить детям несколько карт, чтобы они выбрали ту, по которой будут работать. Предположим, что дети определят, то, что искать «клад» нужно в пустыне.
Когда дети находят место, где находится «клад» и начинают обследовать этот участок (в ходе прогулки). Произведя раскопки, дети могут в «пустыне» под песком обнаружить, например, осколки глиняной посуды, куски ткани, ракушки, и порассуждать, откуда они могли взяться в пустыне. (Может быть, проходил караван, и кто - то обронил вещи, а может быть когда - то здесь был город, жили люди, протекала река, так как найдены ракушки.)
Когда дети находят «клад», которым является сундук с древними книгами, а не украшения, дети определяют ценность этих книг и что с ними нужно делать. (Может быть они магические, или принадлежат какой - нибудь древней цивилизации. Эти книги нужно передать учёным, или отвезти в музей). Игры на развитие логического мышления включаются в сюжетно – ролевые игры; в летнее время – в игры на прогулке.