kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через сказку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главными посыльными в мир эмоций и познаний ребенка дошкольного возраста являются сказки. Со сказочных историй начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через сказку»»

Методическая разработка

«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через сказку»



Автор: Зайцева Анастасия Ивановна



Актуальность.

 В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. 

Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития.



Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.



Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций по средствам сказок.

Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям



В своей работе я начала с того, что познакомила ребят с понятиями эмоции, их внешним проявлением. Ведь в повседневной жизни очень важно определять настроение окружающих, все знают, как трудно общаться с людьми, не проявляющими своих чувств.

Помогали нам такие занятия: «Наши эмоции», «Мимика и жесты», «Про обиду», и др.

Так же, для изучения индивидуальных особенностей, личных качеств, эмоционального опыта детей, я использовала анкеты - опросники: «Когда я
радуюсь...», «Когда я сержусь», «Мне стыдно, когда... », «Я обижаюсь когда...».

Для выявления своих эмоций и переживаний мы с детьми ведем «Экран настроений», где ребята и взрослые отмечают свое настроение, учатся определять причины влияющие на него.

Мы не представляем ребенка без игры - спутника детства.

Игру отличает активный творческий характер, высокая эмоциональная насыщенность, способность моделировать ситуации из жизни.

Мы играем с ребятами в игры на проявление эмоций с помощью экспрессивных действий (мимики, пантомимики, интонации) - «Живые картинки», «Изобрази сказку», «Угадай эмоции» и др.

Следующий этап работы - это «Путешествие в сказку», здесь использовались различные формы работы. Особой популярностью у детей пользуются собственные мини-проекты, в которых они выражают свои чувства и отношение к прочитанным сказкам.

Так же интересны: «Викторины», КВН, «Сказочное поле чудес», «Звездный час». «В гостях у Андерсена», «Путешествие в Лукоморье».

Ребята с удовольствием проигрывают эпизоды сказок - это дает возможность прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации. Дети учатся находить телесное выражение различным эмоциям, чувствам героев.

Сказка мощный источник воображения и детской фантазии.

Детям легче выражать свои мысли и чувства в творчестве. Поэтому они рисуют сказку.

Создание сказок - один из самых интересных для детей видов творчества. Конечно, во многом ребятам помогают родители и вот уже целые семьи придумывают, сочиняют, творят.

Таким образом, сказка сыграла еще одну важную свою роль - способствовала позитивному, эмоциональному общению родителей и детей.

Дети очень ярко и выразительно воплощают в своих ролях характер персонажей их переживание.

Работа над постановкой не только творческая, но и коллективная, где от каждого зависит общий результат. Ребята чувствуют свою значимость, верят в свои силы, у них формируется адекватная самооценка. Сказки: «Теремок», «Спящая красавица», «Аленький цветочек», «Приключения Буратино» и др. интересно смотреть не только детям, но и родителям.

Без преувеличения можно сказать что, эмоциональный опыт детей, приобретенный посредством сказки, навсегда откладывает в детском сердце крупинки благородства, человечности, любви, доброты.

Хочется добавить, что главная заповедь педагога «Не навреди», поэтому эту работу мы проводили в тесном сотрудничестве с социально-психологической службой нашего лицея. С ее помощью в самом начале работы было проведено обследование детей, которое показало, что некоторые ребята испытывали трудности в определении причин настроения, не могли устанавливать связь между какими-либо событиями и эмоциональным поведением своим и своих товарищей.

У многих ребят была занижена самооценка, а в следствии частые обиды, повышенная тревожность. Дети давали правильные нравственную оценку поступкам героем сказок, ситуаций, однако затруднялись найти способы изменения негативных переживаний в реальной жизни.

Анализ уже проведенной работы по формированию эмоционального опыта у детей показал, что ребята стали лучше понимать и дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам, могут проанализировать обстоятельства и события, определить причину настроения, поведения как своего, так и окружающих. Проявляют сочувствие, сопереживание, предлагают свои варианты исправления негативных переживаний. Могут предать с помощью экспрессивных действий (мимики, пантомимики, жестов, интонации) основные виды эмоций и эмоциональное состояние персонажей сказок во время инсценировок кукольных спектаклей, чтения художественных произведений.

На более высокий уровень развития вышли социальные эмоции - способность управлять ими, т.е. произвольность поведения. Улучшились взаимоотношения между детьми и окружающими, в поведение детей в течение последнего времени не было отмечено негативных проявлений.

В заключение можно сказать, что формирование эмоций ребенка важнейшее условие развитие его как личности. А помогают нам в этом сказки которые с незапамятных времен служат прекрасным поводом для содержательного диалога с детьми.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Зайцева Анастасия Ивановна

Дата: 15.10.2021

Номер свидетельства: 588635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка «Стратегия и тактика обучения детей   5-6 лет в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-stratieghiia-i-taktika-obuchieniia-dietiei-5-6-liet-v-klassie-skripki"
    ["file_id"] => string(6) "288303"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454604747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства