Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через сказку»
Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через сказку»
Главными посыльными в мир эмоций и познаний ребенка дошкольного возраста являются сказки. Со сказочных историй начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через сказку»»
Методическая разработка
«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через сказку»
Автор: Зайцева Анастасия Ивановна
Актуальность.
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка.
Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития.
Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций по средствам сказок.
Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям
В своей работе я начала с того, что познакомила ребят с понятиями эмоции, их внешним проявлением. Ведь в повседневной жизни очень важно определять настроение окружающих, все знают, как трудно общаться с людьми, не проявляющими своих чувств.
Помогали нам такие занятия: «Наши эмоции», «Мимика и жесты», «Про обиду», и др.
Так же, для изучения индивидуальных особенностей, личных качеств, эмоционального опыта детей, я использовала анкеты - опросники: «Когда я радуюсь...», «Когда я сержусь», «Мне стыдно, когда... », «Я обижаюсь когда...».
Для выявления своих эмоций и переживаний мы с детьми ведем «Экран настроений», где ребята и взрослые отмечают свое настроение, учатся определять причины влияющие на него.
Мы не представляем ребенка без игры - спутника детства.
Игру отличает активный творческий характер, высокая эмоциональная насыщенность, способность моделировать ситуации из жизни.
Мы играем с ребятами в игры на проявление эмоций с помощью экспрессивных действий (мимики, пантомимики, интонации) - «Живые картинки», «Изобрази сказку», «Угадай эмоции» и др.
Следующий этап работы - это «Путешествие в сказку», здесь использовались различные формы работы. Особой популярностью у детей пользуются собственные мини-проекты, в которых они выражают свои чувства и отношение к прочитанным сказкам.
Так же интересны: «Викторины», КВН, «Сказочное поле чудес», «Звездный час». «В гостях у Андерсена», «Путешествие в Лукоморье».
Ребята с удовольствием проигрывают эпизоды сказок - это дает возможность прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации. Дети учатся находить телесное выражение различным эмоциям, чувствам героев.
Сказка мощный источник воображения и детской фантазии.
Детям легче выражать свои мысли и чувства в творчестве. Поэтому они рисуют сказку.
Создание сказок - один из самых интересных для детей видов творчества. Конечно, во многом ребятам помогают родители и вот уже целые семьи придумывают, сочиняют, творят.
Таким образом, сказка сыграла еще одну важную свою роль - способствовала позитивному, эмоциональному общению родителей и детей.
Дети очень ярко и выразительно воплощают в своих ролях характер персонажей их переживание.
Работа над постановкой не только творческая, но и коллективная, где от каждого зависит общий результат. Ребята чувствуют свою значимость, верят в свои силы, у них формируется адекватная самооценка. Сказки: «Теремок», «Спящая красавица», «Аленький цветочек», «Приключения Буратино» и др. интересно смотреть не только детям, но и родителям.
Без преувеличения можно сказать что, эмоциональный опыт детей, приобретенный посредством сказки, навсегда откладывает в детском сердце крупинки благородства, человечности, любви, доброты.
Хочется добавить, что главная заповедь педагога «Не навреди», поэтому эту работу мы проводили в тесном сотрудничестве с социально-психологической службой нашего лицея. С ее помощью в самом начале работы было проведено обследование детей, которое показало, что некоторые ребята испытывали трудности в определении причин настроения, не могли устанавливать связь между какими-либо событиями и эмоциональным поведением своим и своих товарищей.
У многих ребят была занижена самооценка, а в следствии частые обиды, повышенная тревожность. Дети давали правильные нравственную оценку поступкам героем сказок, ситуаций, однако затруднялись найти способы изменения негативных переживаний в реальной жизни.
Анализ уже проведенной работы по формированию эмоционального опыта у детей показал, что ребята стали лучше понимать и дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам, могут проанализировать обстоятельства и события, определить причину настроения, поведения как своего, так и окружающих. Проявляют сочувствие, сопереживание, предлагают свои варианты исправления негативных переживаний. Могут предать с помощью экспрессивных действий (мимики, пантомимики, жестов, интонации) основные виды эмоций и эмоциональное состояние персонажей сказок во время инсценировок кукольных спектаклей, чтения художественных произведений.
На более высокий уровень развития вышли социальные эмоции - способность управлять ими, т.е. произвольность поведения. Улучшились взаимоотношения между детьми и окружающими, в поведение детей в течение последнего времени не было отмечено негативных проявлений.
В заключение можно сказать, что формирование эмоций ребенка важнейшее условие развитие его как личности. А помогают нам в этом сказки которые с незапамятных времен служат прекрасным поводом для содержательного диалога с детьми.