Применение инновационных технологий – использование ИКТ, заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей
поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Материал: барабан для игры «Поле чудес», карточки с вопросами для игры; слайд – шоу, указка, карточка на каждого ребенка с его зодиакальным созвездием.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля - «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.
Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.
Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н.Носов «Незнайка на луне» (главы из сказки), П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», В. Бороздин «Первый в космосе».
Дидактические игры: «Будущие космонавты», «Зашифрованное слово», «От Плутона до Меркурия». Строительная игра «Космодром».
Ход занятия:
1 Организационный момент.
В. - Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
2 Вводная часть.
В.- Какой сегодня прекрасный день! Подставьте под солнечные лучики свои лица и ладошки. Солнце дарит нам тепло и свет. Чувствуете как нам приятно? Без солнечного тепла и света не было бы жизни на Земле. Наступила весна. Какой праздник отметила наша страна 12 апреля?
Дети: День космонавтики.
В. Летит в космические дали наш космонавт вокруг Земли.
Хоть в корабле малы окошки, все видит он как на ладошке:
Степной простор, морской прибой,
А может быть и нас с тобой.
- Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать - есть ли жизнь на какой - нибудь планете? Есть ли воздух на других планетах, как на планете Земля?
- Почти сто лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показываю портрет ученого). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой - нибудь планеты. Циолковский придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить.
- Но, через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (показываю портрет конструктора), изготовили первый космический спутник и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно (показываю картинку первого спутника).
- Ребята, а кто был первым космонавтом?
Дети : Гагарин.
В. Правильно! Конечно, Юрий Алексеевич Гагарин. Посмотрите на монитор, 53 года назад он первым проложил дорогу в космос. Это было 12 апреля 1961 года. С тех пор каждый год 12 апреля отмечается как День космонавтики.
- А кто до него летал в космос?
Дети: Собаки.
В. Правильно. «Это были собаки Белка и Стрелка, которые облетели землю и вернулись на землю. Для полета Белке и Стрелке даже сшили специальные костюмы красного и зеленого цвета».
- Дети, как вы думаете, каким должен быть настоящий космонавт?
Дети: Смелым, сильным, выносливым, умным.
А теперь отдохнем
Физминутка.
«Космонавт».
Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три - четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает
головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
В.- Молодцы, присаживайтесь на свои места, я вам сейчас загадаю. загадку.
Белые цветочки
Вечером расцветают
А утром увядают
Дети: Звезды
В. - Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем?
Дети: Звезд на небе днем не видно...
В. - А почему днем не видно звезд?
Дети: Потому, что светит Солнце...
В. - Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
Сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие в планетарий «Солнечной системы»
Итак, внимание.
- Космос - это необъятный мир, который находится за пределами земли. Вселенная наполнена множеством планет, комет и других небесных тел. Живет во вселенной одна дружная семья - Солнечная система. Маму зовут Солнце, а ее детей - планетами. Они всегда находятся рядом и вертятся вокруг солнца, потому, что у Солнца есть дорожки, которые называются орбитами.
Дети у Солнца разные. Самый быстрый сыночек Меркурий, а самую красивую дочку зовут Венера, добротой и щедростью отличается Земля. Самый драчливый и грозный - это Марс. Марс - единственная похожая на Землю планета. На Марсе есть четыре времени года и каналы, напоминающие высохшие реки. Юпитером зовут самого толстого и самого большого сыночка, его опоясывает большой круг, который состоит изо льда. И каждый раз, когда Юпитер приближается к Солнцу, вокруг него появляется облако. Силой и спокойным характером отличается Уран. Сатурн весельчак, а самый маленький и самый плаксивый - это Нептун. Как и у всех, у планет есть друзья их спутники. У Земли подружку зовут Луна, они никогда не расстаются.
Эту семью окружают их друзья – звезды.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру
Игра «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз ... Меркурий,
Два ... Венера,
Три ... Земля,
Четыре ... Марс,
Пять ... Юпитер,
Шесть ... Сатурн,
Семь ... Уран,
За ним ... Нептун,
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- Ребята сегодня мы много говорили о празднике 12 апреля - день космонавтики, о покорении космоса, о планетах. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что? Где? Когда?» .
Дети садятся полукругом, напротив стола с барабаном для игры «Что? Где? Когда?».
Тема нашей игры : Космос.
Правила игры: крутите стрелочку барабана, останавливается стрелочка, мы берем соответствующую карточку с вопросом, я задаю вам вопрос, а вы отвечаете.
Итак, мы начинаем!
Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля?
Дети: Планета, на которой мы живем - Земля. Земля круглой формы...
Как называется ближайшая к нам звезда?
Дети: Солнце - это ближайшая к Земле звезда...
Как называется спутник Земли? Что ты знаешь о нем?
Дети: Луна, она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе...
Какие животные полетели первыми в космос?
Дети: Лайка, Белка и Стрелка...
5. Кто был первым космонавтом?
Дети: Ю.А. Гагарин...
6. Каких женщин космонавтов ты знаешь?
Дети: В. Терешкова, С. Савицкая...
7. Какими качествами должен обладать космонавт?
Дети: Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным...
Дети: Скафандр - это одежда космонавта, в которой он выходит в открытый космос.
10. Какой прибор приближает то, что находится вдали от наблюдателя?
Дети: Это телескоп ...
В. - Молодцы, ребята все вы правильно ответили на вопросы.
- Ребята, подойдите ко мне и давайте представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе. Сейчас мы с вами проведем гимнастику для наших глаз.
(Выполняют)
Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли,
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели,
Глазки влево посмотрели
А теперь звезда внизу.
Дети смотрят вверх, вниз,
Вправо, влево.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
В. - Молодцы, проходите, присаживайтесь на свои места.
- Ребята, я знаю, что у каждого из нас, в зависимости от того в какой месяц мы родились, есть свое созвездие. Я вам сейчас предлагаю вспомнить, кто под каким созвездием родился, а я вам на память подарю карточку с вашим зодиакальным созвездием.