Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по физике на Тему: «Космос – это мы!»»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ВОЗНЕСЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
г.о. МЕЛИТОПОЛЬ
Методическая разработка урока по физике
Тема: «Космос – это мы!»
(для обучающихся 9 класса)
:
Разработала: Зозуля М.В.
учитель физики
специалист первой категории
2024 год.
Цель урока: Познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной.
Задачи урока:
1) расширить знания учащихся об освоении космического
пространства, об ученых, космонавтах;
познакомить с биографией первого космонавта Ю.А. Гагарина.
2) Воспитывать чувство гордости за свою страну, чувство гражданского патриотизма.
3) Воспитывать уважение к профессии космонавта, гордость за
российских космонавтов и ученых.
Оборудование: проектор, компьютер, плакат, фотографии: Ю. А. Гагарина, С.П. Королёва, К.Э. Циолковского, А.А. Леонова, В.В.Терешковой; рисунки учащихся, документальный фильм «Мы первые»; презентации: «Достижения и перспективы отечественной космонавтики» (https://ppt-online.org/1382532 ) «Юрий Гагарин» (https://lib.ks54.ru/images/stories/library/other/2023-2024/гагарин_2024.pdf) ; «Валентина Терешкова»
Тезисы, ключевые понятия:
12 апреля – Международный день космонавтики;
Космонавтика – разноплановая наука;
СССР – пионер в космосе;
Россия – передавая космическая держава.
Обсуждение роли СССР и России в освоении космоса.
ХОД УРОКА:
Этап №1. История развития отечественной космонавтики.
- Здравствуйте, ребята! Какой праздник отмечает весь мир сегодня? (Правильно! Международный день космонавтики.)
Презентация : «Достижения и перспективы отечественной космонавтики»
Слайд 2,3,4:
- Космонавтика – это теория и практика полетов в космос, а также изучение космического пространства с помощью пилотируемых и автоматических космических аппаратов.
Слайд 5:
- В нашей стране ведутся работы по созданию космических аппаратов различного назначения, ракет-носителей, строятся космодромы.
- Например, на предприятии РКК (Ракетно-космическая корпорация)
«Энергия» им. С.П. Королёва ведутся разработки пилотируемого космического корабля «Федерация». Корабли данной серии придут на смену одноразовым пилотируемым кораблям серии «Союз» и одноразовым грузовым космическим кораблям серии «Прогресс». Для корабля «Федерация» разрабатывается более совершенная система управления. При штатных старте и посадке экипаж будет испытывать меньшие перегрузки, чем во время старта и посадки корабля «Союз». Новые конструкционные материалы снизят массу космического корабля, что продлит его срок эксплуатации. Доступное космонавтам пространство внутри корабля будет увеличено, а это значит, что на борту «Федерации» смогут находится от 4 до 6 членов экипажа. (Действующий корабль «Союз» рассчитан на 3 человека).
Слайд 6:
- Еще одно космическое предприятие ГКНПЦ (Государственный космический научно-производственный центр) имени М.В. Хруничева разработало новую ракету-носитель «Ангара» в легком, среднем и тяжелом классе (от массы полезной нагрузки зависит класс ракеты). Семейство ракет «Ангара» должно заменить российские ракеты-носители легкого, тяжелого и сверхтяжелого классов, которая используется для выведения космических аппаратов на различные орбиты Земли. Одна из причин замены – отказ от токсичного ракетного топлива, которое используется на «Протоне» в пользу экологически чистого топлива (керосин + жидкий кислород) ракеты «Ангара» находится от 4 до 6 членов экипажа. (Действующий корабль «Союз» рассчитан на 3 человека).
Слайд 7:
- Весной 2016 года был осуществлен успешный запуск ракеты-носителя с первого российского гражданского космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке в Амурской области. Разработкой и строительством космодрома занималось предприятие госкорпорации«Роскосмос» ЦЭНКИ (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры). Планируется улучшение инфраструктуры космодрома и строительство стартовой площадки для РН «Ангара».
Слайд 8:
- В данный момент ведутся разработки в рамках второго этапа программы «ЭкзоМарс» по исследованию Марса (марсоход и посадочная станция), в которой участвуют Европейское космическое агентство и госкорпорация «Роскосмос». Первый этап начался 14 марта 2016 г. запуском с космодрома Байконур с помощью РН «Протон» орбитального аппарата и спускаемого аппарата «Скиапарелли», сейчас орбитальный аппарат «ЭкзоМарс» начал научную программу исследований на орбите Марса. Основной целью программы является поиск доказательств существования жизни в прошлом или в настоящем на планете. Запуск второго этапа программы намечен на 2020 год.
Слайд 9:
- Помимо исследований тел Солнечной системы, космического пространства и дальнего космоса, в нашей стране ведутся исследования в области космической биологии и медицины. Одними из самых актуальных исследований являются изоляционные эксперименты.
- В ИМБП РАН (Институте медико-биологических проблем) в ноябре 2017 года прошел эксперимент «SIRIUS-17» — первый из серии совместных российско-американских экспериментов по изоляции, которые продолжатся до 2021 года. По сценарию проекта, условный корабль летел к Луне, где международный экипаж провел научные эксперименты, на тренажере «управлял» лунным ровером (планетоходом). При этом на «корабле» не было интернета, а общение с Центром управления полетами проходило с задержкой в 5 минут, имитируя особенности связи на траектории полета к Луне. Это самый короткий по продолжительности эксперимент— он длилсявсего 17 суток, последующие исследования будут продолжаться от четырех месяцев до одного года.
Слайд 10:
- Сейчас вы узнали о том, какие работы в настоящее время ведутся в области космонавтики в нашей стране. Теперь давайте обратимся к истории освоения космоса. Космонавтика сформировалась в 20 веке сначала как наука, а затем как практическая отрасль. Так, русский ученый-теоретик, основоположник теоретической космонавтики, К.Э. Циолковский говорил: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет». Ученые и инженеры всего мира трудились над запуском технического средства и человека в космос, но первыми это удалось сделать ученым и инженерам нашей страны.
Слайд 11:
- СССР первым вывел искусственный спутник Землина орбиту. Первое животное на орбите, собака Лайка, была запущена в космос благодаря советским ученым. Знаменитые собаки Белка и Стрелка после суточного полета на борту второго советского корабля-спутника вернулись на Землю живыми и здоровыми.
Слайд 12:
- Первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, первая женщина-космонавт В.В. Терешкова, А.А. Леонов –космонавт, совершивший первый выход в открытый космос, – это наши соотечественники.
Слайд 13:
- Первая долговременная орбитальная станция, первые автоматические станции, достигшие поверхности Луны, Венеры и Марса. И этот длинный список можно продолжать еще долго.
Этап №3. Просмотр фильма «Мы – первые!
- Скажите, знали ли вы, что нашей стране принадлежит такое большое количество рекордов в области космонавтики? Вы узнали, какие исследования и разработки ведутся в нашей стране. Как вы считаете, Россия, передавая космическая держава?
Этап №2. Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт
Тезисы, ключевые понятия:
День космонавтики приурочен к дате полета первого космонавта;
Ю.А. Гагарин – первый в мире космонавт;
Факты из биографии Ю.А. Гагарина.
Деятельность учащихся:
Обсуждение значимости полета Ю.А. Гагарина.
Мультимедиа:
Демонстрация слайдов 8-11 (см. файл «Презентация»);
Просмотр фильма «Юрий Гагарин» (см. файл «Фильмы»).
Слайд 14:
- Запуск первого искусственного спутника Земли ознаменовал начало космической эры человечества. Это событие произошло 4 октября 1957 года. А день космонавтики отмечается 12 апреля. Кто знает, какое эпохальное событие состоялось 12 апреля 1961 года? Правильно! В космос полетел первый в мире человек космонавт Ю.А. Гагарин.
Слайд 15:
- Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино в Смоленской области. В 1941 году Юра пошел в школу, но учебу прервала война. Его дом был оккупирован фашистскими захватчиками, и семье в течение практически двух лет пришлось ютиться в небольшой землянке, сделанной руками отца будущего космонавта.
- В 1945 году Гагарины переехали в город Гжатск, где Юра продолжил учебу в школе. В 1949 году он на «отлично» закончил 6-й класс. Уехал в Москву и поступил в Люберецкое ремесленное училище и параллельно начал учиться в вечерней школе рабочей молодежи. В 1951 году Гагарин окончил училище и седьмой класс вечерней школы и решил продолжить учебу в Саратовском техникуме, куда был зачислен без экзаменов как отличник.
- С сентября 1954 года по октябрь 1955 года занимался в саратовском аэроклубе. А спустя 2 года в 1957 году закончил Первое Чкаловское высшее авиационное училище летчиков в Оренбурге. Далее была служба в морской авиации на северном флоте в Мурманской области.
Слайд 16:
- А 7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС зачислен в первый отряд космонавтов, состоящий из 20 человек, где приступил к подготовке к полету в космос.
Просмотр фильма «Юрий Гагарин»
Слайд 17
- 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал первый пилотируемый космический корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту. За
- 108 минут корабль-спутник сделал виток вокруг Земли, и космонавт благополучно вернулся на Землю.
- Почему полет Ю.А. Гагарина был так важен тогда, в 1961 году, и не теряет своего значения для нас 57 лет спустя?
Возможные ответы: важное историческое событие, борьба за первенство в космосе, подвиг Гагарина – пример для всех, доказана возможность существования человека в космосе.
- Давайте поразмыслим, какие качества позволили Юрию Гагарину стать кандидатом в космонавты, а затем стать первым человеком, побывавшим на орбите?
Возможные ответы: целеустремленность, ум, любознательность, разносторонность, не боялся трудностей, ответственность и т.д.
- Только ли избранные люди могут обладать подобными качествами?
Этап №3. 30-летие полета Валентины Владимировны Терешковой
Тезисы, ключевые понятия:
В.В. Терешкова – первая в мире женщина-космонавт;
Факты из биографии В.В. Терешковой;
В.В. Терешкова – единственная женщина в мире, совершившая космический полет на одноместном космическом корабле.
Мультимедиа:
Демонстрация слайдов 12-15 (см. файл «Презентация»);
Слайд 18:
- В этом году отмечается юбилей - 55-летие полета первой женщины- космонавта ВалентиныВладимировны Терешковой.
Слайд 19:
- 16 июня 1963 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток-6», с первой женщиной-космонавтом на борту. Одновременно на орбите находился корабль «Восток-5», пилотируемый космонавтом В.Ф. Быковским. Во время полета В.В. Терешкова вела фотосъемку горизонта Земли. Позднее снимки были использованы для обнаружения аэрозольных слоев атмосферы. (Аэрозоли - мельчайшие частицы твердого или жидкого вещества, находящиеся в воздухе или газе во взвешенном состоянии).
- Полет шестого советского космонавта продлился почти 3 суток, 70 часов и 50 минут. В.В. Терешкова – единственная женщина в мире, совершившая орбитальный полет на одноместном космическом корабле. Все следующие женщины-космонавты летали в составе экипажей.
Слайд 20:
- Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Ярославской области. После школы трудилась на Ярославском шинном заводе, где управляла диагонально-резательной машиной. Занималась парашютным спортом в аэроклубе, выполнила 90 прыжков. До зачисления в отряд космонавтов В.В. Терешкова работала на текстильном комбинате и заочно училась в техникуме легкой промышленности.
- В 1962 году Валентина Терешкова была зачислена в первый женский отряд космонавтов.
Просмотр фильма «Космонавт Валентина Терешкова»
- Сейчас Валентине Владимировне Терешковой 81 год. Она является депутатом Государственной думы Российской Федерации и ведет активную общественную деятельность.
Корабль «Буран» - ответ Советского Союза на создание американского многоразового космического корабля «Спейс Шаттл»;
Несмотря на внешнее сходство «Буран» по многим параметрам превзошел своего заокеанского конкурента;
«Буран» совершил первый и единственный в истории мировой
космонавтики беспилотный полёт, выполнив посадку полностью в автоматическом режиме;
Для создания многоразового корабля использовать передовые технологии, не теряющие своей актуальности и сегодня. Многие
«бурановские» технологии были разработаны впервые и по сей день не имеют мировых аналогов;
После закрытия программы многие технологии и материалы, разработанные специально для многоразового корабля, с успехом продолжают использоваться в повседневной жизни.
Мультимедиа:
Демонстрация слайдов 16,17 (см. файл «Презентация»);
Просмотр фильма «Буран: полет в будущее» (см. файл «Фильмы»).
Слайд 21:
- Другое важное космическое событие, которое мы отмечаем в этом году – 30-летие программы «Буран». «Буран» – отечественный многоразовый орбитальный космический корабль, объединивший в себе лучший опыт в области ракетно-космической и авиационной техники. Работа по программе началась в 1976 году. В создании «Бурана» принимали участие 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всей страны. Всего около 2,5 миллиона человек.
Слайд 22:
- Внешне корабль «Буран» напоминает американский многоразовый корабль «Спейс Шаттл». Но несмотря на внешнее сходство «Буран» во много раз превзошел своего заокеанского конкурента по многим техническим и технологическим параметрам.
«Буран» был рассчитан на 100 полетов, которые могли проходить как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме. Расчетная продолжительность полета от 7 суток до 1 месяца. Максимальное количество членов экипажа – 7 человек.
Слайд 23:
- Единственный космический полет «Бурана» в беспилотном режиме состоялся 15 ноября 1988 года (запущен РН «Энергия») и продемонстрировал высочайший уровень отечественной науки и техники. Это была первая и по сей день единственная в истории космонавтики полностью автоматическая посадка космического корабля многоразового использования.
- При создании «Бурана» были использованы более 300 новых технологий, некоторые из которых до сих пор не имеют мировых аналогов. Существует даже сборник «бурановских» разработок, которые нашли свое применение в земной жизни. Например, по технологиям утепления многоразового корабля строят панельные здания, в которых живут граждане нашей страны, не подозревающие о том, как их дома связаны с космосом.
Просмотр фильма «Буран: полет в будущее»
- В наши дни многоразовый космический корабль «Буран» не используется. Но его наследие очень велико.
Этап №5. 20-летие нахождения Международной космической станции на орбите
Тезисы, ключевые понятия:
• МКС – международный проект;
• На борту станции непрерывно проводятся прикладные и фундаментальные исследования в разных областях науки;
• Опыт, полученный при создании МКС, будет использован для дальнейшего покорения космического пространства Солнечной системы.
Мультимедиа:
• Демонстрация слайдов 18-21 (см. файл «Презентация»);
• Просмотр фильма «Международная космическая станция» (см. файл
«Фильмы»).
Слайд 24:
- Еще один космический юбилей в этом году – это 20-летие нахождения Международной космической станции на орбите.
- Международная космическая станция – это многоцелевой космический исследовательский комплекс. В этом совместном международном проекте участвуют Россия, США, Канада, Япония и 14 стран- участниц Европейского космического агентства.
- Прямо сейчас, пока мы с вами проводим урок, сложнейшее технологическое сооружение массой более 400 тонн, совершает полет по орбите Земли на высоте примерно400 км со скоростью 28 000 км/ч. Виток вокруг нашей планеты станция совершит за полтора часа.
- МКС стала бесспорным лидером среди орбитальных станций по количеству целевой научной аппаратуры на ее борту. На космической станции непрерывно проводятся прикладные и фундаментальные исследования по изучению Земли, околоземного космического пространства, объектов Солнечной системы, космических явлений и Вселенной в целом.
Просмотр фильма «Международная космическая станция».
Слайд 25:
- 2 ноября 2000 года на борту российского космического корабля «Союз- ТМ-31» на Международную космическую станцию прибыла первая долговременная экспедиция. Командир станции, американский астронавт Уильям Шеперд, двое российских космонавтов - командир корабля Юрий Гидзенко и бортинженер Сергей Крикалёв - проработали на орбитальном комплексе 4,5 месяца. И 21 марта 2001 года благополучно вернулись на Землю.
Слайд 26:
- В данный момент на станции работают трое астронавтов США Скотт Тингл, Эндрю Фьюстел и Ричард Арнольд; астронавт из Японии Норишиге Канаи и двое российских космонавтов Антон Шкаплеров и Олег Артемьев.
Слайд 27:
- Международную космическую станцию красиво и романтично называют рукотворной звездой. Опыт, полученный при разработке этого инженерного сооружения, в будущем послужит фундаментом для создания сверхтяжелых межпланетных космических кораблей, экипажам которых предстоит ступить на поверхность новых миров.
Этап №5. Итог урока.
Тезисы, ключевые понятия:
• Подведение итогов. Рефлексия.
Деятельность учащихся:
• Ответить на вопросы учителя:
1. Какому празднику был посвящен сегодняшний урок? (международный день космонавтики)
2. Какие космические юбилеи мы отмечаем в этом году?
55-летие полета В.В. Терешковой;
30-летие программы «Буран»;
20-летие нахождение МКС на орбите.
3. Вдохновились ли вы достижениями России в области космонавтики?
4. Хотели бы вы в будущем выбрать для себя профессию, связанную с космосом?
5. Давайте вспомним, представители каких профессий трудятся в космической отрасли?
6. Помните, что космонавтика – разноплановая наука. Что нужно делать, чтобы стать специалистом в космической отрасли?