kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектов в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках Национальной обра­зовательной инициативы «Наша новая школа» главным результа­том образования «.должно стать его соответствие целям опережа­ющего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями которые пригодятся в будущем Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе кото­рых они научатся изобретать, по­нимать и осваивать новое

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в ДОУ»

Метод проектов в ДОУ


В рамках Национальной обра­зовательной инициативы «Наша новая школа» главным результа­том образования «...должно стать его соответствие целям опережа­ющего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями которые пригодятся в будущем Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе кото­рых они научатся изобретать, по­нимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов, родоначальником его принято считать Е Паркхерст. Стержень метода учебных проектов – самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой они познают окружающую жизнь, воплощают новые знания в реальные продукты.

Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста. Это прежде всего любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. К 5-6 годам формируются относительно устойчивое внимание к интересующим ребенка идеям и объектам, способность к началам анализа, синтеза, самооценке. Проявляются стремление к стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значи­мым и полезным, умение нахо­дить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Проектная деятельность отве­чает возрастным особенностям детей 5—7 лет. Среди них мож­но выделить:

  • непосредственную связь с жиз­нью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;

  • возможность достичь объек­тивно и субъективно значимого результата;

  • нерасчлененность на предмет­ные области;

  • широкий спектр видов дея­тельности;

  • важность не только результа­та, но и процесса и способов его достижения;

  • возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать са­мостоятельно, в паре с опреде­ленным партнером, в группе), проявлять познавательную, творческую, деловую актив­ность, самостоятельность, при­менять освоенные ранее зна­ния и умения. Проектная культура как часть

общей культуры созидательной преобразующей деятельности имеет широкие возможности для решения задач гуманизации до­школьного образования, поддер­жки и оптимизации процессов разностороннего развития и лич­ностного становления детей. Структура учебного проекта предполагает исключительно субъект-субъектный характер взаимодействия участников, их деятельность строится на осно­ве внутренней мотивации, реше­ние общих задач не исключает достижения участниками проекта собственных целей, предполага­ются использование методов (ис­следовательских, поисковых, про­блемных) «творческих по самой своей сути» (Е.С. Полат), участие в работе коллектива.

Метод проектной деятельности развивает познавательный инте­рес к различным областям зна­ний, формирует коммуникатив­ные навыки и нравственные ка­чества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою зна­чимость, ощутить себя полно­правным участником событий, способствует усилению позиций: «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, за­воевать определенное положение в группе. По словам Е. Хилтунен, старший дошкольный возраст — «...одна из важнейших точек сен­ситивного периода развития со­циального чувства, когда для ре­бенка становится особенно важ­ным собственное положение в обществе сверстников и взрос­лых».

Коллективный характер эта­пов работы над проектом позво­ляет ребенку увидеть себя в об­щем контексте деятельности, оценить свое личное участие, убе­диться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели. Тактикой по­строения взаимоотношений меж­ду участниками является поддер­жка, ценятся любая инициатива, идея, усилие. Атмосфера поддер­жки и творчества, ответственность за результат стимулируют взрос­лых и маленьких участников проекта к самосовершенствованию. Изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружа­ющего мира — один из опреде­ляющих критериев успешности проектной деятельности.

В основе проекта обычно ле­жит какая-либо проблема. В за­висимости от ее характера, спосо­бов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта различают несколько их проектов.

Исследовательские проекты предполагают проверку некоего предположения (гипотезы) с ис­пользованием научных методов познания (наблюдения, экспери­мента). Опыт показывает, что старшие дошкольники могут стать полноценными участниками эта­пов формулировки цели проекта, разработки плана мероприя­тий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуще­ствления запланированного.

Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, теат­ральных представлений, съемкой видеофильмов. Дети 5—7 лет могут принимать участие в раз­работке отдельных фрагментов сценария, стать исполнителями заданных взрослыми ролей.

Приключенческие и игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях. Поскольку в основу таких проектов лежит сюжетно – ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, с интересом собирают информацию и выполняют роли и достижения поставленных целей

Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении. Благодаря присущей детям любознательности, потребности выполнять общественно значимую работу, приносить пользу старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема. Для обеспечения самостоятельности детей при работе над проектом педагогу необходимо заранее составить вместе с детьми детальный план описания объекта, определить последовательность действий.

Практико-ориентированные проекты связаны с работой по достижению значимого результата. В отличие от информационных, исследовательских, творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели может быть различным.

Проекты подразделяют:

  • по составу и количеству участников,

  • степени определенности результата (предполагаемые результаты могут быть заранее известны участникам проекта или на основе его результатов создается нечто заранее им известное)

  • сроком реализации (краткосрочные, долгосрочные)

  • тематике.

Чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, нужно определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид имеет определенную логику построения.



Приведем примеры различных проектов.


Тема «Комнатные растения»

Название «Мой цветок» Вид: краткосрочный индиви­дуальный исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6—7 лет.

Суть проекта: каждый ребе­нок выбирает комнатное или са­довое цветущее растение. Детям предлагается с опорой на свои знания о строении растений опыт наблюдения за ними и при ис­пользовании опорных символов составить описание выбранного растения. Также создается рассказ или сказка.

Каждому ребенку необходимо хорошо рассмотреть свое расте­ние, в течение нескольких дней понаблюдать за ним, чтобы отве­тить на определенный набор во­просов. Таким образом, описатель­ная часть проекта связана со стро­ением растения, а фантазийная — с представлениями детей о его «характере», «привычках», «при­страстиях», «друзьях».

Результатом работы над про­ектом становится рассказ ребенка о своем растении по схеме и за­писанная родителями история с детскими иллюстрациями. Каж­дый может сделать акцент на наи­более интересной для него час­ти работы. Таким образом, при общей целевой установке резуль­таты могут значительно отличать­ся. Продолжением проекта стано­вится участие детей в жизни выбранных ими растений — по­лив, уход, пересадка при помощи взрослых.

Общая схема организации про­ектной деятельности может быть представлена такой последова­тельностью.

1. Определение проблемы, акту­альной и интересной для всех предполагаемых участников про­екта, разрешение которой посиль­но детям, а также соответствует материально-техническим воз­можностям ДОУ и уровню под­готовки специалистов. По-насто­ящему «жизненные» проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют обла­сти знаний и деятельности, ин­тересные абсолютному большин­ству детей. Примерами таких «беспроигрышных» затей могут служить проекты: «Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельнос­ти знакомых детям животных и свойствах растений), «Мульт­фильм своими руками», «Тайны ремесел», «Космический комикс» и др.

Необходимо отметить, что по­мимо содержания работы, опре­деляющим фактором интереса детей и развивающего эффекта проектной деятельности служит степень их участия в проекте. Поэтому, становясь исполнителя­ми даже самой интересной задум­ки, дети быстро утрачивают к ней интерес, теряется формиру­ющий потенциал проекта.

2. Мотивирующее начало проек­та, понимаемое как создание проблемной, личностно-ориентированной (личностно-развивающей) ситуации. По форме — это задача, учебная проблема или кол­лизия, вызывающая у детей ин­терес, потребность участвовать в ее разрешении. Отличительная особенность такой ситуации со­стоит в том, что в ее рамках ре­бенку предоставляется возмож­ность совершить «личностное действие» (В.В. Сериков) — уви­деть себя в отношении к другим людям, сделать вывод из собственного опыта, преодолеть незнание
и непонимание.

Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель. предстоящей работы, ее направление. Важно отметить, что речь идет о цели, поставленной перед собой, а не навязанной им. Задача педагога в том, чтобы помочь детям делать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы.

3. Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, но при помощи взрослых способны наметить ориентиры и составить план действий.

4. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределение ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды. Помысли одного из родоначальников проектного метода Дж.Дьюри, важнейшим в данном способе построения учебной деятельности является создание в организованном образовании условий, близких к естественным.

Прежде всего, это касается свойств образовательной среды, которая в таких условиях становится более насыщенной и разнообразной, чем это принято в условиях традиционных методов, приобретает «способность побуж­дать к активной поисковой, твор­ческой деятельности» участников проекта. Такую среду принято называть активизирующей.

5. Реализация проекта:

  • информационный запрос, на­чальная проблема для проектной деятельности обычно представля­ет собой противоречие между неким фактом и уровнем пред­ставлений детей о нем, определен­ными задачами и возможностя­ми их решения. Поэтому на на­чальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели. В ответ на возникающий у них «информационный запрос» орга­низуется работа по поиску ин­формации, ее анализу, освоению необходимых навыков. Таким об­разом обеспечивается мотивационная основа образовательного процесса, расширяется спектр ос­ваиваемых дошкольниками уме­ний, формируются образователь­ные потребности;

  • практическая деятельность по реализации проекта, в ходе которой может вновь возникать «информационный запрос», а так­же необходимость в промежуточ­ной оценке работы, внесении оп­ределенных коррективов.

На этапе реализации проекта открываются широкие возмож­ности в организации совместной познавательно-поисковой дея­тельности дошкольников, педаго­гов и родителей, готовится почва для проявления и развития индивидуальности детей, осозна­ния ими своих интересов, склон­ностей, способностей. Самостоя­тельность детей на данной ста­дии проекта закладывает основу таких качеств, как ответствен­ность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к де­ятельности, способность актуали­зировать свои потенциальные возможности, умение самостоя­тельно добывать и использовать знания;

  • презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной деятельности. Практи-ко-ориентированные проекты завершает выполнение намечен­ного дела; творческие — показ спектакля, мультипликационно­го или видеофильма; исследо­вательские — сообщение о ходе и результатах исследования, от­крытиях; информационные — де­монстрация и использование со­бранной информации. Приклю­ченческие и игровые проекты изначально нацелены на «прожи­вание» определенных ситуаций, событий, их важнейшая составля­ющая — процесс деятельности, результат же имеет подчиненное по сравнению с другими видами проектов значение;

рефлексивно-оценочный этап проекта. Как отмечалось выше, сильная сторона метода проек­тов — не только достижение деть­ми высоких практических и учеб­ных результатов, но и осознание ими способов продвижения к ус­пеху, отслеживание принципов деятельности. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов отмечали, что смещение акцентов с результатов и процесс деятельности — одно из важнейших достижений старшего дошкольного возраста, закладывающих основы будущей учеб ной деятельности.

Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только то, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом» этапе дополняется обращение» к чувствам и ощущениям, испытанным детьми при работе над проектом.

Определяющее значение для успеха реализации учебного проекта имеет профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей проектной деятельности, неформальное отношение к ней, значимость возможности вместе с детьми вновь пережить минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в сози­дательную творческую работу. Если проект не становится способом достижения отчужденно­го от детей и взрослых участников результата, а остается вари­антом совместного проживание увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творче­ству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.




Литература.

  1. журнал «Управление ДОУ» №3 – 2011, стр.22



















Городской отдел образования Администрации городского округа город Сибай

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

















Провела:

Старший воспитатель

Лизунова Л.Н.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Метод проектов в ДОУ

Автор: Лизунова Людмила Николаевна

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Метод проектов в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(39) "mietod-proiektov-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175760"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424319779"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "ПРОЕКТ  «Организация системы работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(105) "proiekt-orghanizatsiia-sistiemy-raboty-po-vniedrieniiu-mietoda-proiektov-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-dou"
    ["file_id"] => string(6) "264489"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449735624"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Метод проектов в преподавании английского языка"
    ["seo_title"] => string(53) "mietod-proiektov-v-priepodavanii-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "264369"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449687884"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства