Просмотр содержимого документа
«Метод «мозговой штурм» и метод «маленьких человечков»»
Метод «мозговой штурм»
Предложен американским учёным А. Осборном
Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе.
Мозговой штурм используется тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.
Дети не только имеют право на высказывание, но и обязательно предлагают свой вариант решения проблемы.
Принимаются любые идеи, даже те, которые кажутся абсурдными. Из множества идей, как правило, выбирается одна и обсуждается более детально.
Темами мозгового штурма могут быть:
- Как уберечь продукты от мышей?
- Как не намокнуть под дождем?
- Как мышам достать сыр из-под носа кота?
- Как выгнать лесу из зайкиной избушки?
- Как потушить пожар, если в доме нет воды?
- Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его?
- Как оставить кусочек лета в зиму?
- Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
- Чем можно рисовать на асфальте?
- Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?
- Как сделать разноцветную льдинку?
- Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
- Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?
- Куда в комнате можно спрятать куклу?
Правила мозгового штурма:
исключение всякой критики;
поощрение самых невероятных идей;
большое количество ответов, предложений;
чужие идеи можно улучшать.
Достоинства метода мозгового штурма.
- Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.
- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.
- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. - Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс).
- Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. - Можно научить детей позитивной критике.
- Метод почти не требует предварительной подготовки.
Недостатки метода мозгового штурма.
-Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач. - Как и метод проб и ошибок, метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений. -Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению. - Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм. Половина успеха зависит от ведущего. - Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.
Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке..." Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Решения:
- Добавить холодную воду, заварку или молоко.
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...
Метод «маленьких человечков» (А.Страунинг)
Этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления. На занятиях по экологическому воспитанию этот метод учит детей анализировать агрегатное состояние вещества и помочь им понять причины такого состояния.
Сущность используемого метода в том, что он позволяет представить ребенку из чего состоит все, что нас окружает. Почему человечки, а не вещества, атомы, микробы? Потому, что человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по – разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на место этих человечков, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия строение веществ.
Частицы твердого вещества Частицы жидкости Газообразные частицы