-Дидактическая игра «Виды матрешек» (см. Приложение 2)
-Картинки с изображением этапов создания матрешки (см. Приложение 3)
-Шаблоны-заготовки с изображением матрешки (см. Приложение 4)
Ход НОД:
I. Введение в игровую ситуацию
Цель: Создание интересной мотивации к деятельности
Требования:
Ситуация, включающая детей в игровую деятельность
Обращение к личному опыту детей
Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность
Дети входят в группу вместе с воспитателем, встают вокруг него.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Дети, какое у вас сегодня настроение? ( радостное, веселое, доброе, хорошее) Очень хочется видеть вас сегодня веселыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах поселится добрая и веселая улыбка. А вы хотите поделиться хорошим настроением с другими людьми? Тогда давайте отправим это настроение воздушным поцелуем друг другу, новому дню, нашим гостям.
(В группу входит грустная Матрешка)
Воспитатель:- Смотрите, ребята, у нас гость! Здравствуй! (Здравствуй, Матрешка)
Матрешка: - Здравствуйте, чтобы узнать как меня зовут , я загадаю вам загадку :
В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей темница. (Матрешка)
Матрешка: Так как меня зовут?( Матрешка, Матрена, Маша).
Воспитатель:- А почему ты такая грустная?
Матрешка:- Как известно, у каждой Матрешки есть несколько сестер, но так получилось, что у меня их нет. Мне так скучно и одиноко… Мне бы хоть одну … Я пришла именно к вам, потому что мне сказали, что вы очень много знаете про Матрешек и сможете мне помочь.
Воспитатель: - Ребята, хотите поднять Матрешке настроение? (хотим). А сможем мы это сделать? (сможем). Почему вы так думаете? (мы дружные, много всего знаем про Матрешек) Что нам надо для этого сделать? (надо помочь Матрешке найти, сделать сестрицу)
Актуализация в игровой ситуации
(Дети стоят)
Цель: Определение знаний важных детей, необходимых для открытия нового знания
Требования:
Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания
Создание ситуации затруднения
Фиксация в речи затруднения
Воспитатель:- Нам нужно сделать для Матрены сестрицу и теперь можем приступать. Начинайте! (Дети непонимающе смотрят на воспитателя). Вы смогли выполнить задание?(нет) В чем затруднение?(мы не можем начать, так как у нас нет необходимых материалов, не знаем с чего начать ).
II. Игровая деятельность
Цель:проверка знаний детей о кукле матрешке
Требования:
Соответствие используемых игр цели занятия
Индивидуальные затруднения в играх
Ситуация успеха в совместной деятельности
Матрешка: - А что вы знаете о Матрешках? (знаем почему ее так зовут, из чего ее делают, из каких частей она состоит, виды матрешек, этапы ее изготовления, историю ее появления) .
Воспитатель:- Давайте познакомим наших гостей с этой информацией.
(Дети садятся на стульчики)
(просмотр видео про историю появления Матрешки)
Воспитатель: - Хотите немного поиграть? (хотим).
Матрешка: - Я буду задавать вам загадку про одну из моих подружек и показывать ее изображение, а вы скажите откуда она.
(Загадки о разновидностях матрешек)(см. Приложение 1)
1. Я из ... Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан яркий русский сарафан. Я имею с давних пор на переднике узор.
2. А я, подружки, из …. Могу я стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными, Спелыми и красными. (Майдановская- рис.2)
3. Я из тихого зеленого городка …. Я в гости к вам пришла. Букет цветов садовых розовых, бардовых В подарок принесла. (Семеновская-рис.3)
4 . Наши губки бантиком, Да щечки будто яблоки, С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке c соломой. Мы матрешки … Всех на свете краше. Расписные, яркие Сарафаны наши (Вятская-рис.4)
- Молодцы, ребята! Вы справились , потому что знаете какие бывают матрёшки
(Дидактическая игра «Раздели матрешек на группы»)
Матрешка: - А давайте посоревнуемся? Разделитесь на две команды, а после выполнения задания вы поменяетесь местами и проверите правильность его выполнения!
Воспитатель:- Перед вами лежат изображения разных матрешек. Попробуйте разделить их на несколько групп. (cм. Приложение 2)
(Дети выполняют задаие за столами)
- Молодцы! Вы справились с заданием потому что знаете виды матрешек и умеете делить их на группы.
(Дидактическая игра «Алгоритм создания Матрешки»)
Матрешка: - Мне говорили, что вы знаете как изготовляются матрешки. Это правда? (Да)
Воспитатель: - Тогда вам не составит труда составить картинки по порядку. (дети подходят к столам и раскладывают картинки в соответствии с этапами изготовления матрешек)(см. Приложение 3)
- Молодцы, ребята! Вы справились, потому что знаете как делаются Марешки.
Матрешка: - Вы наверное устали. Хотите немного отдохнуть? (да, хотим)
Воспиатель: - Тогда я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Физкультминутка.
(Читается нараспев с движениями)
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки. Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки. Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки. Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.
Создание эскиза для Матрешки
Воспитатель:- Итак, давайте вспомним что мы собирались сделать? (сделать, сестру для Матрешки). Так что же нужно сделать в первую очередь при изготовлении матрешки? (нарисовать ее эскиз, рисунок)Можем мы приступить к выполнению этого дела?(Да) С чего нам нужно начать? (c создания эскиза, рисунка).
(воспитатель с детьми подходит к столу с шаблонными изображениями-заготовками матрешек и материалами для рисования)
Воспитатель:- И так что нам нужно c этим сделать? (дорисовать, раскрасить)
- Сейчас я предлагаю каждому из вас взять изображение матрешки и раскрасить ее так, как вам хочется, чтобы выглядела сестренка для нашей гоcтьи. (cм. Приложение 4)
( Дети раскрашивают изображение матрешки за столами)
Воспитатель: - А теперь давайте вспомним, как мы собирались помочь Матрене? (помочь сделать сестру). Справились мы с этим? (Не совсем) Почему? (изготовление матрешки занимает много времени). Не можем же мы отпустить Матрешку одну- ей опять будет одиноко. Что же нам теперь делать? (подарить одну из музейных матрешек, сделать матрешку из каких-нибудь других материалов, которые есть у нас в группе, попросить в другой группе, позвонить домой и попросить родителей принести матрешку из дома)
Воспитатель:- Пока вы рисовали, нам из мастерской принесли деревянные заготовки матрешек. Предлагаю вам дома с родителями закончить начатое и уже готовых матрешек мы соберем и отправим нашей Матрене.
Матрешка: - Я даже об одной сестрице мечтать не могла, а совсем скоро у меня будет такая большая семья!
Воспитатель: - Ну а пока, чтобы тебе не было одиноко, тебя будет сопровождать одна из Матрешек нашего музея, как предложили наши ребята.
Матрешка:- Спасибо большое вам всем! Нам с моей новой подружкой уже пора отправляться в путь. Буду с нетерпением ожидать встречи с вами и моими будущими названными сестрицами! До свидания! (Дети прощаются с Матрешкой)
III. Итог
Цель: Организация рефлексии и самооценки деятельности
Требования:
Организация анализа детской цели
Определение выполнения взрослой цели
Воспитатель: Молодцы, ребята! Уже через неделю Матрешка обретет долгожданных сестер! Что мы с вами сегодня делали? (помогали Матрешке, рисовали эскизы матрешек) Добились мы своей цели? (Да) Я согласна с вами мы, помогли Матрешке. Благодаря чему мы этого добились.? (благодаря знаниям о матрешках, благодаря тому, мы дружные и помогаем тем, кто нуждается в помощи ).
- Мы с вами знаем, что изготовление матрешки-довольно длительное занятие, и за один день мы не в силах сделать ее, но сегодня мы справились с первым этапом- созданием эскиза. Чтобы достичь поставленной цели и сдержать обещание, дома вам нужно будет закончить начатую работу и раскрасить наших пока безликих матрешек.
Воспитатель: Ну что же, уважаемые гости, нам пора прощаться. Благодарим вас за внимание. До свидания.