Лекция для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе?"
Лекция для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе?"
По статистике, сегодня до трети первоклассников имеют очень низкий уровень готовности к школьному обучению, а от 2 до 6% детей не готовы учиться вообще. Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать, быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе?"»
Быть готовым к школе — не
значит уметь читать, писать и
считать. Быть готовым к школе
- значит быть готовым всему
этому научиться.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Скоро ваш ребёнок станет первоклассником. Я поздравляю вас с этим замечательным событием. Верю, что школьные годы станут и для вашего ребёнка, и для вас чудесным временем, принесут вам радость, счастье и удачу.
Ведущий: По статистике, сегодня до трети первоклассников имеют очень низкий уровень готовности к школьному обучению, а от 2 до 6% детей не готовы учиться вообще. При этом известно, что более половины «неготовых» к школе детей в дальнейшем имеют низкую успеваемость. В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению? Ребенок не может сосредоточиться на уроке, отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. Далеко не все 7-летки готовы к школе, не говоря уже о 6-летках. Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать, быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
В готовность ребенка в школе специалисты включают три больших аспекта: физическая, социально-психологическая и интеллектуальная зрелость малыша.
«Дошкольную зрелость» можно определить как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства. Для 6-7-летних детей с хорошим психическим развитием наиболее типичен кооперативно-соревновательный уровень общения со сверстниками, произвольность в сфере общения со взрослым и открытие ребенком своих переживаний в сфере самосознания. Кроме того, принципиально важными являются:
— сформированные приемы игровой деятельности;
— развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода)
уровень нравственного развития;
— развитое воображение;
— высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи.
Ведущий: поговорим о психическом и физическом развитии ребёнка 6-7 лет.
Физическое развитие 6-7-летнего ребенка.
Все органы и системы развиваются и созревают не одновременно. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом году прирост длины тела составляет 8-10 см, а прибавление массы тела — 2,2-2,5 кг. У детей хорошо развиты крупные мышцы, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Ребенок выполняет сложные физические движения, но не совсем готов к выполнению мелких, точных и координированных движений пальцев рук. Очень тяжелы статические нагрузки. Поэтому неправильная
поза и тяжелый портфель могут привести к искривлению позвоночника.
В этом возрасте еще не окончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому рука при письме может уставать. Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту вы-полнения движений. Детям легче писать крупные буквы, чем мелкие.
Изучение функциональной зрелости мозга показало, что дети уже готовы к восприятию и переработке значительного количества информации. Слово может направлять внимание ребенка на определенный объект и его свойства. Произвольное внимание детей нестабильно. Если появляется что – нибудь интересное, то внимание переключается на него.
Психическое развитие 6-7-летнего ребенка.
Для детей очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемостъ нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстрое, так называемое «охранительное» торможение приводят к отвлечениям, двигательному беспокойству уже через 10-15 минут после начала работы.
Память ребенка непроизвольна; он достаточно хорошо запоминает происходящие с ним события, особенно важные для него, имеющие ярко выраженную положительную или отрицательную эмоциональную окраску, запоминает сведения, факты, стихи, почти буквально пересказывает содержание книги или фильма. При этом пересказать буквально ему гораз-до проще, чем «своими словами».
Характермышления в этом возрасте наглядно - образный, или чувственный, то есть при анализе события, явления дети выделяют какой-то единичный внешний признак. Если ребенок оказывается в ситуации, когда нужно оперировать знаниями и решать задачу отвлеченно, ему это трудно, и хотя он пытается это сделать, отсутствие опыта и недостаточное развитие понятийного аппарата не позволяют ему составить суждение о предметах и явлениях. Поэтому в рассказе преобладают наглядные изображения и описания. Дети не могут оценивать, хотя уже умеют сравнивать, не умеют классифицировать, но умеют выделять общее и различное, правда, по одному наиболее существенному признаку. В рассуждениях детей этого возраста есть своя логика, они даже пытаются делать выводы, но им мешает ограниченность опыта и знаний.
Личностное развитие перед школой в большой степени зависит от социальных условий, окружения, среды, в которой растет ребенок, степени социального благополучия.
Возраст 6 лет — это период формирования психологических механизмов. Психическое развитие и становление личности связано с самосознанием, а наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке — это то, как ребенок оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Такая самооценка невозможна без авторитетной корректировки взрослого. При этом эмоции у ребенка часто заслоняют объективность. Кроме того, авторитет взрослого так велик, что собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Своих сверстников ребенок оценивает так, как оценивает их взрослый. Вместе с тем дети могут предвидеть предполагаемую реакцию взрослого, и поэтому поведение одного и того же ребенка с различными взрослыми различно (они знают, что с кем можно). Как правило, ребенку нравится быть «хорошим», получать подкрепление собственной самооценки: «я — хороший».
Сниженная самооценка чаще всего формируется у детей, успехи которых не удовлетворяют взрослых. Постоянная неудовлетворенность собой, неверие в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию учиться. Поэтому надо не столько показать ребенку его неудачи, сколько помочь увидеть свои возможности.
Все дети этого возраста хотят быть «самыми-самыми». Они любят хвастаться, очень радуются своим достижениям, а в случае неудачи расстраиваются до слез. Поэтому взрослым важно быть очень внимательны- ми при оценке ребенка.
Ребенок может сознательно управлять своимповедением, но еще легко отвлекается, не может ставить перед собой цели. Он уже понимает разницу
между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо», может подчиняться только требованиям взрослого, а заставить себя самого отказаться от «хочу» ради «надо» ему еще трудно. Он умеет строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, умеет жить и работать в коллективе, подчиняться его требованиям.
Седьмой год жизни относится к переходным («кризисным») возрастным периодам. Такие периоды характеризуются особо быстрыми изменениями как в физическом, так и в психическом развитии детей.
Скорость изменений в переходные периоды развития столь велика, что буквально каждый месяц жизни приносит что-то новое. Так, типичный ребенок шести с половиной лет существенно отличается по уровню психолого-физиологической зрелости как от ребенка шести лет ровно, так и от семилетнего.
Раннее проявление у ребенка каких-либо способностей ничего не говорит о его готовности или неготовности к школе. Даже несомненные математические способности не могут быть гарантией успехов на школьных уроках математики. Для успешного учения необходимо еще многое другое.
Маме с папой нужно знать о психологической готовности ребёнка к школе. В противном случае родители столкнувшиеся, с проблемами ребенка, в начальной школе, будут негодующе спорить с учителем: «Что значит, не был готов и не умеет учиться? Он же у меня читал и писал! Просто не умеете учить!»
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.
Итак, что же включает в себя психологическая готовность к школе?
Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Школьная программа потребует от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Важно заранее развивать интерес ребенка к окружающему миру. Нужно спрашивать, что он видел во время прогулки, попросить рассказать о его впечатлениях, при этом внимательно выслушать ребенка. Полезно задавать уточняющие вопросы, чтобы получить как можно более полный ответ.
Следует почаще читать книги, ходить в кино и обязательно обсуждать увиденное и прочитанное.
Одним из главных показателей подготовленности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития — понимание указаний взрослых, умение ответить на вопросы, умение их задавать. Полезно участие ребенка в коллективных играх, где ребенку поручается роль, требующая принятия решений и речевого общения (например, «дочки-матери», капитана,
врача и т.д.).
Высокий уровень развития мелких движений — еще одно звено успешного обучения. У многих детей недостаточно сформировано умение производить точные движения кистью руки и пальцами, что затрудняетовладение письмом. Для развития моторикимелких движений полезны рисование, конструирование, лепка, аппликация. Наряду сэтим рекомендую нанизывание бисера, бусинок, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Развитие крупных движений (т.е. движений рук, ног, всего тела) также важный показатель подготовленности к школе.Без этих навыков часто возни кают трудности в занятиях физкультурой и в общении со сверстниками. Чаще играйте с детьми в мяч, стимулируйте лазанье по лестнице, деревьям, катайтесь на лыжах, занимайтесь плаванием.
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них
непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает все небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
К шести годам происходит оформление основных элементовволевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Важными являются умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
В этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосред-ственно привлекает, так как ребенок способен соподчинять мотивы своего поведения.
Социально-психологическая готовность ребёнка к учению в школе – это прежде всего, мотивационная готовность. Это понятие включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию.
У ребёнка, поступающего в школу, должен «сформирован определенный уровень познавательных интересов, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Некоторые родители понимают насколько важно сформировать у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это создает положительное отношение к школе.
Сформировать мотивацию можно с помощью сюжетно-ролевой игры «Школа». В ней ребенок знакомится с ролью ученика, он пишет, читает, решает задачи отвечает у доски и получает оценки. С ролью учителя, его нужно слушать и выполнять его указания.
Следует избегать негативных высказываний о школе и учителях: вот пойдешь в школу, тогда узнаешь! Или - в школе тебя заставят! И тд. Это может сформировать отрицательное отношение к школе как таковой.
Постарайтесь заинтересовать ребёнка, сформировать стремление к новым знаниям, к новому статусу школьника.
Для будущего школьника важна усидчивость, способность достаточно
длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры с конструкторами, занятия лепкой, аппликацией и т.п.
Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать навыками общественнойжизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Уметь самостоятельно одеваться, обуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
Потенциальные возрастные возможности ребенка на пороге школы — это:
1) положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру; ребенок доброжелателен, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других;
2) инициативность и самостоятельность в игре, общении, рисовании, в решении элементарных социальных и бытовых задач; ребенок легко выбирает себе род занятий и партнеров, способен порождать и воплощать разнообразные, сменяющие друг друга замыслы;
3) активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции; в ходе совместной деятельности он обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему;
4) творческие способности, фантазия, воображение, проявляющиеся в игре (оригинальность замысла, гибкость развертывания сюжета), в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении;
5) освоение собственного тела и телесных движений; ребенок с удовольствием бегает, прыгает, лазает, видоизменяет ранее усвоенные движения применительно к новым условиям; движения приобретают произвольный характер;
6) волевое начало, проявляющееся в продуктивной деятельности ребенка; он стремится к достижению цели, старается сделать продукт качественно, переделывает, если не получилось; произвольность проявляется и в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам;
7) познавательные способности, проявляющиеся в любознательности; ребенок задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, любит наблюдать, экспериментировать; проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими;
8) одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений; она проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями, навыками, но и в том, что он способен принимать на ее основе собственные решения.
Этот «возрастной портрет» отражает принципиально возможные достижения детей к моменту поступления в школу. Это общий ориентир для педагогов дошкольных учреждений и начальной школы, а также для родителей детей, поступающих в школу.
Если ваш ребенок явно «не готов», или, же вы не уверены в своих педагогических способностях либо слишком мало времени проводите с ребенком - лучше обратиться к специалисту. Своевременное обращение к специалистам, медикам, психологам, педагогам поможет ребенку избежать конфликтов («ребенок-родитель», «ребенок - учитель») и достигнуть высоких результатов в учебе.
Ведущий: особого внимания требует леворукий ученик. Поговорим о том, что родители должны знать о леворуком ребёнке.
Что надо знать о леворукости ребенка
Леворукость – это не патология и не недостаток развития, и тем более не каприз или упрямство ребёнка, просто не желающего работать «как все» правой рукой. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение определённой межполушарной ассиметрии, отличное от праворуких распределений функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Родителям необходимо отказаться от переучивания, т.к. произвольная смена ведущей руки приводит к глубокому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.
Переучивания может привести к возникновению неврозов у леворуких детей. К наиболее часто встречающимся проявлениям невротических симптомов у переученных левшей можно отнести: нарушение сна, нарушение аппетита, головные боли, страхи, энурез, заикание, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность или вялость и заторможенность.
Вместе с тем отказ от ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кисти рук.
При воспитании и обучении необходимо учитывать особенности эмоционального статуса ребёнка – левши. Родителям и педагогам следует построить общение с ребёнком таким образом, чтобы не акцентрировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время испытывая присущие левшам затруднения ребёнок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого – развить в нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоёмкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрое утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить, чтобы ребёнок не переутомлялся.
Все занятия с неправоруким ребёнком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно продолжить занятие учебной деятельности.
При работе леворукого ребёнка за столом свет должен падать с правой стороны. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Дети – левши обладают определённой спецификой познавательной деятельности. В деятельности леворукого ребёнка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие появления:
Сниженная способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении.
Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечают искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки; ошибки при определении расположения предметов в пространстве ( под-над, на-за и т.д.).
Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, на основании подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала.
Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
Таким образом, обучая и воспитывая левшу родители и педагоги должны учитывать его индивидуальные особенности, не пытаться превратить его в правшу. Взрослые должны быть чуткими и доброжелательными с ребёнком. Взрослым следует построить общение с ребёнком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.
Если леворукий ребёнок нормально рос и развивался, если его не переучивали ( ни дома, ни в детском саду ), то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребёнку. Главное, нужно учитывать его индивидуальные особенности. Взрослые должны быть терпеливы и добры к ребёнку, уметь помочь ему преодолевать неизбежно возникающие трудности, не делая из них трагедии. Родители и воспитатели должны уметь понять ребёнка и принять его таким, какой он есть.
Ребёнок индивидуален, неповторим и эту индивидуальность нужно уважать, тем более она основана на законах природы, законах работы мозга.
Ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим. От вашего понимания и любви зависят успехи вашего малыша.