Просмотр содержимого документа
««Красота на столе».»
Поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает свой облик.
И.Гёте
Человек – произведение культуры того социума, в котором он формируется. Именно социум задаёт ему программу, с помощью которой он формирует собственное поведение. В нашем обществе в настоящее время сложилась критическая ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Причин возникновения данной ситуации несколько. Это духовный кризис, который переживает наше общество. Наиболее очевидное его проявление – упадок общественной морали, и как следствие - отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения. Забвение отечественной культуры, потеря связей с вековыми традициями. Внедрение чуждых нашему обществу ценностей. Расширение неблагоприятного социального пространства, оказывающее негативное воздействие на сознание и чувства подрастающего поколения. Спад культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними. Снижение или отсутствие воспитательного воздействия семьи. Мнение родителей: воспитание культуры поведения и общения, вежливость, сдержанность – удел взрослых. Вседозволенность в поведении несовершеннолетних в семье вытекает в соответствующее поведение в обществе. Разрушительное и бесконтрольное влияние СМИ, Интернета на сознание несовершеннолетних.
Этому поколению предстоит жить в XXI веке. От того, какими представлениями, качествами и чувствами оно будет обладать, зависит будущее нашего общества.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой
обстановке – право и обязанность каждого человека. Если человек претендует на звание «личность», «воспитанный человек» без знания этических норм ему не обойтись.
Тема: «Красота на столе».
Цель: Способствовать формированию навыков сервировки стола у несовершеннолетних.
Задачи:
Воспитательно-реабилитационные:
Воспитывать у несовершеннолетних желание постичь тонкости сервировки стола.
Развивающие:
Развивать у несовершеннолетних фантазию, художественный вкус.
Информирующие:
Познакомить несовершеннолетних с правилами сервировки стола.
Познакомить несовершеннолетних с историей возникновения салфетки, столовых приборов.
Оборудование: стол, скатерть, набор столовой посуды, набор столовых приборов, салфетки.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на нашем очередном занятии.
2 этап.Мотивационно – ориентировочный.
Воспитатель. Послушайте одно четверостишие.
К чему огромный ряд прикрас
И блюда расставлять узором?
За стол сажусь я не для глаз
И сыт желаю быть не взором.
Согласны вы с таким мнением и почему?
(Конечно, блюда должны быть вкусно приготовлены, но и не менее важен красиво накрытый стол.)
Воспитатель. Да, это необходимо для красоты, поднятия настроения и уюта. Сейчас все хлопоты по сервировке стола лежат на плечах ваших мам и бабушек. Каждый из вас, наверно, с удовольствием помогает им в этом. Но скоро, когда вы будете взрослыми людьми, вся ответственность ляжет на вас. Нужно ли вам знать, как правильно сервировать стол?
(Воспитанники дают утвердительный ответ).
Этому и посвящено наше занятие, которое называется «Красота на столе».
3 этап. Основная часть.
Воспитатель. Я хочу увидеть, какими знаниями по сервировке стола вы обладаете на данный момент. Предлагаю вам сервировать стол для званого обеда. Перед вами находятся скатерть, набор столовой посуды, набор столовых приборов. Всё это вам нужно правильно расположить.
(Воспитанники выполняют задание).
Воспитатель. Вы допустили ошибки. Их вы сами исправите в конце нашего занятия. А пока начнём всё с начала. Я объясню, как правильно сервировать стол, познакомлю с историей возникновения столовых приборов, посуды, салфетки.
Вы согласились со мной, что стол должен выглядеть красиво, быть приятен окружающим и в обычный день, и в праздник. Сервировка же праздничного стола отличается особой торжественностью. Сервировка стола – это искусство, творчество, которое зависит от умения и фантазии хозяйки.
Вы замечали, что, ставя на стол тарелку или бокал, слышен стук? Как не допустить этого?
(Нужно подложить что-то под скатерть.)
Воспитатель. Чтобы не был слышен стук посуды при смене блюд, под скатерть кладётся плотная ткань или клеёнка. Теперь стелем скатерть, она может быть белой или цветной, но обязательно чистой и тщательно выглаженной. Значение, которое придается её чистоте, хорошо выражает пословица: «Пятно на скатерти – это пятно на репутации хозяйки». Объясните смысл этой пословицы.
(Постелить несвежую скатерть, значит проявить неуважение к гостям.)
Воспитатель. Всё верно.Края скатерти должны опускаться со всех сторон стола одинаково.
Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, где для него стоят тарелки и бокал, лежат приборы. Как вы думаете, каким размером это место?
(Чтобы человеку было удобно есть, не мешая соседям.)
Воспитатель. Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее упражнение: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите кисти рук на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола. В длину она 50 – 70 см.
У стола ставим стулья по количеству человек, участвующих в застолье.
Тарелка, столь привычный для нас предмет сервировки, появился гораздо позднее, чем ложки и ножи. В VIII веке кушанья накладывались в углубления, вырезанные в дубовых столах. В XIII веке еду брали тремя пальцами с серебряных блюд и клали на куски хлеба.
Какие виды тарелок вы знаете?
(Существуют глубокие и мелкие тарелки.)
Воспитатель. Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше, называется десертной. Предназначена она для жидких десертов: желе, мусса.
Мелкие тарелки тоже различны по размерам, и каждая из них используется для определённых блюд. Самая большая – столовая – для вторых горячих блюд: мяса, рыбы. В тарелку поменьше – закусочную – кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая ещё меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Количество тарелок зависит от меню.
Какая посуда предназначена для чая, какао, кофе?
(Для этих напитков предназначены чашки с блюдцами.)
Воспитатель. Для чая, какао, кофе используют чашку и блюдце. Они дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки жидкости никогда не попадут на скатерть.
Для хлеба на стол ставится хлебница. А для чего нужна салатница, супница, маслёнка, сырница, селёдочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, чайник?
(Салатница нужна для салата, супница нужна для супа, маслёнка нужна для масла, сырница нужна для сыра, селёдочница нужна для любой солёной рыбы, икорница нужна для икры, сахарница нужна для сахара, кофейник нужен для кофе, молочник нужен для молока или сливок, чайник нужен для чая.)
Воспитатель. Какие столовые приборы вы знаете?
(Из столовых приборов я знаю нож, ложку, вилку.)
Воспитатель. Нож появился на заре человечества. Нож сначала был предметом универсальным. Его брали на войну, на охоту. Им же пользовались и за столом, подносили куски ко рту. Увы, в средние века пиры нередко заканчивались кровавыми побоищами: гости пускали в ход свои «приборы», острый нож на столе всегда мог стать оружием. Дело приняло настолько серьёзный оборот, что был принят закон, запрещающий пользоваться за столом ножами, напоминающими кинжалы. С тех пор и по сей день, мы пользуемся персональными ножами со скруглённым тупым концом.
Ложка хоть и появилась позже ножа – столовым прибором стала раньше. На Руси она известна как минимум с XII века. Тогда как столовые ножи вошли в обиход не раньше XVI века. Ложки вместе с ножами обычно носили за голенищем сапог. У тех, кто побагаче, были специальные футляры. В общем, столовые приборы раньше принято было носить с собой – мало ли где придётся трапезничать. Народ даже сложил поговорки на сей счёт: «Со своей ложкой по чужим обедам», «Запасливый гость без ложки не ходит».
Вилка вошла в обиход в Европе около XV века. Хотя «вошла в обиход» - сильно сказано: этот прибор появился в весьма ограниченных количествах и были привилегией знати. Распространение вилки «сверху вниз» происходило постепенно. Что до России, то её в нашу державу привёз Пётр I. Отдельные попытки внедрить вилку в русскую жизнь были, правда, и раньше, но безуспешные. Поначалу вилки были плоскими, с двумя зубцами. Но постепенно их форма становилась более удобной, количество зубцов увеличилось до трёх, потом и четырёх. Простой люд в России признал вилку и начал ей пользоваться только в XIX веке.
Знаете ли вы, как расставляется посуда?
(Сначала ставится мелкая столовая тарелка. На неё ставится закусочная. Если в меню запланирован суп, то необходима будет столовая глубокая тарелка. Над ними слева ставится пирожковая тарелка. Над ними справа ставится бокал для напитков.)
Воспитатель. Знаете ли вы, как раскладывать столовые приборы?
(Нож и ложка кладутся справа от тарелки. Вилка кладётся слева от тарелки.)
Воспитатель. Верно. Приборы для десерта, если позволяют размеры стола, кладут перед тарелкой.
Для чего нужна тканевая салфетка?
(Тканевая салфетка предохраняет одежду.)
Воспитатель. Правильно. Вытирать ею рот и руки нельзя. Салфетки появились в большинстве стран в эпоху средневековья. До этого вместо них пользовались либо собственными рукавами, либо концами скатерти, свисавшей до пола. В древней Греции более 3000 лет назад салфетками служили листы фигового дерева, которыми рабы вытирали губы господ.
Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Как вы считаете, нужно просто аккуратно положить салфетку или красиво её сложить?
Воспитатель. Я тоже так считаю. Давайте я вас научу складывать салфетку двумя вариантами: «Кораблик», «Веер».
(Воспитанники упражняются в складывании салфеток).
Воспитатель. Наряду с тканевыми салфетками на столе должны быть бумажные, которые предназначены для вытирания пальцев и губ. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы.
Стол постоянно должен быть красивым и если произойдёт неприятность: кто-то прольёт воду или испачкает скатерть, хозяйка накроет это место плотной салфеткой и поставит сверху тарелку с закуской.
Существуют некоторые правила по рассадке гостей. Объясните их.
- Не садятся за стол рядом близкие родственники.
(Родственники и так часто бывают вместе.)
- Не садятся рядом те, кто не испытывает друг к другу особой симпатии.
(Будет напряжённая обстановка в этой части стола.)
- Не садятся рядом две женщины.
(За дамой ухаживает мужчина, поэтому по возможности он должен быть рядом.)
- Хозяева садятся на такое место, откуда им удобнее ухаживать за гостями.
(Хозяйка не должна мешать гостям, выходя из-за стола, для подачи следующего блюда.)
4 этап. Рефлексия.
Воспитатель. Наше занятие подходит к концу. Вы много сегодня узнали, надеюсь и запомнили. А теперь пришло время исправить свои ошибки, которые вы допустили в начале занятия.
(Воспитанники возвращаются к своему столу, исправляют допущенные ошибки).
Воспитатель. Вот теперь всё верно. Может показаться, что сервировка стола – дело сложное и этому трудно научиться. Вы сами убедились, что это не так. Возможно, вы теперь научите чему-то новому своих мам и бабушек.