Активизация методами ТРИЗ - РТВ детей дошкольного возраста
План – конспект открытого занятия «Козлята и волк»
Младшая группа
Цель: Активизировать творческое мышление
Задачи:
1. Формировать начальные представления о системном подходе к окружающему миру
на основе компонентного, функционального подхода.
2. Учить разрешать противоречия в решении сказочных задач, помо-
гать изменять действия в сказках , изменять характеры сказочных героев.
3. Закрепить приёмы фантазирования:
- измененения свойств и качеств;
- сказка с новым концом.
4. Развивать эмоциональную сферу ребенка (сопереживание,
сочувствие эстетические чувства), воспитывать эмпатию.
Материал:
Элементы декораций (домик, скамейка, деревья, солнышко); шапочки-маски козлят; костюм козы; пано системный оператор: «Волшебный домик»; раздаточный материал-«семья козы»; дидактическая игра: "Накорми волка".
Ход занятия:
В группу входят воспитатель (в костюме козы) и дети, здороваются.
Воспитатель:
Ребята, давайте покажем нашим гостям, как мы умеем играть.
Дети:
Давайте.
Воспитатель:
Посмотрите на меня и вот на эти шапочки (показывает на атрибуты). В какую сказку мы сейчас будем играть?
Дети:
Волк и козлята.
Воспитатель:
Вы правильно угадали сказку. А вспомнить начало сказки нам
поможет «Волшебный домик» (системный оператор) и схемы
«Волшебной лестницы». О чем мы сейчас будем говорить?
Дети:
О семье козы.
Воспитатель
А где эта картинка будет находиться в «Волшебном домике»?
Дети:
На втором этаже (ставят картинку в графу СО – системный оператор). Воспитатель:
А из кого состоит семья козы?
Дети:
Из козы и козлят (дети ставят картинки в ПС системного оператора). Воспитатель:
А где жила семья козы?
Дети:
В лесу, в домике (ставят картинку в графу НС надсистемного оператора).
Воспитатель:
Коза уходила далеко за едой, а козлятам наказывала. Песня козы.
Ох, козлятушки, вы ребятушки,
Остаетесь вы без матушки.
На базар иду за капустою,
Может волк прийти,
Сердцем чувствую.
Вы сидите тише воды,
Вы сидите ниже травы.
Не послушались козлята матушки и стали играть в игру.
Игра: «Топотушки - ладушки»
Ножками мы топаем, топаем.
Ручками хлопаем, хлопаем.
Рожками бодаем, бодаем.
Хвостиком виляем, виляем.
И пляшем и играем.
Далее. Игра с не функцией.
Воспитатель:
Услыхал Волк и пришел к домику козы.
Ребенок:
Я злой голодный серый волк.
Я в козлятах знаю толк.
Воспитатель:
Ребята, а зачем пришел волк к домику? (Идет диалог о причине
появления волка и воспитатель обращает внимание детей на
проблему совместного существования героев сказки).
Дети:
Чтобы съесть козлят.
Воспитатель:
А почему волк хочет съесть козлят?
Дети:
Потому что он голодный.
Воспитатель:
А что надо сделать, чтобы волк был сытый, и не съел козлят?
Дети:
Накормить!
(Дети приглашают волка к себе в дом и угощают, но волк не все ест.
Игра: «Правильно накорми волка»).
Воспитатель:
Ну, что Волк, ты теперь сытый? А ты теперь не злой?
(Волк, конечно же, стал сытым, но остался злым. Воспитатель
ставит проблему - «что нам еще такое придумать, чтобы волку
стало уютно в доме козлят, и он стал еще добрее». Ребята
предлагают его развеселить, подарить ему «смешинки -весе-
линки», которые в их домике живут, предлагают стать их другом
и приходить к ним в гости.)
Воспмтатель:
И стало Волку так радостно в домике козлят, что он решил с ними
подружиться!
Анализ занятия. Игра: «Хорошо - плохо».
1. Какой волк был в начале сказке и в конце сказки (хорошим, плохим и почему)?
2. А хорошо быть плохим или хорошим и почему?
3. А что бы вы посоветовали волку, чтобы его в сказках всегда принимали за положительного героя?
Ребята, а вам не кажется, что у нас получилась новая сказка!
Литература:
1. СтраунингА.М. Программа «Росток» по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. - Обнинск, - 1999.
2. Страунинг А.М. Методы активизации мышления. - Обнинск, 2000.
3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М, 1999.
4. Дошкольное воспитание №9. - М, 1995.
5. Погребная Т.В., Козлов А.В. Законы развития системы. -Красноярск,2001.