1. Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности, расширять знания детей об опасных ситуациях, окружающих их в доме, на улице, в лесу; знать какой вред приносят игры с огнем.
2. Формировать у детей представление о предметах, которыми им категорически пользоваться нельзя.
3. Учить детей осторожно обращаться с огнем:
- учить поведению в экстремальных ситуациях; - учить пользоваться телефоном.
4. Познакомить с профессией пожарного.
5. Развитие и коррекция мыслительных процессов: внимания, памяти, развитие речи, артистических способностей (изображать повадки, особенности поведения сказочных героев).
Развитие и коррекция мелкой и общей моторики.
6. Воспитывать уважение к профессии пожарного, почтительное отношение к его нелегкому труду.
Воспитывать самостоятельность и ответственность у детей.
Приемы: беседа, чтение художественной литературы, загадки, инсценировка фрагмента сказки “Кошкин дом”, рассматривание иллюстраций, работа с моделями, дидактические игры “Да-нет”, “Основные правила пожарной безопасности”, физминутка и пальчиковая гимнастика “Пожарные на учении”, беседы, игра-драматизация сказки “Кошкин дом”.
Оборудование: сюжетные картинки и иллюстрации по пожарной безопасности, наборы цифр, иллюстрации с изображением пожарной техники, огнетушитель.
Предварительная работа.
Разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.
Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
Чтение художественных произведений: “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое” С. Маршака, “Пожарные собаки” Л. Толстого, “Пожар”, “В дыму” В. Житкова.
Рассматривание иллюстраций к ним.
Беседа о профессии “Пожарный”.
Ход занятия
Педагог: Дети к нам пришли гости, воспитатели из нашего детского сада.
Гости: Когда мы шли к вам в группу почтальон передал вам письмо и сказал для 5-ей группы .
Педагог: Спасибо, сейчас мы посмотрим, что это за письмо.
“Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало скучно, и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно. Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята, не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки”.
Вот какое грустное, печальное письмо.
Педагог: Ребята, почему Хрюша со Степашкой оказались в больнице?
Ответы детей.
Педагог: А вы играете дома со спичками? Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе хорошие игры.
Спички – это не игрушки, а опасные подружки.
Педагог: Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем, и детям тоже нужно этому учиться.
Педагог: Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?
Ответы детей.
Дидактическая игра “Огонь - друг, огонь - враг”.
Детям предлагаются карточки с изображениями ситуаций, где огонь – друг и враг, где огонь приносит несчастье, а где огонь приносит пользу.
Педагог: Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Но, когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения. И, чтобы сделать жизнь более безопасной, во все времена люди передавали советы своим потомкам. Очень древними “рекомендациями о безопасном поведении” являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним их.
Дети называют пословицы о безопасном поведении:
Кто огня бережется, тот скоро обожжется.
Спички – не игрушка, огонь – не забава.
Водой пожар тушат, а умом предотвращают.
Берегись бед, пока их нет.
Спичка невеличка – а огонь от нее великан.
Малая искра сжигает города.
Дидактическая игра “Чего нельзя делать”.
Педагог: Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевернуты. Нужно взять картинку и объяснить, чего нельзя делать и почему.
Молодцы, ребята, хорошо справились! Послушайте загадку: Беда! Беда! Бегите скорее сюда! Кругом огонь, и дым, и угар! У нас в квартире случился…(пожар)
Ребята, а люди какой профессии помогают тушить пожар?
Ответы детей.
Педагог: Посмотрите на эту иллюстрацию. Что на ней изображено? Что особенного вы заметили? Зачем нужен специальный костюм пожарному?
Ответы детей.
Педагог: Верно. Костюм защищает пожарного от огня. А что на голове у пожарного? А для чего пожарному противогаз?
Вы все правильно сказали: на голове у пожарного каска, она защищает его от огня. А противогаз защищает от дыма.
Педагог: Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно, а тушить пожар нелегко.
Как вы думаете, каким должен быть пожарный. Давайте поиграем в игру, вставайте в круг я буду кидать вам мячик, а вы мне будете кидать его обратно и говорить какими качествами должен обладать пожарный.
Педагог: Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
Ответы детей: “01”.
Педагог раздает детям наборы цифр и предлагает выложить номер “01”.
Педагог: Что нужно сообщить пожарным по телефону?
Ответы детей: домашний адрес, ФИО, что горит.
Физкультурная минутка
Если же стряслась беда, Не теряйтесь никогда. Действуйте умело. Нужно “01” набрать, И пожарных вызывать.
- закрыть оба глаза - руки на пояс, повороты вправо-влево - шагать на месте - в воздухе рисуют “01”
Педагог:
Дым и огонь не к добру, так и знай, Взрослых на помощь скорей призывай, И в “01” поскорее звони: Срочно пожарных! Помогут они! А сейчас мы поиграем в игру.
Игра “Доскажи словечко”
Упал на пол уголек, Деревянный пол зажег, Не смотри, не жди, не стой, А залей его… (водой).
Если вдруг пожар возник, Ты обязан в тот же миг В часть пожарным позвонить О пожаре… (сообщить).
Кто с огнем не осторожен, У того пожар возможен. Дети, помните о том, Что нельзя шутить с … (огнем).
С огнем бороться мы должны, Мы смелые работники, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы?... (пожарники).
Если младшие сестрички Зажигают дома спички, Что ты должен предпринять? Сразу спички те… (отнять).
Педагог: А сейчас, ребята, послушайте, какая ситуация произошла с девочкой.
Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила: “Печку, Леночка, не тронь, Жжется, Леночка, огонь…”. С.Я. Маршак
- Как вы думаете, что могло случиться с девочкой, если бы она не послушалась маму?
Ответы детей: Пожар. Мог сгореть дом, девочка могла бы погибнуть, задохнуться от дыма.
Педагог:
Ты под кроватью не прячься – учти, Что от огня просто так не уйти. Не оставайся в квартире с огнем, А выбирайся доступным путем: Мокрым шарфом нос и рот завяжи, К двери входной через дым поспеши. Г. Шалаева, О. Журавлева
Педагог: Ребята, а вы знаете, чем можно затушить пожар?
Ответы детей: Водой, песком….
Педагог: Существует еще хороший помощник при тушении пожара, а что это вы узнаете из загадки:
Если пламя вспыхнет вдруг, Есть у вас надежный друг, Под рукой его держите! Пламени тушитель, Дыма укротитель – Ваш друг… (огнетушитель).
Педагог: Действительно, огнетушитель полагается иметь в любом заведении, в больницах и т.д. У нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Он тушит огонь пеной. Посмотрите на картинку.
Всем понятно, как надо вести себя при возникновении пожара?
А сейчас мы закрепим пройденный материал, что бы вы запомнили его на долго. Дети расскажут стихи про эти ситуации.
Дети (читают стихи):
Для забавы, для игры Спичек в руки не бери Не шути, дружок, с огнем, Чтобы не жалеть потом. Сам костра не разжигай И другим не позволяй.
Газ на кухне, пылесос ли, Телевизор и утюг Пусть включает только взрослый Наш надежный старший друг.
Быть нельзя огню вблизи Там, где смазка, газ, бензин Ведь о них нам не напрасно Говорят: “Огнеопасно”!
Если же стряслась беда Что тогда нам делать? Не теряться никогда Действовать умело!
Если близко телефон И тебе доступен он Нужно “01” набрать И пожарников позвать.
Педагог: Ребята, а наши друзья Хрюша и Степаша лежат в больнице.