Просмотр содержимого документа
«Консультация «Наблюдения за живой и неживой природой летом»»
Консультация «Наблюдения за живой и неживой природой летом»
У каждого времени года есть свое неповторимое очарование. Отправляйтесь на прогулку в любой день. Самое главное – будьте вместе со своим ребенком!
Наблюдайте, разговаривайте, творите, ваши летние прогулки будут интересными и полезными. Наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияет на эмоциональное состояние малыша. Наблюдения должны проводиться систематически; это необходимо для того, чтобы приучить детей к внимательности, развитию наблюдения, а также воспитания.
Наблюдения за неживой природой.
1.Сезонные и погодные явления. Солнце светит ярко. Дожди редкие, теплые, иногда ливневые с громом, молнией и градом. Во время наблюдений за дождем детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснить причину их образования. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию – лето красное. Показать яркое сезонное явление – радугу. Июль – самый жаркий месяц года. В водоеме теплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят теплые, но солнце уже не печет так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоемах остывает.
2. Вода, песок, глина, камушки, ракушки даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.
Наблюдения за живой природой.
1. Наблюдения за растениями.
Прогуливаясь с детьми по парку, скверу обратите внимание на деревья. На деревьях и кустарниках – пышная и зеленая листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья.
пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра,георгин. Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод.Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях.
Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть
красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
2. Наблюдения за животными летом.
Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления,полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.
3. Наблюдения за птицами летом.
Летом дети продолжают наблюдать за птицами. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают, как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Взрослый рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом, помогая таким образом сохранять растения. Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков.
Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо
предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле обращаем внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.
4. Наблюдения за насекомыми.
Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тела с помощью лупы. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика,
понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего.
Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в тои числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым.