kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Из истории жизни русского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История Руси  полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголо-татарское нашествие, войны,пожары, природные катаклизмы.

     Сейчас, с возвращением  к нам национальной памяти, все больше хочется знать о том, как жили наши предки, какие соблюдали обычаи, традиции

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Из истории жизни русского народа"»

«Из истории жизни русского народа».


Чти всегда следы прошлого.



История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголо-татарское нашествие , войны ,пожары, природные катаклизмы.

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о том, как жили наши предки, какие соблюдали обычаи, традиции. Археологические исследования, случайные находки, кропотливая работа реставраторов помогают представить жизнь наших предков во всем многообразии.


Места проживания наших предков.


В лесистых местах, по берегам рек и озер оседали , ставили свои дома наши предки. «Возле леса жить – голодному не быть» . В лесу зверь, птица, дикий мед,

ягоды и грибы.

Селились рядом родственники и просто соседи. Постепенно образовывалось село. Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок, Готовили землю под пашню, рубили , корчевали лес. Так возникала заимка, а первые постройки назывались починками (от слова «почин»,т.е. начало).

Изба, клеть, амбар, овин, гумно, баня – вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко – ведь земли много, лес, а значит и строительный материал, рядом. Что касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе; иногда в 2 этажа, со светелкой. Вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. Строить усадьбу выходило одновременно по 20 человек.

Строительство начиналось с валки леса. Срубив дерево, ствол его очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно , выбирали лунку. Русские избы изумляют плотницким искусством :ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для нее тесали топором . Их укладывали так, чтобы любую можно заменить, не разбирая крыши.

Для ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек).

Рядом с избой строили еще один сруб поменьше - клеть. Там хранили нехитрое крестьянское имущество. Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру. Как правило, на боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы.



Быт и основные занятия русских людей.


Входя в избу, волей – неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить : дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

Знаете загадку: «Стоит терем , тереме ящик, в ящике мучка. А в мучке жучка?» Ее отгадка : стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар. Войдя в избу, на печь обратишь внимание: она занимает почти пол – избы.

Без печи хата – не хата.

С печью связаны весь быт и вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок :она прячет Машеньку и ее братца от злых гусей – лебедей, везет Емелю к царю и др. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь , - печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь : она должна была как можно дольше держать тепло , а дров требовалось как можно меньше. Хорошая печь – гордость печника, и хозяина дома. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду. На печи сушили одежду, обувь, грибы, рыбу. Здесь спали. Дети очень любили поваляться на печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек, матерей и отцов.

У хороших хозяев в избе все сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскребены ; на кроватях кружевные оборки –подзоры; оклады икон начищены до блеска.

Правый угол от печки назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка. Все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где – нибудь в помещении место, приспособленный уголок. Другой, левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стоял стол, скамейки, висели иконы. Это особое место для гостей.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Все делалось с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим

глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались из поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы.

Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.

Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стекла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими и ставили их в богатых домах.

Вечерами, когда стемнело, избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда пользовались масляными светльниками – небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только богатые люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.

Все постройки хозяйственного двора располагались вблизи от избы. На Севере, где зимы суровые, все крестьянское хозяйство размещалось под одной крышей. Так можно было, не выходя наружу, заниматься различными делами.

С особым старанием русский крестьянин строил баньку. Ее строили на берегу реки или озера, у самой воды. В баньке мылись, стирали белье. Она делилась на две половины : предбанник и собственно баня. В предбаннике раздевались, развешивали чистую одежду; можно было посидеть, передохнуть от жара .Дверь в саму баню делали совсем маленькой и обивали войлоком, чтобы тепло сохранялось. Основное в бане – открытый камелек с крупными камнями. Затапливали камелек заранее, чтобы камни раскалялись, а мыться приходили , когда в бане становилось жарко. По стенам бани стояли лавки, возле них ушаты с холодной водой, ковши. Если нужна горячая вода – достают из камелька раскаленный камень и бросают в ушат с холодной водой. Через 2-3 минуты можно мыться. Но главное, чем знаменита русская баня – это парилка.

Парились дубовыми или березовыми вениками. Считалось, что березовый веник «вкуснее»:от него по всей бане шел удивительный дух – пахло, как весной в березнике. В народе хорошо знали, что парилка с веником помогает от многих хворей. А как нахлестал себя веником – беги к речке, озеру и с мостков в воду. Окунулся, в потом опять в парилку. Зимой около мостика вырубали прорубь и бросались из парилки в ледяную воду. И что интересно : ни насморка, ни кашля, ни простуды.

Вся крестьянская усадьба окружалась забором. Отдельно огораживалось место под огород. В 12-13 веках уже выращивали разные овощи : лук, чеснок, капусту, картофель, репу, огурцы и др.; в саду сажали яблони, вишни. Основной заботой было земледелие и животноводство. И основной культурой была рожь, а ржаной хлеб был главным продуктом питания.

Животноводство тоже давало крестьянину продукты питания. Лошадь была главным помощником в поле и главным средством передвижения. Скотину, в основном, кормили сеном. И сенокос всегда считался очень важным делом. Косить, как правило, выходили всей семьей на целый день.



Заканчивая рассказ о крестьянском быте и хозяйстве, необходимо подчеркнуть , что русские деревни и села удивительно гармонично вписывались в окружающую природу. Ощущая свой дом частичкой природы, где все подчинено общему с природой порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным . Наши предки воспринимали свою избу, деревню, село, окружающую природу как маленькую вселенную, где все знают друг друга. Самая непосредственная связь с кормилицей – землей, дарами рек, озер и лесов закладывала основные черты русского характера : трудолюбие, бережливость, терпеливость, настойчивость. Суровый климат приучал быть выносливым, чутко следовать природным приметам, быть хитрым на выдумку в землепашестве, скотоводстве, ремеслах.

Широта просторов, удивительная по разнообразию природа породили размах и удаль русского характера, отразились в непохожести народных промыслов. По натуре мирные земледельцы, русские люди, когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку – землю и отчий дом. Крепко чтилась семья, верность, уважение старости, сострадание больным и убогим.




Учебно – методическое пособие «Как жили люди на Руси»

О.Л.Князева,М.Д.Маханева.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация "Из истории жизни русского народа"

Автор: Лизунова Людмила Николаевна

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Консультация по инновационной деятельности для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_dlia_roditieliei_na_tiemu_priob"
    ["file_id"] => string(6) "406123"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491218520"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Консультация для родителей на тему: "русская мудрость о воспитании""
    ["seo_title"] => string(70) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_na_tiemu_russkaia_mudrost_o_vospitanii"
    ["file_id"] => string(6) "468944"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1525887248"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Консультация для родителей по     инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»"
    ["seo_title"] => string(139) "konsultatsiiadliaroditielieipoinnovatsionnoidieiatielnostipriobshchieniiedoshkolnikovknarodnoikulturieprazdnikpaskhivierbnoievoskriesieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302138"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457076115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Консультация  для родителей     «Фольклор»"
    ["seo_title"] => string(35) "konsultatsiiadliaroditielieifolklor"
    ["file_id"] => string(6) "292125"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455216313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Консультация для педагогов «Приобщение к культурным ценностям своего края, как средство формирования морально-этических норм у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_priobshchenie_k_kulturnym_tsennostiam_svoego_kraia_"
    ["file_id"] => string(6) "618913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669906483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства