Просмотр содержимого документа
«Консультация «Игры для детей с РАС»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
№17 «Ромашка» г. Ессентуки
Консультация «Игры для детей с РАС»
Дмитриева Е.В.
Педагог – психолог
Целью игровой деятельности детей с РАС — дать понять, что ему никто не мешаем играть, от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это требует времени, усилий и терпения. Можно предположить, что когда ребенок привыкнет к взрослому, и будет чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадет, ребенок реже будет обращаться во время занятия к своей стереотипной игре. Но если это все же произошло, не возражайте — возможно, ребенок на занятии получил много новой информации и ему требуется отдых.
Параллельно с этой работой ребенку можно предлагать сенсорные игры.
Особенности сенсорных игр
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
— зрительные
— слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, учится их различать);
— тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания);
— двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности. Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства.
Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр; у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.
Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Таким образом, проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.
Игры с ритмами
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
В играх с ритмами можно использовать следующие приемы:
— хлопки в ладоши;
— топанье ножками;
— прыжки в определенном ритме;
— проговаривание текстов стихотворений;
— пение детских песенок.
Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:
— Сопровождение текста движениями;
— Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
— Показывание сюжетных картинок.
При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.
Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
«Ладушки»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки...»
Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.
«Мы на лодочке плывем»
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:
Мы на лодочке плывем
Тихо песенку поем:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» —
Покачнулись ты и я...
«Покатаем мячик»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.
«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.
«Бумажный листопад (снегопад)»
Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».
«Мой кубик, твой кубик...»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
«Молоточек»
Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение:
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят.
«Занавеска».
Цель: формировать произвольный выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция «Подуй на занавеску, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
«Колокольчик»
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).
На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).