Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Мотивационная готовность детей к школе"»
Консультация «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
татьяна красильникова Консультация «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Консультация
«Мотивационная готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе»
Подготовила воспитатель 1 категории: Красильникова Т. А.
«Быть готовым к школе- не значит научиться
читать, писать и считать. Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться»
Л. А. Венгер.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема готовности к школе.
Начало обучения в школе – критический период в жизни детей. Он приводит к возникновению эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный образ жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, появляются новые обязанности и т. д. Все дети проходят период адаптации, они переживают его по-разному: одни шумны, непоседливы, другие, наоборот, зажаты, скованы, застенчивы. Но те и другие испытывают большую нагрузку, связанную с перестройкой социального статуса, а следовательно, всего уклада жизни.
Для того, чтобы избежать этих проблем, ребёнок должен быть готов и физически и психологически.
Физическая готовность определяется уровнем общего физического развития ребёнка и состоянием его здоровья.
Одна из главных сторон психологической готовности ребёнка к обучению в школе – мотивационная готовность. Согласно определению мотив – это внутреннее побуждение к активности.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль – роль школьника, потребность ребёнка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учёбой.
Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, умений, навыков, ему трудно будет учиться, если у него не сформирована внутренняя позиция школьника, которую следует рассматривать как одну из составляющей мотивационной готовности к школе.
Внутренняя позиция школьника, представляющая психологическую предпосылку к овладению учебной деятельностью, не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в игровой деятельности: сюжетно – ролевой, дидактической, с правилами, режиссерской. Лишившись игры, дети не приобретают такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции.
В структуре мотивов, определяющих отношение дошкольников к обучению в школе можно выделить шесть групп мотивов:
1 Социальные мотивы, которые основаны на понимании необходимости обучения: «Я хочу пойти в школу, потому что все дети должны учиться.»
2 Учебно – познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении ребёнка к новым знаниям.
3 Оценочные мотивы: «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятёрки»
4 Позиционные мотивы, связанные с интересом ребёнка к позиции школьника, к атрибутике школьной жизни : «В школе учатся большие дети, поэтому я хочу в школу, мне купят портфель, тетради, дневник.»
5 Внешние мотивы к обучению в школе: «Я пойду в школу, потому что так сказала мама».
6 Игровой мотив. Дети с доминированием этого мотива говорят: «Я хочу в школу, потому что там буду играть с друзьями».
Степень выраженности и сочетание мотивов для каждого ребёнка индивидуальны. Каждый из перечисленных мотивов присутствует в мотивационной структуре дошкольника и оказывает влияние на формирование учебной деятельности ребёнка.
Формирование мотивов обучения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи.
Работа воспитателя по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трёх задач:
1 Формирование у детей правильных представлений о школе и учении.
2 Формирование положительного отношения к школе.
3 Формирование опыта учебной деятельности.
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов, рассматривание картин о школьной жизни, рисование на школьную тему, с/р игры, д/и, обсуждение ситуаций.
Не обязательно до начала учебного процесса формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учёба – это обязанность каждого современного человека.
Задача дошкольного воспитания с учётом ФГОС состоит в создании каждому ребёнку условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Это предполагает обеспечение готовности дошкольника к школе.
Психолого- педагогическая поддержка ребёнка в целях формирования мотивационной готовности его к школьному обучению заключается в возможности: