Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Как воспитывать вежливость у дошкольников?"»
Как воспитать вежливость у дошкольника?
С чего начинается вежливость — одно из важнейших качеств культурного человека? Первое впечатление, которое производит человек на окружающих, складывается, в основном, из того, насколько он вежливый и приветливый. С точки зрения прагматика, быть вежливым — полезно, вежливый любезный человек приятен другим, с ним охотнее и чаще общаются. Так что вежливость — это залог социальной успешности ребенка.
Ребенок должен быть активным, стремиться к чему-то и уметь требовать. Но, при этом, важно научить его сдерживать свои желания и прислушиваться к мнению других, относиться к ним с уважением.
Пример родителей – вежливость в семье
У каждого человека свое представление о вежливости. Кто-то будет рад, если его ребенок вовремя скажет слова «пожалуйста» и «спасибо», не путаясь с их применением, для кого-то вежливое поведение — это когда малыш в гостях не шумит, не бегает, а спокойно сидит рядом. Другие родители мечтают, чтобы ребенок научился просить прощения, когда обидит кого-то из детей. У каждого свой образ того, каким должен быть ребенок, чтобы считаться вежливым. А что такое вежливость для вас? Какие из волшебных слов вы считаете главными и действуете сами, согласно своих убеждений?
Потому что самый главный педагогический секрет, что вежливость воспитывается только вежливостью, исключений не бывает.
Процесс воспитания начинается с рождения, и малыш, как губка, впитывает все, что происходит вокруг. Для него дом — модель большого мира, причем, образцовая модель. Не задумываясь, не оценивая, он впитывает в себя все, даже случайные слова и поступки родителей, и принимает их на веру. Как вы общаетесь между собой, с близкими, с соседями, с незнакомыми людьми — все это воспринимается, как образец и копируется. Поэтому, первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка — это демонстрация положительного примера взрослыми.
Воспитание вежливости начинается в детстве
После того, как ребенок начинает активно набирать словарный запас, вежливые слова вскоре появляются в языке. Но это произойдет только в том случае, если малыш их слышит от окружающих. Уже 1,5-2-летние карапузы могут произносить волшебные слова «спасибо», «пожалуйста». В первую очередь, ребенка следует научить словам приветствия, и хотя слово «привет» легче, но после 3-х лет нужно учить малыша именно слову «здравствуйте». Говоря его, мы обозначаем, что тот, кому мы его адресуем, существует для нас, мы желаем ему добра и здоровья. Также нужно научить ребенка словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе трехлетнего ребенка: он должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их использовать.
Далее лексикон вежливых слов должен расширяться. Очень хорошо, если шестилетний ребенок может назвать и правильно применить 10-15 вежливых слов и выражений.
Осваиваем правила вежливости
То, что взрослому кажется легким и простым, может быть сложным и непонятным для малыша. Поэтому, кроме личного примера, ему понадобятся ваши подсказки правильного поведения (например: «Не надо шуметь. Мама спит, ты можешь ее разбудить», то есть вы подсказываете ребенку, как себя вести и почему). Объясняя малышу правила вежливости, делайте это не в виде нотаций, а тогда, когда есть повод, например, когда ребенок совершил какую-то ошибку. Говорите на понятном ему языке и обязательно аргументируйте все свои «нельзя». Детям легче соблюдать запреты, когда они не абсолютные, поэтому каждый запрет лучше сопровождать каким-то разрешением («нельзя залезать с ногами на диван в гостях, но можно вечером дома с мамой, чтобы почитать или посмотреть мультики»).
Воспитывая вежливость, необходимо делать акцент на хорошем, а именно: время от времени хвалить ребенка, когда он ведет себя правильно, вежливо (благодарит за обед, здоровается). За правильное поведение малыша лучше всего поощрять лаской и вниманием. А если малыш что-то делает не так, наиболее действенным наказанием для него будет игнорирование, а не ругань и шлепки. Ведь часто плохое поведение у детей — это всего лишь способ привлечь родительское внимание, а если внимание не появляется, ребенок понимает, что метод не эффективен, и перестает себя плохо вести.
Еще один важный момент в воспитании — единство подходов. Это сложная задача, но требования у мамы/папы и бабушек/дедушек должны быть одинаковыми. Очень важно определиться, что будет хорошо для ребенка (!), и придерживаться этой линии всем членам семьи. Малолетний сорванец, шустрый и шумный, иногда доставляет массу хлопот и требует все родительское внимание. И старшее поколение начинает выдавать желаемое за действительное, пытаясь удержать «домашний ураган» в любых удобных для себя рамках. Решив, что это хорошо для моего ребенка, ответьте себе честно: действительно ли хорошо для него или удобно для меня?
Что такое хорошо, а что такое плохо?
Сознательное закрепление норм вежливого поведения начинается в возрасте около 3-х лет. Ребенок переживает кризис 3-х лет, может временно стать совсем невежливым, вести себя капризно, а порой и агрессивно с окружающими. В это время малыш постоянно проверяет родителей: а действительно ли нельзя то, чего нельзя? «Что будет, если я скажу плохое слово или без разрешения съем конфетку? А если покажу язык и нагрублю бабушке?», — думает маленький исследователь и начинает действовать. Это происходит не из вредности или испорченного характера, а потому, что ребенку необходимо нарисовать карту местности, он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного. Именно этот период является благоприятным для того, чтобы научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое обращение, потому что оно, как раз, и связано с границами допустимого.
И в этот период может закрепиться как вежливое, так и некультурное поведение, все зависит от позиции родителей. Для того, чтобы ребенок усвоил нормы вежливости, нужно неизменно и одинаково реагировать на нежелательное поведение. Например, малыш ударил бабушку. Вы возмущены. В этот момент нужно подойти к нему и четко сказать: «Ты поступил плохо. Бить бабушку нельзя». Затем нужно добиться, чтобы он извинился перед бабушкой. После этого придется пережить еще несколько провокаций, но если реагировать так, чтобы ребенок раз за разом понимал, что это поведение осуждается, оно скоро исчезнет. И нужно обязательно отмечать похвалой те случаи, когда малыш делает правильно, закрепляя в сознании желаемое поведение. Так как невежливых ситуаций бывает много, нужно запастись безграничным терпением. Если же поведение то осуждается, то отпускается на тормозах, у ребенка не формируется четкой границы, и нормы вежливости так и могут остаться неустойчивыми на долгое время.
Ребенок, перешагнув рубеж в 4 года, начинает относиться к нормам вежливости все более осознанно. Пример родителей продолжает оставаться одной из главных направляющих в этом возрасте, но малыш перестает быть пассивным участником процесса, теперь он критик, судья. Дети в старшей группе детского сада поголовно кажутся ябедами: «А Маша меня ударила и извиняться не хочет!», «Я Коле мячик дала, а он мне «спасибо» не говорит». Почему дети так охотно замечают промахи других и не видят свои? Потому что они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм.
Такое поведение не является истинным ябедничеством, у него совсем другая задача: ребенок желает понять, правильно ли усвоил ту или иную норму. Подходя к воспитателю или родителям с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он желает знать, правильно ли осудил это поведение. И если взрослый подтверждает правоту этой нормы, она будет закрепляться в поведении самого малыша. Если же взрослый говорит: «Иди!» или «Не ябедничай!», малыш не получает ответа на свой вопрос, а значит не поймет, как стоит себя вести.
Пока ребенку 4-5 лет, родителям может казаться, что он ведет себя даже менее вежливо, чем в 2-3 года, как будто забыл все навыки вежливости. Но это не так. Просто в 2-3 года вежливость была копированием стиля общения взрослых, а теперь маленькому человеку нужно пропустить все эти нормы через себя, через свое сознание. Поэтому и наступает период временной утраты вежливости. Не волнуйтесь, дальше наступит новый этап.
Ближе к шести годам ребенок начинает применять нормы вежливости сознательно. Конечно, какие-то правила закрепляются и раньше, но самое благотворное время для этого — конец пятого года жизни — начало шестого. Ябедничество уменьшается, потому что ребенок уже усвоил, что хорошо и что плохо. Малышу важно, что подумают о нем окружающие, поэтому он старается произвести хорошее впечатление. В детях, наконец, появляются те самые черты маленьких леди и джентльменов, о которых мечтали родители. Конечно, нужно не забывать замечать и хвалить успехи ребенка, ведь ему важно знать, что он движется в правильном направлении. А если ошибся или забыл какое-то правило вежливости, нужно лишь тактично (и вежливо!) напомнить о нем. Регулярно повторяющиеся нотации в этом возрасте малоэффективны, поэтому лучше использовать игры или сказки.
Воспитываем вежливость в игре
Сюжетно-ролевая игра без лишних нравоучений поможет малышам развить навыки вежливости, освоить эффективные способы общения и разрешения хоть и детских, но таких сложных проблем. Вам помогут любые игрушки, которые есть у вас дома: это могут быть мягкие зверушки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть бесконечно много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. Например, при встрече со знакомым, при общении в садике, при посещении поликлиники, при походе в магазин, кино, при посещении театра, в транспорте, в гостях или при приеме гостей у себя, и просто в ежедневном общении с близкими.
Сначала взрослый играет за всех героев, но периодически спрашивает совета у ребенка: как поступить дальше главному герою? Почему ему что-то не удалось или, наоборот, получилось? Исполняя роли за героев, подчеркивайте в их репликах вежливые слова. Предложите малышу роль одного из персонажей, обращайтесь к нему за помощью, когда не знаете, как правильно поступить. Если произошел какой-то конфликт (в садике или с бабушкой), обязательно проиграйте такой же сюжет с игрушками — ребенок легко усвоит и запомнит урок.
Сказка также может заменить долгие нудные проповеди. Замечательная сказка у Шарля Перро «Волшебница». Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила по воду, получила в дар способность выпускать изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубила волшебнице, была наказана тем, что бросала изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта. Аналогичная русская сказка «Морозко», где вежливая и трудолюбивая девочка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая и ленивая, — ящиком со снегом.
Читая ребенку любую сказку, глядя вместе мультики, детские фильмы, обращайте внимание на ценность вежливости, обсуждайте поступки сказочных героев. Вы и сами можете придумать сказку или историю специально, чтобы проиллюстрировать ту или другую форму вежливого обращения. Предложите малышу оценить каждый поступок главного героя, попросите его придумать самый оптимальный вариант решения конкретной ситуации. Важно, чтобы в рассказе были не только негативные проявления, но и правильные поступки, чтобы внимание ребенка сохранялось и он учился оценивать, что хорошо, а что плохо. Если история будет содержать только плохие поступки, внимание ребенка притупится и он будет автоматически осуждать героя, почти не слушая историю.
Для поддержания формы можно периодически играть в игру «кто больше назовет вежливых слов» (это можно делать во время похода в магазин, в поликлинику), иногда устраивать дома час, или дни вежливости (консультации для родителей все члены семьи в любом обращении друг к другу должны обязательно использовать волшебные слова).
Если ребенок знаком со всеми формами вежливости, одной из причин неправильного поведения, опять-таки, может быть ваш непедагогичный пример. Помните, что дети слышат слова буквально, то есть, для них смысл созвучен внешней форме. Если дома вы неосторожно при ребенке выразили резкое «фе» в адрес свекрови, не удивляйтесь, что вечером в гостях малыш будет грубить бабушке, не слушать ее. Если вы критикуете в семейном кругу соседку или подругу, не удивляйтесь невежливости по отношению к ней своего чада.
Стоит ли толковать с ребенком о необходимости использования столовых приборов за столом, если папа уминает картошку ложкой прямо со сковороды, а мама перехватывает на ходу. Вы разозлились, потому что малыш опять не сказал после обеда спасибо? А вы каждый раз повторяете это волшебное слово, вставая из-за стола? А на «спасибо» малыша вы не забываете ответить «пожалуйста»? Помните, что объяснять ребенку нормы этикета и вежливости есть смысл только в том случае, если вы сами их соблюдаете. И самое важное — по отношению к малышу нужно придерживаться тех же правил вежливости, что и для взрослых!
Если вы что-то рассказываете взрослому собеседнику, а он, как вам кажется, недостаточно внимательно слушает, вы же на него не кричите, не дергаете за руку, не будете шлепать и говорить: «А ну сядь прямо!». И с ребенком так себя вести нельзя. Вернее, с ним как-то особенно нельзя, поскольку он наиболее чувствителен к вашим действиям. Когда его постоянно дергают, обращаются с ним скорее как с вещью, он привыкает не уважать себя. Здесь есть психологическая закономерность: кто не уважает себя, не способен уважать других. А как может быть вежливым тот, кто никого не уважает?
Если вы хотите, чтобы малыш вызвал всеобщее восхищение своими манерами, начните с себя. Будьте вежливы сами и не только в публичных местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком и другими близкими, помните о поговорке — яблоко от яблоньки… У ребенка рано формируется способность подражать тому, что он видит и слышит. И именно на основе подражания закладываются навыки культурного поведения. Если же святое место, которое пусто не бывает, заполняется чем-то другим, то переучить ребенка будет очень сложно. Поэтому, второго шанса вырастить культурного человека может больше не быть. Старайтесь с первого раза.
«Нельзя», которые нужно объяснить малышу:
Нельзя приставать к человеку, если видишь, что ты ему мешаешь или что он не хочет с тобой разговаривать.
Нельзя перебивать старших, нужно подождать, пока они договорят.
Нельзя при посторонних ковырять в носу, чесаться и кричать.
Нельзя отбирать чужое, можно на время попросить.
Нельзя молчать, когда о чем-то спрашивают.
Нельзя много раз задавать один и тот же вопрос.
Нельзя плакать и ныть, если родители в чем-то отказали, можно спокойно попросить еще раз, через какое-то время.
Нельзя сидеть все время надутой букой, заставляя окружающих развлекать тебя. Но и не надо болтать без передышки, не давая другим слова сказать.
Дошкольник должен освоить:
Навыки, связанные с личной опрятностью;
С культурой еды — поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;
С культурой общения с взрослыми и сверстниками дома и в общественных местах.