Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: "Как знакомить детей с экологической сказкой"»
Как знакомить детей с экологическими сказками.
Народные сказки несут великую миссию воспитания человека, в них надо вслушиваться, вчитываться, вдумываться. Каждый найдет в ней то, что наиболее близко ему. И в этом неповторимость сказок – они учат нас ненавязчиво, незаметно, просто. В народной педагогике сказка прочно занимает свое определенное место. В далеком прошлом, когда письменность еще не была развита в достаточной степени и устное народное творчество (а не книга) было ведущим искусством слова, рассказывание детям былей и небылиц, сказок, былин, эпосов входило в образ жизни народа, составляло основу и преемственность взаимосвязи поколений.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.
Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление; она как бы противоположна природной действительности. В сказке все возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, все взаимосвязано, ее характеризуют течение и смена строго закономерных явлений, событий; природа пронизана зависимостями, причинно-следственными связями. Герои сказок часто ведут себя как люди, разговаривают; животные наделены человеческими качествами. Экологическое содержание сказок всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, понятной и запоминающейся.
Например, сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» повествует о непреложном законе смены времен года, то есть о различных состояниях неживой природы, создающей то дефицит (осень, зима), то избыток (весна, лето) благоприятных условий для жизни растений и животных, лесного сообщества. И никакое желание людей (королевы) не может изменить этот закон природы.
Любовью к лесу пронизаны сказки Н. Надеждиной «Девочка Брусничка и Лесной дед», «Не уходи Аук». Автор показывает, как важен лес, как он много дает людям – это и чистый воздух, и красота, и грибы-ягоды, и бумага для тетрадей и книг, и дерево – материал для различных изделий. Эти сказки можно читать старшим дошкольникам.
Лесу и его обитателям посвящаются сказки Н. Сладкова «Бюро услуг», В. Бианки «Теремок». Бюро услуг - это помощь животных – лесных жителей друг другу, построенная на умениях каждого, то есть на уникальной приспособленности животных к месту своего обитания. Теремок – это процесс образования дупла в дереве и его последовательное обживание различными лесными животными.
Сказка «Мышонок Пик» создает эмоциональный настрой для последующего цикла наблюдений за хомяком или бесед о нем. Зверек похож на мышонка, к нему сказка уже пробудила теплое отношение, поэтому наблюдения за хомячком или беседы проходят с интересом. В последующей работе мышонок Пик может участвовать в образе игрушке на занятиях.
В. Бианки, используя форму сказок, дает детям знания о непростых явлениях приспособленности животных к среде обитания, в занимательных сюжетах показывает назначении того или иного органа («Хвосты», «Чей нос лучше?»), интересные приспособительные особенности поведения («Приключения муравьишки», «Лесные домишки»).
Примеры занятий в средней группе «Лесной колобок – колючий бок» (знакомство с ежом, его внешним обликом, образом жизни в летнее и зимнее время, кто на него охотится и как он защищается). В подготовительной группе - «Лесные и домовые мыши». (Уточняются представления детей о домовой и лесной мышах – где живут, чем кормятся, кто на них охотится). «Луговое сообщество» (Показать детям, что животные и растения связаны между собой, зависят друг от друга).
Воспитатель дает общий вывод: «Луг – это сообщество растений и животных, которые на нем проживают. Они все нужны друг другу, все связаны друг с другом. Если кого-то не будет, то другим обитателям луга станет от этого плохо.
Народные сказки отличаются от авторских: они не преследуют специальной цели воспитания у детей любви к природе. Но, если они включают в себя какое-либо «природное» содержание, их можно использовать для экологического воспитания.
Например, в младшей группе сказка «Репка», «Курочка Ряба». Эти сказки читают, рассказывают, инсценируют, подводят к тому, что на огороде растет не только репка, но и другие овощи, которые дети на занятиях рассматривают и пробуют на вкус. Из сказки «Курочка Ряба» приходит на занятия бабка и рассказывает детям, что в ее хозяйстве живет не только курочка, но и другие домашние животные.
Русская волшебная сказка в художественных образах запечатлела бережное отношение человека к природе, миру птиц и зверей. Функции животных в сказках разнообразны: они помогают герою в трудных ситуациях, дают полезные советы, спасают его от гибели, могут испытывать героя и выступать в качестве его противников. В большинстве сюжетов животные играют роль союзников героя. В сказках чаще всего человек и животное понимают друг друга, умеют договариваться.
Важнейший смысл волшебной сказки заключается в том, что человек – это часть природы, в окружающем его мире всё взаимосвязано.
Среди тотемов наших предков, несомненно, были птицы. Они встречаются в сказках «Финист-Ясный сокол», «Гуси-Лебеди». В сказках человек может превращаться в птицу и обратно (мать – в кукушку, девушка – в лебедя, юноша – в сокола).
В русской волшебной сказке просматривается целостная картина мира, основанная на бережном отношении к природе, хорошей осведомленности героев о специфике ее флоры и фауны.
Со старшими дошкольниками можно включить в экологическое занятие, на котором обсуждается тема существующей издревле тесной взаимосвязи человека с природой сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». После рассказа сказки можно обсудить с детьми содержание сказки:
- В какое время года совершаются сказочные события? (летом)
- Какие признаки говорят о летнем времени? (дети пошли в лес собирать ягоды, солнце печет, хочется пить, жарко).
- Следы каких животных видят дети на дороге? (теленка, жеребенка, овцы)
- В какое животное превратился братец? (в козленка)
- После чего мальчик превратился в козленочка? (выпил воду из следа от копыта животного)
- Какая почва была на дороге? (скорее всего, глинистая, поэтому в ней стояла вода даже в жару)
- Как сестра относилась к братцу-козленочку? (так же, как и до превращения).
- Почему опасно ходить в лес без взрослых? (можно заблудиться)
В сказке «Гуси-лебеди» отчетливо просматривается идея: человек и природа могут понимать друг друга, человек помогает природе, и она в свою очередь ему платит добром, выручает в трудных ситуациях.
Народные и авторские сказки призваны рассказать ребёнку не только о нравственных основах и ценностях, необходимых для становления полноценной личности, но и о мире нас окружающем, о его многообразии и единстве, в сказках мир предстает живым, единым, неделимым, в нём всё связано живыми нитями, разрыв которых больно бьёт по человеку и всей природе.
Используемая литература:
Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.
Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.