kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов: "Как знакомить детей с экологической сказкой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: "Как знакомить детей с экологической сказкой"»

Как знакомить детей с экологическими сказками.

Народные сказки несут великую миссию воспитания человека, в них надо вслушиваться, вчитываться, вдумываться. Каждый найдет в ней то, что наиболее близко ему.  И в этом неповторимость сказок – они учат нас ненавязчиво, незаметно, просто.  В народной педагогике сказка прочно занимает свое определенное место. В далеком прошлом, когда письменность еще не была развита в достаточной степени и устное народное творчество (а не книга) было ведущим искусством слова, рассказывание детям былей и небылиц, сказок, былин, эпосов входило в образ жизни народа, составляло основу и преемственность взаимосвязи поколений.

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.
      Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.

Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление; она как бы противоположна природной действительности. В сказке все возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, все взаимосвязано, ее характеризуют течение и смена строго закономерных явлений, событий; природа пронизана зависимостями, причинно-следственными связями.  Герои сказок часто ведут себя как люди, разговаривают; животные наделены человеческими качествами. Экологическое содержание сказок всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, понятной и запоминающейся.

Например, сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» повествует о непреложном законе смены времен года, то есть о различных состояниях неживой природы, создающей то дефицит (осень, зима), то избыток (весна, лето) благоприятных условий для жизни растений и животных, лесного сообщества.  И никакое  желание людей (королевы) не может изменить этот закон природы.

Любовью к лесу пронизаны сказки Н. Надеждиной «Девочка Брусничка и Лесной дед», «Не уходи Аук». Автор показывает, как важен лес, как он много дает людям – это и чистый воздух, и красота, и грибы-ягоды, и бумага для тетрадей и книг, и дерево – материал для различных изделий. Эти сказки можно читать старшим дошкольникам.

  Лесу и его обитателям посвящаются сказки Н. Сладкова «Бюро услуг», В. Бианки «Теремок».  Бюро услуг - это помощь животных – лесных жителей друг другу, построенная на умениях каждого, то есть на уникальной приспособленности животных к месту своего обитания. Теремок – это процесс образования дупла в дереве и его последовательное обживание различными лесными животными.

Сказка «Мышонок Пик» создает эмоциональный настрой для последующего цикла наблюдений за хомяком или бесед о нем. Зверек похож на мышонка, к нему сказка уже пробудила теплое отношение, поэтому наблюдения за хомячком  или беседы проходят с интересом.  В последующей работе мышонок Пик может участвовать в образе игрушке на занятиях.

В. Бианки, используя форму сказок, дает детям знания о непростых явлениях приспособленности животных к среде обитания, в занимательных сюжетах показывает назначении того или иного органа («Хвосты», «Чей нос лучше?»),  интересные приспособительные  особенности поведения («Приключения муравьишки», «Лесные домишки»).

Примеры занятий в средней группе «Лесной колобок – колючий бок» (знакомство с ежом, его внешним обликом, образом жизни в летнее и зимнее время, кто на него охотится и как он защищается). В подготовительной группе  -  «Лесные и домовые мыши». (Уточняются представления  детей о домовой и лесной мышах – где живут,  чем кормятся, кто на них охотится). «Луговое сообщество» (Показать детям, что животные и растения связаны между собой, зависят друг от друга).

Воспитатель дает общий вывод: «Луг – это сообщество растений и животных, которые на нем проживают. Они все нужны друг другу, все связаны друг с другом. Если кого-то не будет, то другим обитателям луга станет от этого плохо.

Народные сказки отличаются от авторских: они не преследуют специальной цели воспитания у детей любви к природе. Но, если они включают в себя какое-либо «природное» содержание, их можно использовать для экологического воспитания.

 Например, в младшей группе сказка «Репка», «Курочка Ряба».  Эти сказки читают, рассказывают, инсценируют, подводят к тому, что на огороде растет не только репка, но и другие овощи, которые дети на занятиях рассматривают и пробуют на вкус. Из сказки «Курочка Ряба» приходит на занятия бабка и рассказывает детям, что в ее хозяйстве живет не только курочка, но и другие домашние животные.  

Русская волшебная сказка в художественных образах запечатлела бережное отношение человека к природе, миру птиц и зверей.  Функции животных в сказках разнообразны: они помогают герою в трудных ситуациях, дают полезные советы, спасают его от гибели, могут испытывать героя и выступать в качестве его противников. В большинстве сюжетов животные играют роль союзников героя.  В сказках чаще всего человек и животное понимают друг друга, умеют договариваться.

Важнейший смысл волшебной сказки заключается в том, что человек – это часть природы, в окружающем его мире всё взаимосвязано.

Среди тотемов наших предков, несомненно, были птицы.  Они встречаются в сказках «Финист-Ясный сокол», «Гуси-Лебеди». В сказках человек может превращаться в птицу и обратно (мать – в кукушку, девушка – в лебедя, юноша – в сокола).

В русской волшебной сказке просматривается целостная картина мира, основанная на бережном отношении к природе, хорошей осведомленности героев о специфике ее флоры и фауны.

Со старшими дошкольниками можно включить в экологическое занятие, на котором обсуждается тема существующей издревле тесной взаимосвязи человека с природой сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». После рассказа сказки можно обсудить с детьми содержание сказки:

- В какое время года совершаются сказочные события? (летом)

- Какие признаки говорят о летнем времени? (дети пошли в лес собирать ягоды, солнце печет, хочется пить, жарко).

- Следы каких животных видят дети на дороге? (теленка, жеребенка, овцы)

- В какое животное превратился братец? (в козленка)

- После чего мальчик превратился в козленочка? (выпил воду из следа от копыта животного)

- Какая почва была на дороге? (скорее всего, глинистая, поэтому в ней стояла вода даже в жару)

- Как сестра относилась к братцу-козленочку? (так же, как и до превращения).

- Почему опасно ходить в лес без взрослых? (можно заблудиться)

В сказке «Гуси-лебеди» отчетливо просматривается идея: человек и природа могут понимать друг друга, человек помогает природе, и она в свою очередь ему платит добром, выручает в трудных ситуациях.

  Народные  и авторские сказки  призваны рассказать ребёнку не только о нравственных основах и ценностях, необходимых для становления полноценной личности, но и о мире нас окружающем, о его многообразии и единстве, в сказках мир предстает живым, единым, неделимым, в нём всё связано живыми нитями, разрыв которых больно бьёт по человеку и всей природе.


Используемая литература:

  1. Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.

  2. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для педагогов: "Как знакомить детей с экологической сказкой"

Автор: Новикова Ирина Владиславовна

Дата: 29.11.2019

Номер свидетельства: 529365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Консультация для воспитателей "Организация экскурсий и целевых прогулок в ДОУ""
    ["seo_title"] => string(89) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-orghanizatsiia-ekskursii-i-tsielievykh-proghulok-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "249635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446926987"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» "
    ["seo_title"] => string(71) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-ekologhichieskoie-vospitaniie-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "235180"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443624934"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Экологический проект Великая река -ЛЕНА"
    ["seo_title"] => string(40) "ekologicheskii_proekt_velikaia_reka_lena"
    ["file_id"] => string(6) "481436"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540114952"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства