2.Актуализация необходимых знаний | (СЛАЙД 3-8) 1. Кроссворд «Определи литературный жанр» - Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Задание: определите к какому литературному жанру относится отрывок из произведения. 2. - Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать. (Басня). - Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»? (И.А. Крылов). (СЛАЙД 10) Слово учителя об И.А. Крылове. - Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова. - Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей) - Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым. Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе. Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком. (СЛАЙД 11) - Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. | Отвечают на вопросы «Из того ли то города из Мурома, Из того ли села из Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец». (Былина). « Красная сидит девица, а коса на улице» (Загадка). «Землю красит солнце, а человека – труд». (Пословица). «Ласточки пропали А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой» (Стихотворение) «Дождик, дождик пуще Дай хлеба гуще! Хлеба - каравай, Весь день – поливай!» (Песня) |
3.Формулирование темы урока и цели | Задание: вставьте пропущенные по смыслу слова. (Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения» - На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать). - Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки. - Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов | (СЛАЙД 13 - 14) - Отгадают ребусы и узнают название басни, с которой мы сегодня познакомимся. («Ворона и Лисица») |
4. Анализ, интерпретация басни | Восприятие прослушенной басни. - Понравилась вам басня? - Какая же история приключилась с Вороной? - О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то? Работа с текстом басни. - Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях. - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман) - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая) - Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей) - Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте. - Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей). - Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет). - А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте. (Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какиe перышки! какой носок!) - Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»). - А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!) - Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы. («Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло») - Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр). - Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать). - Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости) Работа над моралью басни. - Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль). - О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам). - Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).
| 1.Первичное знакомство с басней. (СЛАЙД 18) Слушают басню «Ворона и Лисица» 2. Словарная работа. - Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари. (СЛАЙД 19 - 21) Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный – отвратительный, омерзительный. Не впрок – не на пользу Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо. Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский (голосок) – нежный, добрый. Царь – птица – главная среди птиц. Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница. Задание: замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни: Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит; Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит; Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова; Каркнула очень громко - во всё горло; Исчезла, скрылась - была такова; Трудно стало дышать - дыханье спёрло; Нашёл случайно, без особого труда - бог послал. 3. Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику 4. (СЛАЙД 22 - 23) - Выбирают, какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу? Ворона Хитрая Добрая Неуклюжая Растяпа Умная Простофиля Тщеславная Глупая красивая | Лисица Коварная Хитрая Неискренняя Плутовка Добрая Льстивая Умная Честная Глупая | 5. Работа с пословицами. Собирают пословицы и объясняют, как их понимают и как они соотносятся с содержанием басни: Верь своим очам, а не чужим речам. (Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы). На языке - медок, а на сердце - ледок. (Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал) У лести нет чести. (Лиса льстила, обманывала Ворону, про ее внешность. Лесть - хитрость и обман). |