Конспект организованной образовательной деятельности по разделу
«Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи»
для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Лексическая тема: Зимующие и перелётные птицы.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цель: Продолжать учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок. Закреплять умение детей подбирать определения к существительным.
Развивать внимание, память.
НРК: Конкретизировать знания детей о перелётных птицах нашей местности.
Активизировать словарь по теме «Перелётные птицы».
Материал: Презентация «Где зимуют птицы». Предметные картинки – перелётные птицы.
Ход ООД.
- Подвижная хороводная игра «Воробей». Нищева Н.В.
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребенок — он скачет, как воробей.)
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
(Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его.) Воробей может улететь, если назовёт зимующую или перелётную птицу.
- Пальчиковая гимнастика: «Кормушка» Нищева Н.В.
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Всем хватило зернышек.
(Опять сжимают и разжимают кулачки.)
- Игры: «Назови действия», «Назови законченное действие». «Какая птица улетела?» «Подбери птицу» - подбор объекта, соответствующего предложенным определениям.
- Словообразование «Чьё гнездо?». Как называется гнездо, если птица утка» - Утиное. Лебедь, журавль, аист, кукушка, сова, голубь, ворона, сорока, воробей, соловей.
- Причастия: Какая птица, если она поёт? – Поющая. Клюёт, кричит, щебечет, летает, улетела, прилетела, ходит, прыгает, машет, плавает, ныряет, сидит, клюёт, вьёт, несёт, высиживает, кормит, кружит.
- Называние частей птицы.
- Загадки (Лексические темы, стр.41):
На одной ноге стоит, в страны жаркие летит,
Он красив другим на зависть, длинноногий, добрый.(аист).
По весне к нам с юга мчится чёрная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач, ест букашек разных.(грач)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной
(Соловей)
На одной ноге в болоте замираю на охоте
И ловлю в кругу подружек зазевавшихся лягушек
(Цапля)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)
На шесте весёлый дом с круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поёт отец, он и лётчик, и певец.
(Скворец)
Угадайте, что за птичка:
Тоненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста?
(Ласточка)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьёт гнезда.
(Кукушка)
- Игра «Кого не стало?»
- Игра «Где прячется чайка?» - практическое усвоение предлогов.
- Подвижная игра «Улетают – не улетают». Если педагог называет перелётную птицу, дети машут руками, как крыльями, если зимующую – приседают, складывают руки за спиной.