Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Ходит капелька по кругу"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10 станицы Незамаевской
Непосредственно образовательная деятельность
по экологическому воспитанию в старшей группе
«Ходит капелька по кругу»
Воспитатель старшей группы
МБДОУ№10
Ильенко С.Н.
Ст.Незамаевская.
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию в старшей группе.
Тема: «Ходит капелька по кругу
Программные задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то ,что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, дать понятие о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса); прививать бережное отношение к воде, развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды, потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Материал:
-прозрачные пластмассовые стаканы и бутылочки, подносы ,восемь предметов разной формы ,стакан молока, различные предметы для опускания в стаканы с водой, соль, сахар, мука, мольберты, карточки:
( системная таблица),картинки с объектами природы, лед, стакан с горячей водой, презентация «Волшебница вода», салфетки.
Ход непосредственно- образовательной деятельности.
Воспитатель:
-Здравствуйте, я рада вас видеть. Посмотрите , что я вам принесла, мне кажется- это сердечко такое же доброе, отзывчивое, как вы. Я с вами знакома и мне известно, как вас зовут. Но сегодня у нас с вами необычное знакомство, я бы хотела услышать, как называет вас дома мамочка .Я начну, а продолжит тот кто стоит справа от меня.(Сердечко передается по кругу, дети называют свои имена).
Воспитатель:
- Мы с вами совершим необычное путешествие, в загадочный мир природы. Ребята, я думаю вы со мной согласитесь, если я скажу, что природа- это самое удивительное из того, что нас окружает . Она интересна, красива, богата и разнообразна. Мы с вами много говорили о ней. Что же такое природа?
Дети:
- Деревья ,цветы, насекомые, животные…
Воспитатель:
- Верно, какая это природа?
Дети:
-Живая.
Воспитатель:
-Какая еще бывает природа?
Дети:
-Неживая (небо, вода, песок, горы)
Воспитатель:
-Правильно .А сейчас подойдите ко мне. Посмотрите , на столе у меня картинки с изображением природы .Давайте эту природу расселим в два домика. В первом домике мы поселим живую природу, во втором неживую .Определим каждый домик условным обозначением( живая- цветок, неживая-горы).
Воспитатель :
-Скажите, а чем же отличается живая природа от неживой?
Дети:
- Живая природа питается, растет, дышит..
Воспитатель :
-А сегодня мы побываем с вами в стране открытий, но сначала, я загадаю вам загадку, а вы мне ответите о каком природном материале идет речь?
Что в руках не удержать,
Что в решете не унести? (вода)
Верно, без воды не может быть жизни. Для некоторых животных и растений ,вода –это среда обитания. Вода используется в промышленности, в сельском хозяйстве, в повседневной жизни и поэтому её надо беречь.
Игровая ситуация: ( в группу входит девочка в костюме капельки.)
Воспитатель:
-Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?
Капелька:
- Я капелька.
Воспитатель:
-А как тебя зовут?
Капелька:
-Капитошка.
Воспитатель:
- А зачем ты к нам пришла?
Капелька:
-Я пришла в гости к своим сестричкам - капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель:
-Ребята, давайте покажем Капитошке ,где живут сестрички- капельки, что они у нас делают, какую пользу приносят.
Путешествие капелек по группе:
(Дети идут по группе и делают остановки)
1. В уголке природы: возле растений.
Дети:
-Цветы надо поливать, они живые, без воды они засохнут, завянут-им нужна вода. (приклеивают капельку).
2. Около мойки.
Дети:
-Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль , убирать в группе.(приклеивают капельку)
3. В туалетной комнате.
Дети:
-Вода нужна, чтобы мыть лицо, руки, выполнять необходимые гигиенические процедуры.( приклеивают капельку).
4. У стола , на котором стоит графин с водой.
Дети:
-Вода нужна, чтобы мы могли её пить.(приклеивают капельку).
Воспитатель :
- Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек- капелек живет, которые приносят нам большую пользу.
Воспитатель:
-Хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети:
- Проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель:
- Правильно, проводят опыты, эксперименты. Представьте себе, что вы юные ученные. Наденьте халаты. Вспомните, как нужно работать в лаборатории.?
Дети:
-Нужно быть аккуратным, внимательным, работать осторожно.
Воспитатель:
-Сейчас мы с вами поведем опыт с водой и узнаем, имеет ли она запах, вкус, форму?
Для этого возьмите стакан с водой и самостоятельно перелейте воду в один из стоящих предметов.(блюдце, пузырек, банка).
Опытническая деятельность детей.
Воспитатель :
- Скажите имеет ли вода форму?
Вывод :Вода не имеет форму.
Воспитатель: Правильно вода принимает форму предмета, в который её наливают.
Воспитатель:
-А теперь попробуйте воду на вкус. Можно ли назвать её сладкой, кислой, соленой?
Дети:
-Нет. Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель:
-А теперь давайте понюхаем. Чем она пахнет?
Дети:
-Вода не имеет запаха.
Воспитатель:
-Что можно сказать о воде, которая бежит в кране?
Дети:
- Она плещется , журчит, льется, течет.
Воспитатель :
- Вы сказали, что вода льется. Значит вода- жидкость. Мы с вами убедились, что вода не имеет собственной формы .Сегодня мы откроем еще одну тайну воды. У нас на столе подносы со стаканами, в которых разные вещества. Будьте внимательны: в стакане с красной полоской находится сахар; в стакане с оранжевой полоской- соль; в стакане с синей полоской- мука. Запомнили в какой посуде, что находится.
Ребята, вы должны соблюдать правила безопасности: нельзя пробовать вещества на вкус . Почему?
Дети:
- Нюхать нужно осторожно, ладошкой направляя запах от стакана: вещества могут быть едкими и обжечь дыхательные пути.
Воспитатель :
- Обратите внимание у вас на столе находятся стеклянные баночки с водой. Попробуем растворить вещества в воде. В стакан с солью налейте воду и размешайте ложкой
Самостоятельная работа детей: размешивание соли в воде.
Воспитатель:
- Что случилось с солью?
Дети:
-Соль растворилась.
Воспитатель:
- Теперь налейте воду в стакан с сахарным песком и размешайте .Что случилось с сахарным песком?
Дети:
- Он растворился в воде.
Воспитатель :
- А теперь налейте воду в стакан с мукой и размешайте. Что произошло?
Дети:
-Мука тоже растворилась в воде.
Воспитатель :
-Значит соль, сахар растворяются в воде , при этом вода какая в стакане?
Дети:
- Прозрачная.
Воспитатель:
- Верно ! Мука тоже растворилась в воде. Какая вода в стакане?
Дети:
-Мутная.
Воспитатель:
- Да, вода мутная, но её можно очистить с помощью фильтровальных салфеток, которые лежат у вас на подносах. Это самый простой способ очистки воды. Давайте проведем эксперимент.
Воспитатель:- Молодцы у всех получилось правильно. А теперь попробуем, как работают наши фильтры .Осторожно понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель:
-Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала.
Дети:
-Вода стала чистой.
Воспитатель:
- Куда делась мука?
Дети:
-Вся мука осталась на фильтровальной салфетке.
Воспитатель:
- Мы провели опыты ,о каких свойствах воды вы сегодня узнали? Какую тайну воды открыли?
Дети:
- Вода растворяет соль ,сахар, муку. Она без вкуса, без запаха, она не имеет формы.
Воспитатель:
- А какого цвета вода? Посмотрите у меня полоски разноцветной бумаги .Можно ли назвать воду красной, белой, синей.
Дети :
-Нет .Вода бесцветная.
Воспитатель :
-Чтобы убедиться в этом , опустите в стакан с водой ,какой -нибудь предмет, лежащий на столе.(ложка)
Воспитатель :
-Виден ли предмет?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- А если я опущу ложку в стакан с молоком, будет ли видна ложка?
Дети:
- Нет. Вывод: вода прозрачная, бесцветная.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Дождик капнул на ладошку(правой рукой касаемся левой),
На цветы( круговое движение правой рукой)
И на дорожку(обе руки перед собой)
Льется, льется-ой-ей-ей!( покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).
Звучит тихая музыка.
Воспитатель:
-А сейчас ,я вам расскажу историю, в которой главными героями становятся маленькие человечки.
Жила –была на свете маленькая капелька (размещает рисунок в таблице).Несмотря на её маленький размер, в ней обитало очень много человек. А как вы думаете ,каких?(подсказать .Вода не твердая, жидкая. Человечки разбегаются. Наверно они не дружные.
Дети:
- Не дружных человечков, человечков воды.
(Рисует человечков воды в подсистеме).
Воспитатель:
-Но капелька была частичкой ,как вы думаете, чего?
-Речки, лужи, океана, моря.
Воспитатель:
- Да есть множество мест, где капелька может найти себе таких же, как она. (Воспитатель вставляет картинки в надсистеме , водоемы названные детьми)
Воспитатель:
- Скажите, какой была капелька, когда свирепствовала зима и всем было холодно?
Дети:
-Снежинкой, кусочком льда.(показать лед)
Воспитатель :
-Конечно! ( воспитатель в таблице обозначает систему в прошлом). Какие человечки живут в кусочке льда, в снежинке?
- Дружные.
Воспитатель :
-Правильно! Это человечки твердого тела.
Скажите, частью чего являются снежинка, или льдинка?
Дети:
- Снега ,льда, айсберга.
( Воспитатель отражает это в таблице).
Воспитатель:
- Скажите, что будет с капелькой, если сильно пригреет солнце?
Давайте проведем такой опыт .У меня стакан с горячей водой. Закрываю его стеклом. Что произошло с частичками воды?
Они превратились в пар и стекло запотело.
Теперь снимаем стекло ,держим над промокательной бумагой и капельки воды упадут на нее, оставив заметный след.
(Воспитатель рисует в таблице чем была капелька)
Дети:
- Облаком, паром, тучей, туманом.
Воспитатель:
- Какой можно сделать вывод? Вода испаряется, превращается в пар.
Вывод : Все в природе взаимосвязано.
Давайте поиграем в игру «Какая бывает вода?»
Дети встают в круг, воспитатель перед ними с волшебной палочкой .Задает вопрос и передает палочку одному из детей .Тот отвечает какая бывает вода и возвращает палочку воспитателю ( варианты ответов: минеральная, речная, водопроводная, родниковая, речная..)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Вода самое удивительное вещество на планете. Вспомним ещё чудесные свойства воды.
Показ презентации «Волшебница вода».
Дети:
Вода-это жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха, без вкуса, может растворять вещества.
Воспитатель :
-Вода добрый друг и помощник человека. Вспомним стихотворение
Н. Рыжовой «Волшебная вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
ПОДГОТОВКА К НОД «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
РАССЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ДОМИКИ