Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия во второй младшей группе «Матрешка»»
Конспект занятия во второй младшей группе «Матрешка»
Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.
Задачи:
- Учить различать матрешек по высоте. - Закреплять знания детей о форме и цвете.
- Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.
- Развивать речь, моторику.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.
Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, корзинка, силуэт матрёшки, кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления матрёшки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».
Ход занятия:
Воспитатель одетый в костюме Матрешки встречает ребят.
Здравствуйте, ребята! Я в кружок вас приглашаю, И приветствие начинаю. Давайте мы поздороваемся друг с дружкой.
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх с растопыренными пальчиками — имитация солнечных лучей) Здравствуй, небо голубое! (Руки рисуют «облака» на небе) Здравствуй, вольный ветерок! (слегка подуем на соседа) Здравствуй, маленький дружок! (Погладили по головке сами себя)
Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную корзинку.
- А чтобы узнать, что в корзинке, послушайте пожалуйста стихотворение.
***
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….Матрёшка
Воспитатель: Правильно, матрёшка.
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей «Матрешкой».
(достаю из корзинки расписную фигуру матрешки, показываю детям)
А я про матрешек одну интересную историю знаю…. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей. Воспитатель:-Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть, где же подружки – сестрички матрешки?
Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались
Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.
- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.
- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).
-А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)
- Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.
Воспитатель: А теперь я предлагаю немного поиграть.
Обратите внимание на наших матрешек, они все одинаковые или разные? Чем они отличаются? (по цвету, по высоте) Воспитатель: предлагаю выстроить матрешек по росту. Давайте посчитаем, сколько матрешек поместилось в одной большой матрешке? Посчитайте матрешек, начиная с большой? А теперь посчитайте, начиная с маленькой? Изменилось количество матрешек?
Воспитатель:
А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.
Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, («Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. («Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки (Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам)
Воспитатель: Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.
Самостоятельная часть (рисование)
Воспитатель достает из корзинки заготовки матрёшек.
Воспитатель: Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему?
Дети: потому что у них сарафаны не украшены.
Воспитатель: Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек?
Дети: нужно разукрасить сарафаны.
Воспитатель: Рисовать мы с вами сегодня будем палочками – цветочками.
шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т. д., клей, кисточки, салфетки).
Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора.
(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.
- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте подведем итоги нашему занятию. - Из чего изготавливают матрешек? - Что надето на матрешках? - Какими фигурками мы украшали наряды? - Как вы думаете, мы нашли матрешек – подружек нашей гостьи? - Матрешки все одинакового размера? - Наша матрешка из какого материала изготовлена? - Вам понравилось наше путешествие? Наши матрешки благодарят вас и хотят вместе с вами поплясать.