Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация по теме; аудиозаписи с Гимном России, с песней Матушка Земля, Мы дети россии; изображение российского флага на ватмане, цветочки из цветной бумаги на каждого ребенка, клей-карандаш.
Ход занятия:
Воспитатель:
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов
До теплых рек раскинулась она!
На свете много разных стран,
Но есть одна страна
Ее мы Родиной зовем,
А Родина - одна!
Место, где мы родились – это Россия, Россия это наша Родина.
Дети читают стихи:
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых, Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Ребята, мы живем в самой прекрасной и огромной стране на Земле. Как называется эта страна? (Россия). (рассматривают карту России).
А как называют людей, живущих в России?
Дети: Их называют россияне, русские.
Воспитатель: Посмотрите на русский национальный костюм (на экране картинка людей в костюмах).
А как называется столица нашей Родины? (Москва)
(на экране Москва).
Ребенок читает стихотворение:
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: Ребята, а в каком городе мы живем? (В Ярославле). Город, в котором вы родились и живете, это ваша малая родина. Вспомните и скажите, названия известных красивых мест, достопримечательностей (или улицу или площадь). На экране фотографии города Ярославль).
Воспитатель: Мы – граждане России, россияне - любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие? (Герб, флаг, гимн - символы нашей Родины, России).
Воспитатель: Есть у России важный государственный символ – герб. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны? (на экране герб). На гербе России изображён двуглавый орёл. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это – Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона.
Воспитатель:Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.
Звучит «Государственный гимн Российской Федерации» 1 куплетМуз. А. В. Александрова, сл. С. В. Михалкова, дети встают.
Воспитатель: Кто мне назовёт цвета Российского флага? (Белый, синий, красный – цвета российского флага).
Ответы детей (трехцветный флаг, три цветных полосы…)
(на экране флаг России)
Ребенок читает стихотворение: Белый цвет- березка, Синий - неба цвет. Красная полоска – Солнечный рассвет.
Воспитатель: Белый цвет означает мир, благородство, чистоту. Синева неба, рек, морей и озер запечатлена, в синей полосе. Синий цвет – небо и верность. Красный цвет – огонь, отвага, героизм.
Танец «Матушка Земля»
Воспитатель: Издавна русский народ славился своим творчеством, а как вы думаете, что мы относим к народному творчеству (сказки, пословицы, поговорки, игрушки).
Русские народные хороводные игры: «Каравай», «Раздувайся пузырь», «Золотые ворота», «Кот и мыши», «Приглашение» и т.д.
Игра «Приглашение»
Воспитатель: Сказки придумали люди давным-давно, пересказывали их друг другу (из уст в уста). А вы, знаете русские народные сказки? Сейчас проверим. (Детям зачитывают описание той или ной сказки, дети отгадывают, на экране появляется отгадка сказка).
Игра «Назови героев русских сказок»
Удивительный народ! Вместе вышли в огород, Вот друг друга держат крепко, Потянули…Вот и… («Репка»)
По тропинке он катился, Своей удалью хвалился, Да попался на носок. Ам, и съеден… («Колобок»)
Разбойники белые! Вот беды наделали: В деревню прилетали И мальчика украли. Только смелая сестра Всё равно его нашла. Помогли ей печка, Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)
Она по ягоды пошла, Да на домик набрела, Дом под старою сосной. В доме жил медведь большой. Заболела б от тоски, Да спасли…пирожки. («Маша и медведь»)
Парень по воду побрёл, В проруби её нашел. Чудеса теперь кругом: Вёдра прискакали в дом. Берегите, братцы, ноги: Едет печка по дороге! Всё по его хотению… («По щучьему велению»)
В этой сказке всё отлично: Дед, и баба, и яичко. Очень рады дед и баба, Что у них есть… («Курочка Ряба»)
Из снега, снега белого Дочку себе сделали. А весна-красна пришла- Дочка и рас-та-я-ла… («Снегурочка»)
Он не низок, не высок, В нем для всех есть уголок. А медведю нет местечка Ни в прихожей, ни у печки, В спальне тоже тесновато. Убирайся, косолапый! Но на крышу он полез, Задрожал зелёный лес. Все пустились наутёк, Поломался… («Теремок»)
Жила в лесу зверей семья. Однажды девочка пришла. Очень возмутились звери, Что в их доме спали, ели. Назовите поскорей Этих сказочных зверей. («Три медведя»)
Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети? («Семеро козлят»)
Он сумел поймать волчишку, Он поймал лису и мишку. Он поймал их не сачком, А поймал он их бочком. («Бычок – смоляной бочок»)
Воспитатель: А еще русские люди своими руками творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов. Как они красивы, какой неповторимый узор на каждом предмете. Все эти изделия называются - народные промыслы.
Так что же такое народные промыслы? (Это то, что мастерили люди на Руси своими руками).
Ребенок читает стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Помочь вспомнить изделия русских народных мастеров нам помогут загадки и фотографии на экране.
Снежно-белая посуда, Расскажи-ка ты откуда? Видно, с севера пришла И цветами расцвела Голубыми, синими, Нежными, красивыми. (Гжель)
Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые А может, солнцем залитые. (Хохлома)
Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня. Собачки, гусары и рыбы… А ну, назови-ка меня! (Дымка)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка
(Матрешка)
Воспитатель: Ребята, предлагаю сделать коллективную аппликацию «Российский флаг» (дети наклеивают приготовленные цветочки трех цветов синие, белые, красные) на флаг, изображенный на ватмане.
Воспитатель: Ребята, вы красиво сделали аппликацию. А в заключении нашего занятия все вместе встанем на флешмоб «Мы дети России». (Дети танцуют).