воспитывать усидчивость, целеустремлённость, внимание друг другу;
воспитывать речевой этикет;
воспитывать навыки коллективного творчества.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними признаками.
Беседы на темы Ранняя весна Весенний лес.
Рассматривание иллюстраций альбомов на тему Времена года.
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», «Когда наступает весна», Н. Сладков «Весенние радости», К. Ушинский «Весна».
Проведение дидактических игр «Когда это бывает», «Доскажи словечко», «Что напутал художник».
Рассматривание репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Март».
Заучивание чистоговорок, поговорок, пословиц, стихотворений о весне.
Материалы и оборудование:
Для педагога:
проектор, экран, презентация «Весна», ноутбук;
магнитная доска, мяч;
картинки с изображением перелётных птиц, картинки
с изображением весны, конверт с письмом.
Для детей:
слоговое лото (разрезанные облака со слогами слов);
цветные кораблики.
Образовательные области:
- приоритетная: речевое развитие
- в интеграции: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно эстетическое развитие.
Содержание организованной деятельности детей.
Организационный момент: :
Эмоциональный настрой:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости – учителя со школы №3 а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их. (Доброе утро! )
--Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое) -Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
(После зарядки, обращаю внимание на окно. Там лежит конверт.
Основная часть:
Воспитатель:
Кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо.
Может это воробьишко, пролетая, обронил.
Или кот письмо как мышку на окошко заманил.
Воспитатель:
«Здравствуйте, дорогие дети. Пишет вам весна. Со мной произошла неприятность. Меня в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Я обращаюсь к вам за помощью».
«Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну нам нужно выполнить задания. Вы готовы помочь?»
Отгадайте загадку: (Слайд 2)
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки- кружева.
Первые проталинки, первая трава.
Слово - отгадка зашифровано при помощи картинок (по первым буквам слов картинок составьте слово) (весы, ежевика, санки, носки, астры) - ВЕСНА (Слайд 3)
Дети смотрят картинки на экране, называют их, определяют первый звук каждого слова и находят соответствующую букву. Затем читают получившееся слово. Слово «ВЕСНА».V «Звуко - буквенный анализ слова»
- Давайте с вами выложим полученное слово с помощью букв, а затем сделаем звуковой анализ.
- Назовите первый звук, второй, следующий, следующий, последний.
- Сколько звуков в этом слове? (пять).
Звуковой анализ слова «Весна».
- Каким цветом будет первый звук? (зеленый). Почему? (мягкий, согласный звук).
Один ребенок работает у доски.
- Сколько согласных в этом слове? (три).
- Сколько гласных в этом слове? (две).
- Сколько слогов в этом слове? (два).
-Молодцы! Задание выполнили правильно! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для весны? Как в народе эти месяцы называли?
Дети: март - протальник
апрель - снегогон
май - травень
Воспитатель: А почему эти месяцы так называют?
Дети: - В марте тает снег, появляются проталины.
- Снегогон- бегут ручьи, унося с собой остатки снега, на речке ледоход.
- Май – травень - вырастает травка.
3. Подберите определения к слову ВЕСНА (какая?) (Слайд 4)
Ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная. Игра с прищепками.
4. Весна что делает? Приходит, наступает, идёт. (Слайд 5)
Подснежник что делает? Растёт, расцветает, прорастает, пробивается, вылезает.
9. О чём можно так сказать? (Слайд 15)
Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий…(ручей)
Высокое, чистое, голубое, ясное…(небо)
Длинная, тонкая, ледяная…(сосулька)
Яркое, весеннее, ласковое, тёплое…(солнце)
Красивый, хрупкий, нежный, первый…(подснежник)
Солнце дарит нам улыбку. (Слайд 16) солнце делится с нами первыми теплыми лучами! Давай поймаем его лучик и поиграем с ним.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька, (вытягивать вперед ладошку) Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька, (ставить на ладонь указательный палец другой руки) Маленький, как крошка. Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо! Прыг на лобик, и опять На плече давай скакать. (следить взглядом за движениями пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу) Вот закрыли мы глаза, (закрыть глаза ладонями) А солнышко играет: Щечки теплыми лучами Нежно согревает. (широко раскрыть глаза).
Вот и снег начинает искриться в весенних лучах, ещё немного и побегут ручьи,
-Найдите ошибку и исправьте предложение. (Слайд 17)
Пригрело солнце, потому что тает снег.
Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
Наступила весна, потому что прилетели грачи.
Пришла весна, потому что пробудился медведь.
- Солнце светит ярко и дарит нам множество лучей. Туча уменьшается всё быстрей.
Какое слово лишнее:
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Подснежник, весна, листопад, грач.
Таять, капать, набухать, заготавливать.
Март, апрель, декабрь, март.
- Нам улыбку весёлую солнышко дарит. Туча совсем скоро растает.
Предложение рассыпалось. (Составить предложение из слов)
Весна, солнышко, греть, сильно.
Сосульки, крыши, дома, висят, на.
Проталинки, снег, появились, из-под.
Дороги, ручьи, бегут, весело, по.
3. Составление рассказа по мнемотаблице. Воспитатель: Вот мы и разделились на две команды. КОМАНДА: Ручеек, , Подснежник. А сейчас я предлагаю вам составить рассказы о весне. В этом нам помогут наши помощники- таблицы которые вы нарисуете сами. Сейчас я вам раздам листы и фломастеры, и вы изобразите с помощью схем рассказы о весне. Дети: (рисуют мнемо-схемы). Воспитатель: Так закончили работу. Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим. Рассказ детей по мнемотаблицам.
Воспитатель: «Ребята, мы выбрали весенние слова, выделили все признаки весны и сейчас давайте составим (нарисуем) картину «Как солнце весне помогало».
Дети составляют из элементов картину на магнитной доске.
Каждый ребёнок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.
Дети: Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут весёлые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинках распускаются первые весенние цветы. Начинает зеленеть травка. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелётные птицы. Они проверяют старые гнёзда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести питомцев. Звери линяют - меняют густой пушистый мех на более лёгкий и редкий. Меняется и цвет меха, например заяц, стал серым. Зацветают деревья: ива, ольха, черёмуха, яблони, вишни.
Воспитатель: «Ребята, какие вы молодцы! Из ваших предложений получился замечательный рассказ о весне! Как вы думаете, мы справились с нашей задачей и помогли весне вступить в свои права.» (Ответы детей)
«Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло».
Пальчиковая гимнастика.
Обогрела всех весна («шагают» пальчиками вперёд)
Пробудила лес от сна («шагают» пальчиками назад)
Все, кто спал, весной проснулись (раскрывают ладошки перед собой)
Птицы с юга к нам вернулись (загибают по одному пальцу одновременно на двух руках на каждую строчку)
День весенний стал длиннее,
Небо ярче и синее.
«Давай те немного отдохнём и послушаем звуки весеннего леса. Представим себе что мы находимся на весенней полянке в лесу на которой…
А вот, что там каждый попытается увидеть сам».
(Прослушивание музыкального фрагмента.) Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу. Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно
Заключительная часть.
Воспитатель: «Какие вы талантливые. Вы меня удивили. Молодцы, вы все были активными, внимательными, старательными! Я вами горжусь и надеюсь, что в школе у вас будут одни только пятерки! Теперь я вижу, что вы - без пяти минут первоклассники.
А теперь возьмите кораблики: красные - если у вас всё получилось на занятии, зелёные - если что-то не получилось и синие кораблики, если возникали трудности.