Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Что мы знаем о птицах?»»
«Что мы знаем о птицах?»
Цель: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.
2. Экологическая игра «Отгадай, какая птица»
Цель: Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.
3. Экологическая игра «Птичья столовая»
Цель: Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
Развивающая среда: иллюстрации - зимующих и перелетных птиц, календарь наблюдений за зимующими птицами; набор маховых и пуховых перьев; 2 листа бумаги, веер, два бумажных голубя; запись «Голоса птиц в природе».
Содержание:
Сообщить детям, что сегодня будет разговор о птицах (включаетсяграмзапись с голосами птиц).
Вопросы :
Каких птиц вы узнали по голосу?
Можно ли их услышать сейчас в природе?
Почему нельзя?
Почему они улетели?
Какой корм едят эти птицы?
Где сейчас эти насекомые?
Подвести итог: птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма. Предложить детям назвать их одним словом (перелетные), показать на картинках.
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их одним словом? ( Зимующие. Дети садятся на стулья у мольберта, на котором стоят картинки с изображением зимующих птиц. )
Посмотрите, кого вы здесь видите? Как вы догадались, что это за птицы? ( Снегирь – красногрудый, чернокрылый; ворона – важная, горластая; сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа, пестрая; голубь – сизокрылый; воробей – веселый, шустрый, маленький ).
Воспитатель с детьми рассматривает календарь, вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам нужно помочь. Их подкармливают в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу.
Воспитатель: Отгадайте, кто поет «синь- синь- синь» (трещит, читает, воркует, каркает)? А теперь посмотрим, что делают снегири? (склевывает рябину). Покажите, как они это делают. А что делает воробей? (клюет, прыгает, летает). А сорока? ( прыгает, скачет по снегу). Покажите, как она делает это. Синица? (поет). Покажем ( низким ивысоким голосом)
Голуби? (воркуют: гру - гру - гру ). Покажем.
А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица». ( дети по повадкам, описанию внешности, песням угадывают птиц.)
Воспитатель: Что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли видеть воздух? Почему человек не может взлететь? (дети машут руками, подпрыгивают, пробуют взлететь)
Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя? Делается вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падение опирается на воздух, поэтому может немножко лететь.
Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний детей воспитатель дает им птичьи перья для рассматривания (маховые и пуховые).
Вопросы:
Чем перышки отличаются друг от друга?
Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
Где на теле у птицы растут пуховые перья?
Какое перо помогает птице лететь и называется маховым?
Легкое оно или тяжелое?
почему оно легкое?
Где у птицы на теле есть маховые перья?
Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становиться широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые птицы и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
Что ещё делает птицу легкой? Как она ест – много или мало? Часто или редко? Делается вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.
Птицы летают, потому что у них:
Широкие крылья и хвост;
Легкие перья с полым стержнем;
Жесткие маховые перья;
Птицы легкие, т.к. едят понемногу и часто.
В последующие дни во время прогулок продолжается разговор о полетах по воздуху. Дети делают бумажных голубей, запускают их. Одному, по предложению воспитателя, склеивают крылья и наблюдают его падение. Воспитатель рассказывает, что человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Дети перечисляют их, рассматривая изображения на картинках (воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан).
Физкультминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
(дети выполняют движения по тексту)
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, и не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку . ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые . если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или если был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц.
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое сало или мясо. Кусочки его развешивают на веточках. Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов сделать кормушки для птиц, которые все вместе развешивают на участке детского сада и кладут туда корм.