Фиксировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов.
Формировать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитание активности, инициативы.
Продолжать формировать навыки самоконтроля.
Средства:
Символы гласных и согласных звуков; пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека; звуковые кассы и подручные материалы, ИКТ.
Ход занятия:
Орг.момент
Психогимнастика. Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающиеся разные эмоции. Предложить детям попытаться повторить, изобразить и эмоционально разрядить обстановку, и настроить к занатию.
Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем слушать, узнавать и знакомиться со звуками.
Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумаги, постукивание молотком). Отгадывание детьми источников звука, исходящих из ширмы. Значит, звук – это то, что звучит. Мы с вами говорим, произносим звуки, а животные – издают звуки. А, сейчас я проверю, кто внимательно слушал: мы с вами произносим буквы или звуки? Звук – звучит, а буква – молчит. Буква – это обозначение звука.
Дифференциация гласных звуков от согласных.
Жили-были гласные и согласные звуки. Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть и петь) Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, и, ы, э) В каком замке они живут? (В красном замке) Каким кругом вы их обозначаете? (Красным). Слайд красного круга. Далее слайд «человечков-символо»
А какие звуки называются согласными? (Которые не поются, не тянутся) Например, какие согласные звуки вы знаете? Согласные звуки какими бывают? ( Твердыми и мягкими; звонкими и глухими) Как отличить звонкий звук от глухого? (Приложить руку к горлышку и горлышко задрожит)
В каком замке живет согласный твердый звук? (В синем) И каким квадратиком обозначаем? ( Синим, слайд синего квадратика). (Следующий слайд) Значит, согласные твердые звуки бывают: звонкими и глухими.
В каком замке живет согласный мягкий звук? ( В зеленом) И каким квадратиком обозначаем согласный мягкий звук? (Слайд Зеленого квадратика). (Следующий слайд) И, мягкие согласные звуки бывают: звонкими и глухими.
Физ.минутка «Аист»
Выделение звука А, У, Э на слух. Игра «Поймай звук в слове»
И – ромашка, игра, сумка, машина
А – автобус, икра, мак, услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.
У – рука, стол, стул, утка.
Игра «один-много».
Я буду говорить про один предмет, а вы про много: уж - ужи, оса - осы, игра -игры, апельсин – апельсины, этаж – этажи.
Определение звука в начале, середине и в конце. Игра «Где звук?»
Звук О: осы, козы, облако.
Звук И: ива,книга.
Звук А: арбуз, рак, груша.
Определение количество слогов и их последовательности, значение слогообразующей функции гласного звука.
Ребята, как можно проверить длину слова и узнать, сколько слогов в слове? Можно отхлопать, определить шагом, прыжками, опусканием подбородка. А, еще помогут определить нам количество слогов в слове гласные звуки. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Можно ли переставлять слоги в словах? Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена.
Хочу вам рассказать еще одну сказку. Хотите послушать?
Однажды друзья: слон, жираф, мартышка и черепаха – пришли в гости к удаву. Но зайдя в дом, за длинным телом не увидели головы.
- Давайте шагать вдоль его тело, доберемся до головы и будем беседовать, - решили друзья!
- Шагайте от хвоста, - советует хозяин, - только каждый пусть сделает столько шагов, сколько слогов слышится в его названии.
- Дети, интересно, кто ближе всех подойдет к глазам и ушам удава? Давайте попробуем прошагать от хвоста. Я вам раздам игрушки, которые соответствуют героям.
Первым зашагал слон (слон делает один шаг). Почему, вы догадались? Правильно, в слове «слон» один слог. Затем отправился жираф. Сколько он сделал шагов? (два) Пришла очередь мартышки и черепахи. Как думаете, кто больше шагов сделает? В слове «мартышка» 3 слога, в слове «черепаха» 4 слога. Но и она не смогла добраться до головы удава. А что нужно сделать удаву, чтобы его друзья оказались рядом? Свернуть свое тело в кольцо. Так они и сделали. И друзья были рады встрече»