Данная разработка знакомит детей дошкольного возраста с промыслами России: Дымка, Хохлома, Городец. Может помочь воспитателям, музыкальным руководителям, учителям - логопедам в работе с детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей по теме;
- разностороннее развитие детей: умственное, нравственное, эстетическое, духовное, физическое;
- воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно – прикладного искусства, фольклору России;
- создавать эмоционально – речевое общение со сверстниками и воспитателем в ходе организованной образовательной деятельности.
Ход занятия:
Учитель - логопед: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Буратино. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».
Ребята, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили русские люди)
Учитель - логопед: Да, русские люди – удивительный народ.
Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Речевая игра «Доскажи словечко»
Учитель - логопед: Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.
Занятие сопровождается слайдами из презентации.
Учитель - логопед: Мы отправляемся в древнее село – Дымково. (Показывает дымковскую игрушку)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Учитель - логопед: Как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские игрушки.
Учитель - логопед: Из какого материала они изготовлены?
Дети: Из глины.
Учитель - логопед: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?
Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.
Речевая игра «Дымковские барыни»
(На экране Городец и предмет городецкой росписи)
Коль на досточке певица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица
Это значит … (Городец)
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец.
в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).
Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?
Дети: цветов, листочков.
Физкультминутка «Едем в Городец»
Музыкальный руководитель:
Листочки, ягодки, цветочки
Стебелёчек завитой,
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Красоту такую люди
Называют…(Хохломой)
Да, сейчас мы в русском селе – Хохлома! (Показывает хохломскую игрушку)
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
- Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?
Дети: из дерева.
Музыкальный руководитель:
– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?
Дети: Из травки, листочков, ягод.
Музыкальный руководитель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком». А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая
хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?
Дети: Это место где продают разные товары.
Музыкальный руководитель: Ярмарка - это праздник, веселье, торговля, гуляние.
Хоровод «Ярмарка»
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какие клубочки я купила на ярмарке.
Музыкальная пальчиковая игра «Клубок катится»
(в конце клубок прикатился к Мастерице)
Воспитатель обращает внимание детей на мастерицу.
Мастерица
Есть в России старинный город — Павловский Посад. Расположен он на зеленых берегах реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Платки и шали носили и простые люди, и важные персоны, носили яркие платки на голове, плечах. В орнаменте шалей в основном используются мотивы пышных букетов из садовых цветов: розы, георгины, пионы, лилии, ромашки и много листьев.
Я предлагаю вам поработать в моей мастерской и стать народными мастерами и художниками. У вас на столе лежат незаконченные Павлопосадские платки. Нужно украсить разноцветные платки кистями. Приступаем к работе.
Самостоятельная продуктивная деятельность «Платки с кистями»
Воспитатель подводит итог занятия: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Где вы сегодня побывали? Посмотрите на выставку, какие чудесные платки у нас получились. Вы настоящие мастера и мастерицы.