Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Из чего состоит молоко?»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №32 «Брусничка»
Исследовательский проект
«Из чего состоит молоко?»
Участник:
Рыженко Анжелика, 6 лет
Руководитель: воспитатель Баширова Г.Я.
Оглавление
1. Паспорт проекта 3
2. План проекта 4
3. Аннотация 5
4. Теоретическая часть 6
4.1 Польза и вред молока 6
4.2 Молочнокислые продукты 6
4.3 Питательные вещества в молоке 6
5. Практическая часть 7
5.1 Описание опытов 7
6. Выводы и заключение 11
5. Информационные ресурсы 12
Паспорт проекта
Тема проекта
«Из чего состоит молоко?»
Образовательная область
Познание
Цель проекта
Узнать, какие питательные элементы содержатся в молоке
Задачи проекта
помочь детям узнать, что молоко входит в состав молочных продуктов (сливок, творога, сметаны, кефира, ряженки, йогурта, мороженого, сыра, масла)
формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телепередач)
развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое
воспитывать умение работать в команде, желание делиться информацией;
участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности;
привлечь родителей в работу над проектом.
Сроки реализации проекта
26.02.18 -12.03.18 (2 недели)
Ожидаемые результаты
Если дети больше узнают о составе молока и молочных продуктах и их пользе через собственную исследовательскую деятельность, то у них появится желание употреблять молочные продукты в пищу.
План проекта
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность ребенка и родителей
Выявление проблемы и определение цели проекта
Формулирование проблемы. Определение задач проекта и его продукта.
Осознание проблемы. Принятие задач проекта.
Организация работы над проектом
Разъяснение информации. Планирование и организация деятельности.
Систематизация полученной информации, планирование своей деятельности.
Практическая деятельность по решению проблемы
Оказание стимулирующей помощи детям и родителям. Осуществление контроля.
Поиск интересных опытов на выявление питательных веществ, содержащихся в молоке.
Продуктивная деятельность
Оказание практической помощи детям и родителям. Осуществление контроля.
Проведение опытов с молочными продуктами.
Информационно-презентационный
Организация выступления родителя участника проекта на заседании семейного клуба «На пороге школы», помощь в подготовке презентации.
Выступление родителя участника проекта на заседании семейного клуба «На пороге школы».
Аннотация
Однажды на завтрак детям подали творожную запеканку и многие дети, как обычно, даже не притронулись к ней. Я спросила, почему же они не едят такую вкусную и полезную запеканку, ведь сгущённое молоко, йогурт и мороженое ребятишки любят. «Так это совсем другое дело», - последовал ответ.
После завтрака я предложила поговорить о молоке и молочных продуктах. Во время беседы я не спешила с подсказкой ответов на мои вопросы, как, впрочем, и на детские. Мы вместе думали, где можно найти ответы на интересующие нас вопросы. «В энциклопедиях» - сказала Анжелика. «В библиотеке», - добавил Адам, «В Интернете», - подсказал Ярослав.
Мы решили, что каждый из нас будет рассказывать всё, что узнает о молоке и молочных продуктах, будь это: сказка, стихотворение, рассказ, потешка или любая другая информация. Это будет наша молочная «копилка». А я пообещала детям приготовить интересные опыты и эксперименты. И работа началась.
Начала я свою работу над проектом с составления плана. Выглядел он так:
Вовлекла детей в решение проблемы через мотивацию;
Наметила план движения к цели;
Обсудила план работы с родителями;
Наметили план работы всех участников проекта (детей, воспитателя, родителей)
После того, как составила план работы, приступила к его осуществлению.
Вначале подобрала теоретический материал, который в дальнейшем закрепили с детьми интересными опытами, выполняемыми под моим присмотром Рыженко Анжеликой.
Теоретическая часть
Польза и вред молока
Польза коровьего молока для организма несомненна — оно является богатейшим источником витаминов и минералов. Лактоза, содержащаяся в составе, полезна для сердца. Однако молоко следует употреблять с осторожностью. Людям с непереносимостью лактозы оно противопоказано. Людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени или поджелудочной железы следует также воздержаться от употребления молочного и выбирать для рациона кисломолочные продукты.
Молочнокислые продукты
Кисломолочные продукты содержат огромное количество живых бактерий и других микроорганизмов. Оказывается, молоко можно предварительно обработать, прежде чем оно начнёт скисать. Таким образом, можно получить молочнокислые продукты.
Питательные вещества в молоке
В молоке очень много белков. Белки - это строители организма. А приятный сладковатый вкус молоку придаёт лактоза. Есть в молоке и жиры, а жир - источник энергии, поэтому мы можем танцевать, бегать, резвиться.
Кальция в молоке содержится столько, что один выпитый стакан молока обеспечит нас крепкими костями и хорошими зубами, а так же сильными мышцами. Дети захотели убедиться в том, что эти составляющие действительно присутствуют в молоке.
Практическая часть
Описание опытов
Опыт №1 Плавающие жиры
Настала пора опытов. Сначала проверили молоко на наличие жиров. Дети все знают, что моющее средство для мытья посуды растворяет жир. Я и Гульнара Ямильевна налили в тарелочки молоко, капнули в них по две капли пищевого красителя, обмакнули ватную палочку в моющее средство и увидели, как шарики жира стали разбегаться по всей тарелке, а молоко стало расцвечиваться причудливыми узорами. Моющее средство растворило жир.
Рисунок 3. Капельки жира разбежались по тарелке
Рисунок 1. Молоко и «растворитель» жира
Рисунок 2. Краситель в молоке
Опыт №2 Скисание молока и хлопья белого цвета
На следующий день оставили молоко на сутки в группе на окне. «Что с ним произойдёт?» - спросила Гульнара Ямильевна. Я предположила, что оно скиснет. Так и оказалось, молоко скисло в комнате на второй день. А на поверхности стакана в мутно желтом растворе плавали хлопья белого цвета. Когда Гульнара Ямильевна процедила скисшее молоко, она объяснила, что оставшаяся масса – это творог, который в производстве получают, добавляя в молоко молочную кислоту. Добавив её, получают кефир, йогурт, ряженку, варенец.
Рисунок 5. Оставляем в теплом месте
Рисунок 4. Разливаем молоко
Рисунок 9. Процеживание через марлю
Рисунок 8. Отделение сыворотки
Рисунок 7. Результат на 2 день
Рисунок 6. Полученная масса
Опыт №3 Получение творога
Мне стало интересно, а если добавить в не скисшее молоко кислоту, получится ли творог? Для этого мы взяли два стакана молока и под чутким руководством воспитателя добавили в один ложку уксусной кислоты, а в другой сметану 15%. Мы сразу же увидели, как те же самые хлопья, что мы были раньше, всплывали. Этот способ помогает быстрее получить из молока мой любимый творог.
Рисунок 13. Сметана в молоке
Рисунок 11. Молоко и уксус
Рисунок 15. Творог
Рисунок 14. Полученный творог
Рисунок 12. Техника безопасности
Рисунок 10. Сметана и молоко
Опыт №4 Крахмал в молоке?
Вернувшись из садика домой, я услышала разговор мамы и папы о том, что молоко бывает некачественным. Как это? – подумала я. И с этим вопросом на следующий день я пришла к Гульнаре Ямильевне, и она рассказала мне о том, что, к сожалению, в продажу иногда поступает некачественное молоко. Ведь недобросовестные производители добавляют в молоко крахмал. Качество молока на заводе определяют в лаборатории. Мы же попытались сделать это в группе. Из умных книг узнали, что если капнуть капельку йода в молоко с примесью, то оно синеет, а чистое желтеет. Мы увидели, что молоко, которое дают нам на полдник пожелтело, а значит, является качественным.
Рисунок 18. Молоко желтое - качественное
Рисунок 17. Капаем йод в молоко
Рисунок 16. Йод и молоко
Выводы и заключение
На основании проделанной работы мы сделаны выводы о том, что:
Жир плавает в молоке в виде множества мелких капелек.
Молоко следует хранить в прохладном месте для продлевания срока годности.
Когда молоко скисает, на его поверхности образуются хлопья – будущий творог.
В домашних условиях, добавив в молоко сметану или уксусную кислоту, можно получить творог.
Молоко бывает некачественным из-за добавленного в него крахмала.
Информационные ресурсы
Дубровин Иван «Все об обычном молоке» - Эксмо-Пресс, Яуза, Москва.
Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В. В. Колбанова. - СПб.: Акцидент,1994.
Лаптев А. К. Тайны пирамиды здоровья. - СПб. ,1998.
Обухова Л. А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО»,2007