kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование сюжетной игры в работе логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о сюжетной игре в работе логопеда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование сюжетной игры в работе логопеда»

Использование сюжетной игры в работе логопеда как инновационная форма организации занятий с детьми.

В работе логопеда сюжетную игру можно использовать как элемент фронтального или подгруппового занятия, как индивидуальную работу с одним или несколькими детьми, как итоговое занятие по лексической теме. Так же в сюжетной игре воспитатель по заданию логопеда может закреплять пройденный ранее материал.

К трем годам жизни дети овладевают условными предметными действиями, посредством которых они развертывают самостоятельную игру. Действия с предметами «понарошку» подготавливают возможность понимания ребенком, что он и сам в игре может быть кем-то иным – мамой, доктором и т. д. Трехлетний ребенок уже способен овладеть ролью – более сложным смысловым и структурным узлом игры.

Ролевое поведение всегда имеет два аспекта: первый – характерные для роли действия с предметами (доктор делает укол, шофер ведет машину); второй – ролевая речь, обращенная к партнеру (доктор узнает у пациента, что его беспокоит, учитель спрашивает ученика и выслушивает его ответ). Поэтому, чтобы полноценно владеть игровой ролью, ребенку необходимо уметь не только осуществлять определенные условные предметные действия, но и говорить с партнером как носителем другой игровой роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Петя с Машей), т. е. уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Таким образом, дети четвертого года жизни умеют принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное игровое взаимодействие, элементарный игровой диалог с партнером по игре.

Во время индивидуального логопедического занятия с ребенком для развития диалогической речи и закрепления знаний по лексическим темам можно использовать сюжетную игру с «взаимодополнительными» ролями. Пары взаимодополнительных ролей составляют непосредственное смысловое целое (мама – дочка, врач – больной, продавец – покупатель, учитель – ученик и т. п.). Основную роль (мама, врач, продавец, учитель) берет на сея взрослый, он же контролирует ход игры, задает ребенку вопросы, если нужно, дает образец речи, а так же следит, чтобы акцент игры не смещался с ролевого взаимодействия, диалога между партнерами на предметные действия.

Если дети уже неплохо усвоили игровые навыки и способны поддерживать ролевой диалог, то логопед может усложнять игру с детьми в определенной последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль (дочка, больной, покупатель, ученик); в дальнейшем взрослый берет на себя дополнительную роль, тем самым давая возможность ребенку проявить инициативу в игре; затем взрослый уступает дополнительную роль другому ребенку, т. е. в игре уже участвуют несколько детей.

Непременным условием игры взрослого с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я – доктор, я лечу больного мишку» и т. п.) и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли («заходите, больной» и т. п.), так как на этом этапе дети еще не обозначают вербально свою игровую роль. Можно задать дополнительные вопросы для закрепления понимания роли: «Ты доктор? Ты лечил больного мишку?»

Как отмечалось выше, чтобы выделить для детей ролевой диалог как необходимое условие совместной игры, целесообразно пользоваться минимальным числом игрушек. Такую игру имеет смысл развертывать и на прогулке, когда ограничение числа игрушек является вполне естественным. При соблюдении данного условия центр игры будет смещаться с предметных игровых действий на разговор персонажей. Т. е. данный вид игры может проводить воспитатель по заданию логопеда. В такой игре и закрепляются знания детей по темам, и активизируется их речь, и дети осуществляют наиболее приемлемый для них в этом возрасте вид деятельности – игру.

Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы. Одним из них является создание чисто разговорной ситуации с помощью очень простой игрушки – телефона. Ввести дошкольников в такую смысловую ситуацию можно, организовав первоначальную игру по мотивам известного стихотворения К. И. Чуковского «Телефон».

Игра с помощью телефона строится на основе уже известных детям сюжетов с парными взаимодополнительными ролями («дочки-матери», «больница», «магазин» и др.). Если первоначально в таких играх дети будут отвечать скупо, односожно, то можно подсказать содержание ответов («Маша, а ты скажи: Это больная звонит. Доктор, у меня высокая температура». И т. д.). на первых порах желательно привлекать к игре детей с хорошо развитой речью, легко вступающих во взаимодействие со взрослыми. С застенчивыми, медлительными лучше начинать игру один на один, без сковывающего присутствия наблюдателей-сверстников.

На следующем этапе взрослый не только развертывает «телефонный» ролевой диалог с каждым из участников поочередно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Наиболее подходящим для такой игры является набор «семейных» ролей: мама – папа – дочка (сын), мама – бабушка – дочка и т. п.

Еще одним приемом, способствующим развитию умения называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог, является организация игры с небольшой подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия («Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» и т. п.). Здесь взрослый берет на себя роль первого появляющегося в сказке персонажа Мышка-норушка, волк, колобок) и последовательно вовлекает детей в игру, развертывая ролевое взаимодействие поочередно с каждым.

Игры со сказочными сюжетами также очень удобно проводить на прогулке. Теремок, домик поросят может быть обозначен чертой на земле, скамейками. Для таких игр не нужны игрушки и ролевые атрибуты, достаточно словесного обозначения ролей. Действия персонажей по смыслу сюжетов обычно ограничивается речевой и двигательной активностью. Игра должна быть импровизацией, а не «театральным действием» - не следует требовать от детей точного воспроизведения сказки, достаточно воссоздания её общего смысла.


Дети пятого года жизни могут изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёра, менять игровую роль и вновь обозначать её для партнеров в процессе развертывания игры. Т. е. в процессе игры ребенок может менять несколько ролей, вести ролевой диалог от лица нескольких персонажей. Например, в игре «больница» педагог играет роль врача, а девочка может быть сначала мамой, у которой заболела дочка (кукла), а потом медсестрой, которая эту «дочку» «лечит».

Также в этом возрасте целесообразно начинать игру без предварительного рассказывания сюжета. В такой игре начинают проявляться творческие способности детей, дети учатся импровизировать, сочинять свой сюжет игры.


На шестом году жизни появляется следующая линия развертывания сюжетной игры – игра-фантазирование. В такой игре необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. В начале игры необходимо определить лишь ее тему в общем виде, а дальнейшие события «нарастают», как снежный ком.

Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением.

Т. о. этот вид игры можно использовать в логопедической работе как итоговое занятие, как завершающий элемент занятия, плавно переходящий в самостоятельную игру. Предполагается свободное владение речью хотя бы большинства детей, умение поддерживать диалог, развитое умение взаимодействовать в игре и богатая фантазия у детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Использование сюжетной игры в работе логопеда

Автор: Крайнюченко Наталья Олеговна

Дата: 26.01.2019

Номер свидетельства: 497285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Использование пескотерапии в работе логопеда "
    ["seo_title"] => string(50) "ispol-zovaniie-pieskotierapii-v-rabotie-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "159257"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421861682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "«Использование информационно-компьютерных технологий  в логокоррекционной работе» "
    ["seo_title"] => string(90) "ispol-zovaniie-informatsionno-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-v-loghokorriektsionnoi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "131979"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252611"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "« Использование схем наглядного моделирования в работе учителя-логопеда для повышения ее эффективности»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_skhem_nagliadnogo_modelirovaniia_v_rabote_uchitelia_logopeda_dlia_p"
    ["file_id"] => string(6) "526935"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1573668694"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Использование приемов здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-priiemov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "231958"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442683743"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Проблемы письменной речи "
    ["seo_title"] => string(28) "probliemy-pis-miennoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419005388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства