kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры для развития фонематического восприятия у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры для развития фонематического восприятия у детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры для развития фонематического восприятия у детей»


ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ


Поиграйте с ребёнком:

  1. Упражнение «Внимательные ушки».


Взрослый произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически.

Например, груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д., кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза; лужи-лыжи т.д.


  1. Дифференциация слогов

Взрослый говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.


  1. Дифференциация фонем.

Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, НАПРИМЕР, с-з, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.


4. Игра «Слушай, не зевай».

Приготовьте разноцветные картонные кружки.

«Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Когда услышишь в слове звук «б», покажи синий кружок. (То же на звуки п, в, ф, д, т или другие).

На твердый согласный ребенок должен поднимать синий кружок, на мягкий согласный - зеленый, на гласные - красный, на звонкий согласный - карточку с колокольчиком, на глухой согласный - карточку с перечеркнутым колокольчиком. Сначала ребенок должен научиться выделять один звук, а затем можно учить различать, например, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

Проговаривайте слова, произнося нужный звук громче других звуков.


5. Игровое упражнение «Определи место звука в слове».

Определи, какой по счёту звук Ш в словах: - машина, шина;

С - сон, нос, носок, сок, кусок;

Ч - чай, качай, получай; Щ - щи, овощи, клещи, лещ и т.п..


6. Игра «Определи порядок слогов в слове».

Какой первый слог в слове весна. А как звучит второй слог?

То же - со словами навес, банка, кабан, камыш, мышка, чайка, качай...


7. Учите считать количество слогов в слове. Каждый слог можно отхлопать или прошагать. Также определяйте в каждом слоге гласный звук. Познакомьте ребенка с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».


8. Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с остановками между звуками, ребёнок называет целое слово.

Сначала предлагаются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок выполнит задание быстро, то можно дать более длинные слова – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например: с-ы-н, д-о-м; в-а-з-а, м-у-х-а; м-и-с-к-а, л-а-м-п-а.


9. Игра «Не ошибись».


Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на неё.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.


- В Африке найдём не раз мы кокос и (ананас).

- Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).


10. Найди слова, отличающиеся одним звуком. Какой это звук? Перед каким и (или) после какого звука он появился?


КОШКА, КРОШКА,

КОТ, КРОТ,

ПОЛ, ПОЛК,

КОЛ, УКОЛ, и др...

11. Предложите ребенку внимательно прочитать или повторить, и найти, а затем списать или произнести только правильно написанные слова:

КОШКА – КШКА – КОШОКА,

БАНАКА – БАНКА – БНКА,

МСКА – МИСИКА – МИСКА…

12. Учите различать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова, например: «Объясни, как ты понимаешь слово ручка?» Аналогично можно рассмотреть значение слов коса, иголки, ключ и другие.

Что это такое: плоды – плоты, роса-роза, кость-гость. Какими звуками отличаются эти слова?

13. Учите прислушиваться к окончаниям слов. Один человек или много людей – поет, поют; танцует, танцуют…

14. Можно попросить ребенка произнести слова парами: «пришел – ушел», «залез – слез» и др., старший дошкольник должен уметь объяснить лексическое значение этих слов и слышать, называть отличающиеся части слов.


15. «Повторялки»

Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя.

АУИО

ИАУО

УИОА

Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

ТУ—КА—ПО

ВЫ—КА—ТУ

ХО—НУ—МЫ

ТУ—БА—ДО

Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по звонкости — глухости, легко произносимыми согласными звуками.

ПА—БО—ПЫ

ГО—КУ—ГА

ТО—ДУ—ТЫ

Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже.


ПОЛЕНО—КОЛЕНО

УТКА — ДУДКА

БАТОН — ЛИМОН

БУКЕТ—ПАКЕТ


Ком—дом—том

Пакет — макет — букет

Буквы — клюква — тыква

Главное в данной ситуации не домысливать и не договаривать слова за ребенка. Когда он произносит слово неправильно, то сначала говорите, как будто вы не знаете такое слово и не понимаете, что он хочет вам сказать. Затем скажите нужное слово правильно, попросите ребенка повторить так же, а потом повторить слово три раза и запомнить, как оно произносится. Обратите внимание на то, что только так вы и окружающие люди сможете понимать ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Игры для развития фонематического восприятия у детей

Автор: Пестрикова Татьяна Александровна

Дата: 13.12.2021

Номер свидетельства: 594428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Игры для развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(76) "igry_dlia_razvitiia_fonematicheskogo_vospriiatiia_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "624139"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1674715017"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Игры на развитие фонематического восприятия и слуха"
    ["seo_title"] => string(55) "igry_na_razvitie_fonematicheskogo_vospriiatiia_i_slukha"
    ["file_id"] => string(6) "558617"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1601255368"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_fonematicheskogo_vospriiatiia_u_detei_doshkolnogo_vozrasta_s_tiazhelymi"
    ["file_id"] => string(6) "489448"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544193460"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Дидактические игры для развития фонематического слуха, слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза "
    ["seo_title"] => string(120) "didaktichieskiie-ighry-dlia-razvitiia-foniematichieskogho-slukha-sloghovoi-struktury-slova-zvukovogho-analiza-i-sintieza"
    ["file_id"] => string(6) "236846"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444160117"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Картотека дидактическх игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам/"
    ["seo_title"] => string(80) "kartotieka_didaktichieskkh_ighr_na_razvitiie_foniematichieskogho_vospriiatiia_i_"
    ["file_id"] => string(6) "372399"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482391299"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства