Просмотр содержимого документа
«Игры для развития фонематического восприятия у детей»
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ
Поиграйте с ребёнком:
Упражнение «Внимательные ушки».
Взрослый произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически.
Например, груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д., кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза; лужи-лыжи т.д.
Дифференциация слогов
Взрослый говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.
Дифференциация фонем.
Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, НАПРИМЕР, с-з, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
4. Игра «Слушай, не зевай».
Приготовьте разноцветные картонные кружки.
«Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Когда услышишь в слове звук «б», покажи синий кружок. (То же на звуки п, в, ф, д, т или другие).
На твердый согласный ребенок должен поднимать синий кружок, на мягкий согласный - зеленый, на гласные - красный, на звонкий согласный - карточку с колокольчиком, на глухой согласный - карточку с перечеркнутым колокольчиком. Сначала ребенок должен научиться выделять один звук, а затем можно учить различать, например, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Проговаривайте слова, произнося нужный звук громче других звуков.
5. Игровое упражнение «Определи место звука в слове».
Определи, какой по счёту звук Ш в словах: - машина, шина;
Какой первый слог в слове весна. А как звучит второй слог?
То же - со словами навес, банка, кабан, камыш, мышка, чайка, качай...
7. Учите считать количество слогов в слове. Каждый слог можно отхлопать или прошагать. Также определяйте в каждом слоге гласный звук. Познакомьте ребенка с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
8. Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с остановками между звуками, ребёнок называет целое слово.
Сначала предлагаются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок выполнит задание быстро, то можно дать более длинные слова – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на неё.
Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.
Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.
- В Африке найдём не раз мы кокос и (ананас).
- Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
10. Найди слова, отличающиеся одним звуком. Какой это звук? Перед каким и (или) после какого звука он появился?
КОШКА, КРОШКА,
КОТ, КРОТ,
ПОЛ, ПОЛК,
КОЛ, УКОЛ, и др...
11. Предложите ребенку внимательно прочитать или повторить, и найти, а затем списать или произнести только правильно написанные слова:
КОШКА – КШКА – КОШОКА,
БАНАКА – БАНКА – БНКА,
МСКА – МИСИКА – МИСКА…
12. Учите различать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова, например: «Объясни, как ты понимаешь слово ручка?» Аналогично можно рассмотреть значение слов коса, иголки, ключ и другие.
Что это такое: плоды – плоты, роса-роза, кость-гость. Какими звуками отличаются эти слова?
13. Учите прислушиваться к окончаниям слов. Один человек или много людей – поет, поют; танцует, танцуют…
14. Можно попросить ребенка произнести слова парами: «пришел – ушел», «залез – слез» и др., старший дошкольник должен уметь объяснить лексическое значение этих слов и слышать, называть отличающиеся части слов.
15. «Повторялки»
Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя.
АУИО
ИАУО
УИОА
Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
ТУ—КА—ПО
ВЫ—КА—ТУ
ХО—НУ—МЫ
ТУ—БА—ДО
Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по звонкости — глухости, легко произносимыми согласными звуками.
ПА—БО—ПЫ
ГО—КУ—ГА
ТО—ДУ—ТЫ
Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже.
ПОЛЕНО—КОЛЕНО
УТКА — ДУДКА
БАТОН — ЛИМОН
БУКЕТ—ПАКЕТ
Ком—дом—том
Пакет — макет — букет
Буквы — клюква — тыква
Главное в данной ситуации не домысливать и не договаривать слова за ребенка. Когда он произносит слово неправильно, то сначала говорите, как будто вы не знаете такое слово и не понимаете, что он хочет вам сказать. Затем скажите нужное слово правильно, попросите ребенка повторить так же, а потом повторить слово три раза и запомнить, как оно произносится. Обратите внимание на то, что только так вы и окружающие люди сможете понимать ребенка.