kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры на развитие фонематического восприятия и слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры на развитие фонематического восприятия и слуха для детей 5-6 лет

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие фонематического восприятия и слуха»

Консультация для родителей.

Тема: «консультация для родителей игры на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет?»

МАДОУ «СЦРР-ДС Золотой ключик»







































Логопед - Матинина Маргарита Ринатовна.





22.10. 2020 г.

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова.

Дети с развитым фонематическим восприятием говорят чисто, так как их мозг чётко воспринимает все звуки речи. У детей с нарушением фонематического восприятия страдает не только звукопроизношение, но и само понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы и слова с этими фонемами звучат для них одинаково, например, крыса-крыша, птица-пицца, рожки-ложки и тому подобное. Правильное развитие фонематического восприятия и фонематического слуха лежит в основе усвоения навыков чтения и письма. Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Чтобы правильно произносить звуки, необходимо уметь их четко различать.

В процессе слушания основную роль играет процесс обработки слуховой информации, что в итоге дает нам возможность обучаться и развивать когнитивные навыки. Фактически, мы слышим нашим мозгом, а не ушами. Уши являются приемником и передатчиком в мозг «необработанной» информации для дальнейшего её анализа. Если нарушений нет, то слуховые центры мозга быстро и корректно производят расшифровку.

Качество интерпретации поступающей в мозг информации зависит от уровня навыков слухового восприятия / обработки. В возрасте до трех лет мозг является наиболее восприимчивым для развития языковых навыков. В этот период в языковых центрах мозга запечатлеется информация, состоящая из различных слов и звуков.

Как развивать у ребенка фонематический слух?

Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения не задумываясь об этом, это и потешки и песни прибаутки, и колыбельные, звукоподражание животным.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других.

1.«Угадай, что звучит?» Взрослый показывает детям любые музыкальные игрушки или предметы издающие звуки молоток –стучит, карандаш в стакане издает звон, гвозди в банке или спички в коробке – гремят, бумага шуршит и т.д. Предлагает послушать, как предметы звучат, а потом закрывает ширмой, коробкой, книгой и предлагает отгадать звучащий предмет.

2.«Жмурки» или «Кто позвал?» Забытая, но такая любимая с детства игра «Жмурки». Ведущему завязывают глаза и зовут или хлопают, ребенок должен поймать игроков, задев его рукой. «Кто позвал?». Водящий отворачивается и его по имени окликают игроки, он должен определить кто его позвал.

3.«Сломанный телефон». Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим и вызывает всеобщее веселье.

4.«Придумай слово с заданным звуком». Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук.

5.«Цепочка слов» – аналог всем известной игры «Города». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий называет свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз.

6.«Хлопни в ладоши». Показать картинку громко и четко назвать ее, например - вагон. Затем следует объяснение: «Я буду называть картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы должны хлопнуть в ладоши» Вагон, багон, вагон, фагон, магон и т.д. Усложняем игру (называем слова, где ребенок заменяет звук). Хлопок в ладоши заменяем на топот, поднятие руки, карточки и т. д.

7.«Найди похожие слова» Коза-коса, ветка-сетка, кошка-мошка, мышка-мишка, двери-звери, дом-сом, ком, лом и т. д

8.«Какой звук есть во всех словах» Слон, белка, стул и т.д. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

9.«Инопланетянин» Играя в эту игру, учим ребенка запоминать и произносить правильно цепочки из слогов. К нам в гости прилетел пришелец. Он не умеет говорить на нашем языке, но очень хочет научиться. Давай его поучим я говорю, а ты повторяй. Потом поменяемся местами. Га-га-да-га. Жа-жа-ша-са. Примеры слоговых цепочек: Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за. Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша. Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла. Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща. За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа . (Аналогично с другими парами звуков) и т.д. если ребенок испытывает трудности, то количество слогов сокращаем до 3, затем увеличиваем

10.«Телеграфист». Предлагаем ребенку принять телеграмму, произносим раздельно звуки, а ребенок должен соединить, составить слово. Д …о…м, с…а…б…а...к…а (слова произносим, как слышим, а не пишем), р..а..д..у..г..а Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с, р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы, п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

11.«Придумай слова на заданный звук». Например: звук с (самолет, скакалка, соска, сачок, снегурочка и т. д.

12.«Сломанный телевизор» Взрослый показывает артикуляцию звука, без голоса, а ребенок отгадывает.

13. «Поймай нужный звук хлопком».Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].То же с любыми другими звуками:Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова.

14.«Путаница» Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.

Hо едва туда вошла
Буква-озорница -
Очень странные дела
Hачали твориться…

Сели в лоЖку и — айда! -
По реке туда-сюда!
Жучка буДку не доела:
Hеохота. Hадоело.

Тает снег. Течет ручей.
Hа ветвях полно Врачей.
Hа виду у детворы
КрыСу красят маляры.

Мама с Бочками пошла
По дороге вдоль села.
Врач напомнил дяде Мите:
«Hе забудьте об одном:

Обязательно примите
Десять Цапель перед сном».
Старый дедушка Пахом
Hа коЗе скакал верхом.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Закричал охотник

-Ой!

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке!

Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

Эти игры не требуют дополнительного оборудования или специально отведенного времени. В них можно играть по дороге в детский сад и домой, в поезде, машине, сидя на диване и т.д. Можно видоизменять, усложнять. А самое главное, они способствуют сближению родителей и детей.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры на развитие фонематического восприятия и слуха

Автор: Матинина Маргарита Ринатовна

Дата: 28.09.2020

Номер свидетельства: 558617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Серия дидактических игр по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза с использованием моделирования. "
    ["seo_title"] => string(133) "sieriia-didaktichieskikh-ighr-po-razvitiiu-foniematichieskogho-slukha-zvukovogho-analiza-i-sintieza-s-ispol-zovaniiem-modielirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180179"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425136718"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Картотека дидактическх игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам/"
    ["seo_title"] => string(80) "kartotieka_didaktichieskkh_ighr_na_razvitiie_foniematichieskogho_vospriiatiia_i_"
    ["file_id"] => string(6) "372399"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482391299"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Понятие о фонематическом слухе и его формировании. "
    ["seo_title"] => string(58) "poniatiie-o-foniematichieskom-slukhie-i-iegho-formirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "107632"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403358890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства