Просмотр содержимого документа
«"Играя - Развиваем речь ребенка"»
Игры для развития речи детей 2-3 лет.
Упражнение «Бегемотик» . Максимально широко открываем рот. Закрываем рот. Упражнение «Поцелуй маму». Вытягиваем губы трубочкой.
Упражнение «Покажи зубки». Растягиваем губы в улыбке.
Упражнение «Прогулка» .Движение языка вперед-назад, вправо-влево.
Упражнение «Надуй щеки». Поочередно надуваем и втягиваем щеки- «Щеки толстые-худые»
Упражнение «Язычок гуляет» Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.) В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)
Звук [А]
Упражнение «Птенчики». Малыш широко открывает рот(беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка витаминку. Ребенок произносит : “Ам» Кушать птенчики хотят, Маму ждут ,но не шумят, Мама зёрнышко несет! Открывай пошире рот!
Звук [И]
Упражнение «Улыбка». Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы. Улыбнулись губки, показались зубки. Губы улыбнулись, к ушкам потянулись. Звук [О]
Упражнение «Шарик». Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами , округляем губы и выдвигаем вперед : Шарик губками возьми, «О-о-о» тихонько потяни.
Звук [Э]
Упражнение «Мишка». Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помагает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала. «Э-э-э», -как мишка вы пропойте , Ротик широко откройте.
Звук [У]
Упражнение «Слоник». Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у». На слоненка погляжу , Губы трубочкой сложу.
Звук [Ф]
Упражнение «Зайка». Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя-слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то,что в «заборчике»между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать ,используется тактильный контроль- ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша. Ушки — на макушке, А зубки — на губке: Ф-ф-ф-ф-ф-ф! Звук [В]
Упражнение «Ветер».Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса. Сильный ветер налетел, Голосок у нас запел. Ручку к шейки прижимай, Голосочек подключай : в-в-в-в-в-в!
Звук [П]
Упражнение «Рыбка». Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы: Открывает рыбка рот, Да не слышно, что поет. Воздух в носик набирайся, «П» сквозь губы прорывайся!
Звук [Б]
Упражнение «Голосок». Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [П] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло( «домик» голоса). “Б» легко произнести, Голосочек подключи.
Упражнение “Язычок». (Стучим кончиком языка за верхними зубами.) Кто же так стучит — тук,тук? Язычок, наш верный друг.
Звук [Д]
Упражнение «Строим дом». Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами , как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом . Чтобы почувствовать работу голоса , используем тактильный контроль-прикладываем к горлу тыльную сторону ладони. Мы построить дом хотим. Работу язычкам дадим . Молоточки мы возьмем, Дружно гвоздики забьем . «Д» легко произнеси, Голосок свой подключи!
Звук [М]
Упражнение «Корова». Произносить звук [М], используя тактильный контроль. Взрослый произносит : «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого — ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя. «Му-му-му,- мычит корова.- Забодаю Таню с Вовой». Звук [Х]
Упражнение «Тёплый ветерок». Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. Иcпользуем тактильный контроль -ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого , затем у себя. Теплый воздух выдыхай, Свои ручки согревай!
Звук [С]
Упражнение «Язычок отдыхает». Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта. Язычок наш загорает. Лежит, спокойно отдыхает И тихонько напевает : «И-и-и».
Упражнение «Насос». Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук [С]. Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.
Список литературы:
1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Первая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c. 2. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c. 3. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 c. 4. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c. 5. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c. 6. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c. 7. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c. 8. Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 176 c. 9. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. - М.: Эксмо, 2012. - 112 c. 10. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c. 11. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c. 12. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
13. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c. 14. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. - 192 c. 15. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 c. 16. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c. 17. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 48 c. 18. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. - М.: АСТ, 2018. - 30 c. 19. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. - М.: АСТ, 2018. - 480 c.
20. Парфенова, Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности / Е.В. Парфенова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.
21. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 2-3 года дп / Т.П. Трясорукова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 224 c.