«Игра-развивает речь» (Развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией на создание предпосылок формирования у детей 3-7 лет системного видения мира)
Методическая неподготовленность к развивающему обучению математике, которая приводит процесс математического образования ребенка к неосознанному заучиванию и низким показателям успеваемости, необходимость реализации программ на уровне образовательных инновационных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Игра-развивает речь"»
Проект «Игра-развивает речь»
Подготовлено воспитателем:
Гимазитдиновой Юлией Викторовной
Паспорт проекта
1.
Тема проекта
«Игра-развивает речь» (Развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией на создание предпосылок формирования у детей 3-7 лет системного видения мира)
2.
Авторы:
Гимазитдинова Юлия Викторовна
3.
Тип проекта:
Практико-ориентированный
4.
Участники проекта:
Воспитанники дошкольного возраста, педагоги, родители
5.
Сроки реализации:
Долгосрочный, реализуется в течение учебного года, в полном цикле рассчитан на 4 учебных года.
6.
Характер участия:
Активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями и родителями
7.
Проблема:
Противоречие между методами и подходами к формированию элементарных математических представлений в ДОУ и начальной школе и отсутствие четкого разграничения целей дошкольной математической подготовки с целями школьными,
Методическая неподготовленность к развивающему обучению математике, которая приводит процесс математического образования ребенка к неосознанному заучиванию и низким показателям успеваемости, необходимость реализации программ на уровне образовательных инновационных технологий.
8
Актуальность
Необходимость повышения эффективности и качества образовательного процесса. Современные требования подготовки ребенка к школьному обучению математике на основе развивающих подходов. Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, формированию у дошкольников элементарных математических представлений, основ системного видения мира.
9
Цель:
Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, посредством игрового пространства
9
Задачи:
1.Организация работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей, оказание своевременной квалифицированной помощи педагогам. изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей.
2. Обновление содержания раздела «Первые шаги в математику» игровой технологией В. Высоковича «Сказочные лабиринты игры», «Кубы» Никитина.
3. Разработка системы планирования работы по познавательной деятельности и формированию логико – математических представлений детей 3-7 лет. 4. Организация образовательного игрового пространства, через обновление предметно- развивающей среды игровыми комплексами В. Высоковича, Никитина.
5. Отработка механизмов мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта.
5. Повышение информированности и заинтересованности родителей, как потребителей образовательных услуг.
10
Гипотеза:
Интеллектуальное развитие будет осуществляться эффективнее, если в практике ДОУ будет реализована игровая технология В. Высоковича «Сказочные лабиринты игры», «Кубы»Никитина,направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера, развитие активных форм мышления.
Введение
Необходимыми условиями качественного обновления общества является умножение и интенсивное развитие интеллектуального потенциала молодого поколения, выявление, поддержание и развитие одаренных детей. Развитие активных форм мышления детей дошкольного возраста в единстве с креативностью, может дать импульс на создание мощного ресурса, своего рода «интеллектуальной бомбы» будущих поколений.
Поскольку мы- дошкольники, являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят. Сегодня каждый педагог и руководитель осознают, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.
Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса и применяемых развивающих технологиях в ДОУ. «Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно – выверенных игровых методик, дети уже в дошкольном возрасте могут без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу- имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода- школьного детства.
Актуальность.
Демократические преобразования в Российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования. В частности, был разработан проект Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное школьное звено), в основе которой лежат: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.
Гуманизация образования предполагает его ориентацию на развитие личности ребенка, направленность на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. Таким образом, гуманизация образования, с одной стороны, предполагает максимально возможную индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, а с другой – требует внедрения образовательных технологий, обеспечивающих реализацию основных положений Концепции непрерывного образования на дошкольном и начальном школьном звене на содержательном материале. Необходимость применения таких технологий, которые бы обеспечивали преемственность, является чрезвычайно актуальной для практики обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема непрерывного преемственного математического образования дошкольников и младших школьников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения этих программ. Главной проблемой педагогов – воспитателей дошкольных образовательных учреждений является на сегодня необходимость реализации этих программ на уровне образовательных технологий.
Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Но, всем известно, что чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка.
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
И вот сравнительно недавно, среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр - Развивающие игры Воскобовича, Развивающие кубы Никитина. Все игры объединены по принципу постепенного и постоянного усложнения. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Дидактические игры В. Воскобовича неразрывны с развитием у детей логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает развивающую игру В. Воскобовича и Никитина важным средством развития мышления дошкольников.
Использование развивающих игр Воскобовича и Никитина в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития.
Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Его игры - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление... Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Сегодня, можно твердо сказать, что технологии Воскобовича и Никитина соответствует принципу «развивающего обучения», а её внедрение позволит выстроить процесс обучения математике на адекватных возрасту дошкольников видах деятельности - игровой, познавательно – исследовательской, и позволит обеспечить преемственность со школой в части содержания, форм и методов реализации.
Привнедрение игровой технологии В. Воскобовича в ДОУ, как инновации, возник ряд проблем:
1. Противоречие между методами и подходами к формированию элементарных математических представлений в ДОУ и начальной школе и отсутствие четкого разграничения целей дошкольной математической подготовки с целями школьными;
2.Методическая неподготовленность к развивающему обучению математике, которая приводит процесс математического образования ребенка к неосознанному заучиванию и низким показателям успеваемости, необходимость реализации программ на уровне образовательных инновационных технологий;
3.Отсутсвие системы планирования и механизмов мониторинга;
Участниками проекта являются – педагоги, дети, родители.
Тип проекта – практико – ориентированный, по срокам -долгосрочный.
Цель проекта - Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, посредством игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «Развивающие кубы Никитина.
Задачи проекта:
1.Организация работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей, оказание своевременной квалифицированной помощи педагогам. изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей.
2. Дополнение содержания раздела проекта игровой технологией В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «кубы» Никитина.
3. Разработка системы планирования работы по познавательной деятельности и формированию логико – математических представлений детей 3-7 лет. 4. Организация образовательного игрового пространства, через обновление предметно- развивающей среды игровыми комплексами В. Воскобовича, Никитина.
5.Отработка механизмов мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта.
5. Повышение информированности и заинтересованности родителей, как потребителей образовательных услуг.
Гипотеза проекта: Интеллектуальное развитие будет осуществляться эффективнее, если в практике ДОУ будет реализована игровая технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «кубы» Никитина, направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера, развитие активных форм мышления.
Принципы реализации проекта:
В процессе формированию у детей дошкольного возраста познавательной активности необходимо руководствоваться следующими принципами:
Принцип развития отражает четкую ориентацию познавательно- исследовательской деятельности на развитие личности.
принцип системности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых математических понятий;
Принцип дифференциации и индивидуализации, предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип проблемно-диалогического общения, как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности, предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательной- исследовательской (логико - математической) деятельности.
Принцип преемственности, обеспечивающий целенаправленный процесс математического образования ребенка по возрастам и подготовку к изучению математики в школе.
Этапы реализации проекта:
I-Подготовительный «Методический» (январь 2016г)
1. Разработка методического обеспечения подготовки будущего воспитателя к реализации технологии «Сказочные лабиринты игры»
2. Разработка методического обеспечения повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по осуществлению логико-математического развития ребенка дошкольного возраста.
3. Разработка методических рекомендаций по организации предметно -развивающей среды «Игровое пространство Воскобовича», «кубы «Никитина.
4. Комплектование пакета диагностических методик и методов мониторинга эффективности проекта, критериев оценивания.
II- Подготовительный организационно – педагогический (февраль 2016 г.)
1.Консультация для воспитателей «Новая жизнь старых игр»
III практический (январь -апрель 2017 г.)
1. Введрение в практику ДОУ игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «кубы «Никитина.
2.Оснащение игровой среды групп методическими комплексами В. Воскобовича. Создание условий для коллективных и индивидуальных игр.
3. Разработка авторских игровых занятий на основе дидактического материала В. Воскобовича, Никитина.
4.Презентации для родителей.
IV- заключительный, обобщающий (май- июнь 2017, полный цикл-2019, год)
Проведение заключительного мониторинга, оценки эффективности проекта;
Обобщение педагогического опыта. Выпуск комплекта методических методического мини-пособия для педагогов «Развиваемся, играя».
Диссеминация передового педагогического опыта в СМИ, конкурсах и печатных изданиях.
Конечные заключения(результаты) об эффективности можно будет осуществить по окончании полного цикла проекта (когда дети, на сегодняшний момент трехлетнего возраста пройдут полный цикл – 3 года)
Перечень форм и методов реализации проекта:
1.Познавательно – исследовательская игровая деятельность
2.Познавательное чтение
3.Конкурсы и викторины, математический КВН
4.Дидактические развивающие игры, игры-путешествия
5. Подвижные игры
6.Пальчиковые игры
7.Конструирование
8.Продуктивная деятельность, театрализованные игры
9.Творческая мастерская
Интеграция образовательных областей в рамках реализации игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»
Основной вид деятельности/ образовательная область
Интеграция образовательных областей
Познавательно – исследовательская/ познание
Коммуникация, социализация- коммуникативные игры, пальчиковые игры, игры на развитие моторики, беседы, беседы по картине, театрализованные игры
Художественное творчество- продуктивная деятельность, выставки, работа в творческой мастерской
Чтение художественной литературы- чтение познавательной литературы, сказок
Физическая культура- подвижные игры, хороводные игры, физкульминутки
Ресурсное обеспечение проекта:
Игровые «центры», оснащенные дидактическим комплексом В. Воскобовича, Никитина.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр ВВоскобовича, Никитина- конспекты совместной деятельности, сценарии КВН, развлечений и т.д.).
Конструкторы
Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
Технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» «Кубы» Никитина +Методическое обеспечение.
Диагностический инструментарий (результаты мониторинга) и критерии отслеживания эффективности проекта
Диагностика умственных способностей детей (форсированность логического мышления по Ж. Пиаже, диагностика основных мыслительных операций по В. В. Давыдову, Л. В. Занкову)
Уровень овладения игровой деятельностью -дидактической игрой. (Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство - пресс», 2011- 592 с.).
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Для детей:
1.Высокий уровень интеллектуального развития у детей;
2.Высокий уровень творческого воображения как основ креативности;
3.Высокий уровень овладения логико – математической, дидактической игрой;
5.Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, активности.
Для педагогов:
1.Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
2.Повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий.
3.Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по познавательной деятельности дошкольников.
4.Личностный и профессиональный рост.
5.Самореализация.
6.Диссеминация педагогического опыта
Для родителей:
1.Повышение уровня заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома;
2.Удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей на интеллектуальное развитие дошкольника.
Для ДОУ:
1.Повышения эффективности и качества образовательного процесса.
2.Обеспечение современных требований подготовки ребенка к школьному обучению математике на основе развивающих подходов.
3.Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, формированию у дошкольников элементарных математических представлений, основ системного видения мира.
4. Обеспечение преемственные связей со школой в постановке единых целей, методов и приемов обучения и воспитания подрастающего поколения.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций.
Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей, Смоленцева А. А., Пустовойт О. В
Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей Смоленцева А. А., Пустовойт О. В.
Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. -СПб.: ООО «Детство-пресс».
Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей, М.:Линка – пресс, 2006-128с.
Сказочные лабиринты игры. Игровая развивающая технология В. Воскобовича.
Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.ВоскобовичаПрактическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж- ИП Лакоценин Н. А.
Развивающие технологии в дошкольном математическом образовании. Практико-ориентированная монография. М.: “Классик – Стиль”.
Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. Монография. Воронеж: “МОТЭК “.
Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста- Михайлова З. А. и др.- -СПб.: ООО «Детство-пресс».