Буклет - памятка для родителей содержит в себе возрастные особенности речи ребенка в 3-4 года; правила, как развивать речь ребенка и несколько речевых игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Словарный запас ребенка 3 лет составляет примерно 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В словаре ребенка преобладают существительные и глаголы (названия предметов и явлений, а также действий). Но постепенно обогащается и словарь прилагательных, наречий и местоимений (мой, твой, наш, ваш и др.). Появляются и числительные (например: один помидор, много груш).
Ребенок может объединить картинки предметов в группы по назначению, начинает употреблять в речи обобщающие слова («посуда», «обувь»).
Ребенок может назвать не только сам предмет, но и его части (у кастрюли есть крышка).
Обычно дети 3 лет говорят короткими фразами из 3-4 слов, постепенно к 4 годам фраза становится более длинной и более развернутой.
В этом возрасте у ребенка наблюдается множество грамматических ошибок в согласовании слов в роде, числе и падеже («много карандашов»).
Ребенок в 3 года уже может достаточно развернуто ответить на вопросы взрослого – фразой из 3-4 и более слов.
Дети могут пересказать сказку, описать игрушку или картинку с помощью взрослых.
Дети с удовольствием участвуют в диалогах – инсценировках или придумывают новые приключения своих игрушек. Они уже могут сами установить причинно – следственные связи и сделать умозаключение.
Речь ребенка ситуативная – то есть понятна только взрослому, который находится рядом с ребенком.
Как развивать речь в 3-4 года.
Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:
В разговорах с малышами не отвечать сразу же на вопрос ребенка к Вам, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.
С детьми, которые «не хотят» говорить и вместо речи используют жесты, использовать прием «непонимания ребенка» в проблемной жизненной провоцирующей ситуации.
Используйте обычное общение дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми, игр с ними. Вы будете развивать речь ребенка по ходу обычных дел семьи.
Если мы хотим, чтобы развивалась речь ребенка, то и говорить во время наших речевых игр и занятий должен малыш, а не взрослый.
Если Вы хотите, чтобы речь малыша была выразительной, красивой, образной, понятной, логичной, то такой должна быть и Ваша речь.
Комментируйте ребенку, что и как Вы делаете, что Вы видите, начиная с первых дней его жизни. Называйте предметы, детали, свойства и качества, действия, признаки.
Дома обязательно должен быть домашний театр – любой!Он создает очень благоприятные условия для развития связной речи ребенка и его речевого творчества.
Не ждите «готовых» рекомендаций. Любая мама, хорошо зная своего малыша, может придумать интересную речевую игру или речевое занятие именно для него. Просто творите с удовольствием и радостью.
Речевые игры для развития речи ребенка.
Игра «Угадай, что я делаю»
Вы за приоткрытой дверью или за ширмой производите шум, а ребенок угадывает, что это за шум. Варианты заданий (вы перелистываете журнал, передвигаете стул по полу, налили в стакан воду).
Игра «Удержи в воздухе»
Небольшая ватка (ватка должна быть как хлопья снега по размеру) закрепляется на нитку. Ватка находится на уровне лица ребенка. Малыш дует на нее и пытается как можно дольше удержать ее ввоздухе. «Снежинка» летает в воздухе.
Игра «Чего не стало»
Взрослый расставляет игрушки. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну игрушку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало машинки» и так далее.