Просмотр содержимого документа
«Игра как средство нравственного воспитания дошкольников»
Игра, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.
Но как бы, ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Поэтому работа по воспитанию патриотизма становится более эффективной, если установить тесную связь с родителями. Любовь маленького ребенка к своей Отчизне начинается с отношения к своей семье, своим родным, друзьям. Знакомим ли мы детей с родным городом, с каким-либо теоретическим материалом, готовим какое-либо мероприятие или праздник следует учитывать мнение родителей, попытаться выработать общую точку зрения, чтобы родители стали не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка. С этой целью можно использовать такие формы работы как индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, консультации, круги общения, участие родителей в городских конкурсах, а также в конкурсах, проводимых в детском саду, оформление папок-передвижек по разной тематике, фотовыставки, нетрадиционные родительские собрания, привлечение родителей к оформлению стен-газет, мини-музеев. Часто родители становятся полноправными участниками спортивных соревнований, праздников, развлечений, проводимых в группе. Они оказывают большую помощь в подготовке выставок рисунков и поделок, предметно-развивающей среды, оформлении интерьера группы. Подобная совместная работа позволяет восполнить пробелы в знаниях родителей, помогает сплотить детский коллектив, сделать предлагаемое для детей мероприятие более интересным и разнообразным, а родителям помогает увидеть в детях новые черты характера, способности, найти свой подход к раскрытию личности ребенка, его творческих способностей.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрять деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. Таким образом, не маловажным является и приобщение детей к домашнему труду, привлечение к участию и подготовке к праздникам, труд по самообслуживанию, труд в природе.
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других. Педагогу необходимо искать наиболее понятные и интересные ребенку способы общения, формы общения, где можно ненавязчиво, без скучных нотаций, заострять внимание на нравственных аспектах. Здесь педагогу лучше всего помогут: художественная детская литература, фольклор (сказки, стихи, потешки), доверительные беседы, ролевые игры, игры-забавы — то есть все, что делает детскую жизнь счастливой и наполненной.
Чтение художественной литературы.
Искусство многому учит и даже способно перевоспитать людей, так велика его волшебная сила! Поэтому чтение художественной литературы детям необходимо. Наша отечественная литература, особенно детская, чрезвычайно нравственна по сути своей (Пантелеев, Чуковский, Барто, Житков, Маршак, Михалков и др.)! Много в плане нравственного воспитания дают произведения русских и мировых классиков, написанные специально для маленьких детей. Здесь, кстати, надо отметить и отечественную анимацию. Россия вполне оправданно гордится красочными, очень добрыми мультфильмами и экранизациями сказок для юного поколения. А вот от того огромного вреда, который сегодня наносит голубой экран, плотно заполненный низкосортными боевиками и ужастиками, детей необходимо оберегать - эта лавина жестокости и агрессии может навсегда испортить нежную, восприимчивую детскую душу. Положительное и яркое воздействие оказывает на ребенка фольклор. Первые народные произведения, с которыми знакомится ребенок - это колыбельные песни и потешки. Их музыкальность и радостный несложный ритм легко запоминается детьми. Через народную сказку - прелестную, волшебную, умную и опытную, ребенок усваивает основные представления о добре и зле, скупости и щедрости, смелости и трусости, то есть приобретает некий эталон, образец для подражания. Также свой особый вклад в духовное воспитание детей вносит пословица. Ее меткое, мудрое слово обогащает юные сердца бесценным даром золотого опыта взаимоотношений людей разных поколений и национальностей. Пословица — «учебник жизни», затрагивающий все общечеловеческие проблемы. Она, отточенная самим временем, приобрела не только своеобразную нравственную мораль, но и речевую ценность, емкость выражения, звучность, юмор — что, безусловно, помогает вдумчивому воспитателю-педагогу широко использовать ее для обогащения души, мыслей и речи ребенка. Необходимо знакомить детей и с такой гранью народного творчества как национальные праздники, игры и забавы, где каждый народ ярко и полно раскрывает лучшие стороны своей души. Пусть наши маленькие дети живут в радости и учатся добру.
Беседы. Доверительная беседа в воспитательной работе имеет гораздо большее значение, чем постоянные и нудные нотации. Любой шалун и непоседа все равно прислушивается к мнению старших, особенно если чувствует доброжелательность взрослого. Разговаривая с детьми таким образом, можно донести до них много нужной информации, и, недокучливо, исподволь, учить их гуманности. Так, при случае, надо осудить тех, кто смеется над старым беспомощным человеком, и похвалить того, кто бросился помочь упавшему карапузу. Много самых разных случаев того или иного поведения людей можно обсудить с детьми в такие доверительные минуты. Эти беседы глубоко и навсегда западают в душу ребенка и помогают определиться со сложными в его возрасте вопросами - «что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО».
Природа. Когда мы говорим об экологическом воспитании детей, то подразумеваем опять же нравственное воспитание. Роль Природы в формировании личности ребенка очень велика. Одна из задач воспитателей детского сада — научить детей видеть ее красоту, охранять и беречь ее — то есть воспитывать любовь к окружающему миру. Что и как можно сделать в этом направлении? Педагог, который действительно переживает за духовную жизнь своих питомцев, не только со всей ответственностью будет проводить специальные занятия по изучению природы, но и всегда выберет подходящий случай, чтобы поговорить о ней, зафиксировать уже полученные знания и добавить новые. Можно, например, после выходных дней «вдруг» заметить и «громко расстроиться» из-за того, что засыхают комнатные цветы — несколько самых отзывчивых детишек обязательно побегут к лейкам. Нужно добиваться того, чтобы дети сами кормили рыбок в аквариуме. На прогулках необходимо обращать внимание детей на красивые пейзажи, на удивительные очертания облаков, на распустившиеся прекрасные цветы, на бабочек, стрекоз, букашек, муравьишек. Если вдруг встретится сломанная веточка, надо посетовать вместе с детьми над бедным деревцем, осудить злое сердце того, кто это сделал, а потом с помощью своих маленьких помощников «вылечить» деревце, перевязав больную веточку. Если вместе с дошколятами слушать и радоваться чириканью простого воробья и восхищаться веселым треньканьем синицы, тогда в будущем у них уже никогда не поднимется рука, чтобы кинуть камнем в маленькую птичку. Именно так, терпеливо и настойчиво и очень бережно нужно стучаться в детское сердце, чтобы оно открылось для добра и любви. Да, здесь опять говорится о прописных истинах, которые, к счастью, знают все, но, к сожалению, в действительности не всегда уделяют этому вопросу должного внимания.
Ролевые игры.
Большую помощь воспитателю в нравственном воспитании детей оказывают сюжетно-ролевые игры. Они очень хорошо раскрывают характеры детей. Играя, дети копируют поведение взрослых в похожих ситуациях. Так, в игре «Дочки-матери» они стараются общаться друг с другом с пониманием и заботой. В «играх-путешествиях» на первый план выходит дружба, взаимовыручка. Милосердию, сопереживанию научит игра в «Больницу». В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, салки, сапожник, царь-горох и др.).
В старшей группе детского сада в такие игры дети играют уже самостоятельно. Но бывают ситуации, когда воспитатель обязательно должен вмешаться. Например, если вдруг замечаешь у кого-то из детей проявление жестокости или равнодушия (девочку, у которой «очень сильно заболела кукла» не пускают без очереди), следует сказать: «Ой-ой! Какая температура высокая у твоей дочки, ей срочно надо к врачу! Т.е. необходимо вызывать у всех детей чувство сострадания, желание помочь своим друзьям. Поэтому стоит серьезно и с большим вниманием относиться к сюжетно-ролевой игре. Всегда можно придумать новые игры, где дети, подражая взрослым, не только знакомятся с какими-либо профессиями, но и учатся правильно выстраивать линию своего поведения. Важную роль в процессе нравственно-патриотического воспитания играют и дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. У детей формируется организованность, развивается психический процесс, вырабатывается умение действовать совместно, в коллективе. Это могут быть такие игры как «Кем я работаю», «Какая моя мама», «Клубочек» - для детей младшего возраста, «Посылка из деревни», «Угадай, где я нахожусь?», «Радиоэфир», «Узнай наш флаг», «Кто в стране живет», «В какой музей экспонат», «Знаешь ли ты свой город?» - для детей старшего возраста, а также игры для ознакомления детей с социумом «Школа», «На почте», «Библиотека», игры на развитие коллективизма «Как поступить», «Цветик-семицветик».
Практически в каждом детском саду имеется мини-музей «Русская изба», который предоставляет большие возможности для ознакомления детей с фольклором, русским бытом, традициями, народными играми, которые вызывают у детей особый интерес. Эти игры вводятся в самостоятельную деятельность детей, организацию прогулок, как физкультурные минутки на занятиях, а также при знакомстве детей с музеем «Русская изба», например в качестве раздела «Забавы у печки».
Игры «Забавы у печки»
У печки стоит расписной сундук, в котором лежат деревянные народные игрушки-забавы: мотальщики, закидушки, волчки, кале-чина-малечина, блошки, бирюльки, горка с яйцами. 1. Мотальщики - две деревянные палочки, связанные между собой веревками, середина веревки отмечена лентой. Играют два игрока, каждый держится за свою палку, по команде начинают накручивать веревку на палку, кто быстрее докрутит до середины.
2. Закидушка - деревянный стаканчик на палочке, к которой веревкой привязан деревянный шарик. Нужно поймать шарик стаканчиком.
3. Волчки - по команде дети начинают вращать волчки, у кого дольше прокрутится.
4. Бирюльки - это много мелких предметов и два крючка. Играют два игрока. Нужно из группы предметов-бирюлек осторожно и быстро крючком набирать бирюльки, не потревожив при этом остальные. Выигрывает тот, кто больше наберет.
5. Калечина-малечина - специальная палочка, которую ставят на ладонь или палец. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку в равновесии и не уронит ее.
6. Блошки - деревянные диски которые прижимают указательным пальцем и они прыгают. Соревнуются два или несколько детей.
7. Горка с яйцами - пасхальная забава у кого дальше прокатится яйцо с горки или кто своим яйцом заденет чужое яйцо.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.