«Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте».
«Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте».
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте».»
Управление общего образования администрации
Ртищевского муниципального района Саратовской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ПЧЁЛКА» Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
( МДОУ детский сад № 2 г. Ртищево)
Конспект родительского собрания
в младшей группе №2
на тему:
«Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте».
г. Ртищево 2016г.
Цель: воспитание самостоятельности у детей младшего возраста, педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
Предварительная работа: приглашение родителей на собрание; анкетирование родителей. (Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка.)
Повестка дня:
Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».
Анализ анкет.
Ситуации для анализа.
Работа с памятками.
Слово-эстафета.
Задание для родителей «Ответь на вопрос»
Выступление родительского комитета.
Подведение итогов.
Ход собрания:
Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!” И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно, наносят вред своему ребенку. Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.
Как мы уже отметили, готовность, и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”. У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!
Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то, чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.
Формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.
Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе.
Дети – элементарным навыкам самообслуживания.
Мы – последовательности, методичности и терпению.
А терпения как раз порой и не хватает…
Анализ анкет.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем определить это.
Вам были выданы анкеты: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста», чтобы Вы заполнили их дома.
Анкета для родителей
«Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»
Критерии самообслуживания
Самостоятельно
С помощью взрослого
Следит за собой (опрятность)
Старается быть аккуратным в быту
Может кушать самостоятельно
Может пользоваться носовым платком
Может раздеваться
Может одеться
Складывает свои вещи
Может убрать за собой игрушки
Моет и вытирает руки
Ходит в туалет
Просит ли помощи, если что-то
не получается?
Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду.
Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Убирать игрушки, строительный материал в определенное место
Выполнять небольшие поручение взрослых.
Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:
приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,
выделить место для хранения предметов туалета,
постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Ситуации для анализа.
Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.
Трехлетний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Мама прекращает, как она говорит «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготки и натягивает их уже сама.
Малыш поднимает крик: «Сам! Я сам!»
Мама строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы:
Правильно ли поступила мама?
Каковы последствия такого поведения мамы?
Бывали ли подобные ситуации у вас?
Как вы выходили из них?
Как лучше вести себя в таких ситуациях?
(Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.
Правильнее было бы обыграть ситуацию: «Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно».)
Другая ситуация.
Насте 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.
Почему так происходит?
Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.
(Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию - раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.
Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?
В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)
Работа с памятками.
На ваших столах лежат памятки.
Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?
Памятка по формированию навыков самообслуживания.
Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.
Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.
Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.
Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
Используйте игровые ситуации.
Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.
А сейчас мы предлагаем вам поделиться с нами достижениями вашего ребенка. Предлагаем вам сыграть в игру:
5. Слово-эстафета.
Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение:
“ Мой ребенок умеет или делает…..”
(Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет.)
Какие замечательные малыши!
6.Задание для родителей «Ответь на вопрос»
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в “Конфеты” раздаются родителям.
«Машу забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Маша сама одевается, бабушка так и рвется помогать.
В результате ребенок стал бегать за помощью к воспитателю по поводу каждой мелочи в одежде».
( Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)
«Андрюше 3 года, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки.
С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?»
(Варианты игр мы рассматривали ранее. Возможен такой диалог: Что это такое?- Штаны! - отвечает ребенок.- Штаны? А для чего они?- Надевать.- Надевать??? А как это?)
«На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?»
(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).
«Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?»
(Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один ребенок растерялся.)
7. Выступление родительского комитета.
8. Подведение итогов.
Уважаемые родители! Мы благодарим вас за совместную работу.
Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.
Анкета для родителей
«Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»
1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
2. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.
3. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.
4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.
5. Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
6. Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
7. Используйте игровые ситуации.
8. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
«Машу забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Маша сама одевается, бабушка так и рвется помогать.
В результате ребенок стал бегать за помощью к воспитателю по поводу каждой мелочи в одежде».
«Андрюше 3 года, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки.
С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?»
«На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?»
«Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?»